История
SUNN были созданы музыкантами для музыкантов. В 1963 году басист группы The Kingsmen Норм Сандхольм во время длительного тура по 50 штатам, вдруг осознал, что его басовый усилок мягко говоря не тянет. Ему хотелось больше мощности, но все имеющиеся на тот момент аппараты нужных ему децибел выжать не могли.
Решение проблемы нашлось простое, но гениальное: обратиться к своему брату Конраду, проводившему все свободное время в гараже с паяльником, и попросить его создать усилитель такой мощности, какой до тех пор не было. Конрад согласился.
Результатом его усилий стала первая модель усилителя SUNN, которая так понравилась коллегам Норма Сандхольма, что пришлось ставить производство на поток — так много было заказов. Причем производство располагалось сначала в сарае на заднем дворе отца братьев Сандхольм.
Усилителями Sunn пользовались Black Sabbath, Rolling Stones, Джимми Хендрикс, Пит Тауншед из The Who и многие другие культовые рокеры тех лет. Достаточно посмотреть на фотографии со сцены Вудстока, чтобы понять, насколько переплились понятия «рок-н-ролл» и Sunn в то время.
В конце 60-х годов братья Сандхольм чего-то не поделили, разругались и Норм, продав свою долю в бизнесе своему брату, ушел заниматься недвижимостью. С уходом главного инициатора рождения Sunn постепенно сходит на нет и волна популярности этих аппаратов среди музыкантов. Их еще можно было увидеть на сцене, но формировать звучание нового времени начали совсем другие усилители, быстро обросшие собственными культами и служителями.
В 1971 году компания сменила владельца: Норман продал бренд компании Hartzell. Новый владелец продолжил выпускать уже терявшие былую популярность усилители, и казалось, что настало время упадка. Но именно под крылом Тома Хартцелла под именем Sunn выходит то, чему предстоит возродить «солнечный» культ — усилитель Model T.
Sunn Model T
Выпущенный в 1973 году этот усилитель что называется, не выстрелил. Он был хорош, давал глубочайшие басы, и отлично звучал как с перегрузом, так и на чистом звуке. Но 70-е были временем продукции Marshall, а солнечное дитя оказалось на периферии зрения профессиональных музыкантов. Зато невысокая стоимость обеспечила их популярность среди юных гитаристов, которые вполне могли позволить себевыпросить этот усилитель в подарок на Рождество или купить самостоятельно, накопив и заработав денег кося траву у соседей или развозя газеты.
Вероятно, именно так ковался культ этой модели, который буквально разорвался в поле альтернативной музыки начала 90-х годов. Синдром утенка, ностальгия или все вместе сделали свое дело, и выросшие музыканты решили не расставаться с полюбившимся им аппаратом. Ничего удивительного в этом, впрочем нет — Model T был серьезным профессиональным усилителем, который лишь по стечению обстоятельств превратился в игрушку для начинающих. Но, если бы не этот детский период, вряд ли сегодня мы бы говорили о культе Sunn.
Возрождение
Если в 60-х солнце Sunn сияло ярко и тепло, то в начале 90-х это было уже черное солнце оккультистов. Своим возвращением в качестве эталона звучания Sunn обязаны группе Earth, назвавшей в честь культовых аппаратов один из своих альбомов. Правда, и здесь не обошлось без фиги в кармане: как признался в одном из недавних интервью лидер Earth Дилан Карлсон, усилителем Sunn он пользовался только дома, да и то не ламповым, а транзисторным.
Тем не менее, миф, окружавший культовые аппараты, формировался во многом благодаря тяжелому дроновому звуку Earth, и именно с подобным звучанием они стали ассоциироваться в сознании молодых музыкантов, игравших дум, сладж и дроун-метал. Максимальная тяжесть, тектонические басы и звук, выворачивающий нутро наизнанку — таким стало лицо Sunn. Впрочем, мягкая и мелодичная сторона их тоже не была забыта – второе крыло возродившегося культа формировалось из групп, игравших нео-психоделик и саузерн-рок, и стремившихся добиться максимально аутентичного звучания того времени
Но в массовую культуру культ Sunn проник, разумеется, благодаря группе, взявшей себе название и логотип легендарных усилителей. Стив О’Мэйли с компанией смогли выжать из усилителей и кабинетов все и даже больше, превратив их в акустического Молоха, монолит тяжести, бога, превращающего звук в материю, дробящую кости и выносящее сознание из тела. Как сказал сам музыкант: «Усилители Sunn — это двигатель того, что мы делаем».