История музыки соул

17k

В музыке соул сочетаются эмоциональный вокальный стиль негритянской церкви и светский драйв ритм-энд-блюза. А вот сам термин "ритм-энд-блюз" ввел журнал "Биллборд" вместо принятого тогда названия "расовые диски", которым обозначали популярную комбинацию джаза и блюза.

Одна из первых звезд этого жанра, Эрнестина Андерсон начала певческую карьеру в группе ритм-энд-блюз на Западном побережье. Эрнестина поет низким и мягким голосом, подходящим для эмоционального репертуара нового типа – соул. "Тайная любовь". Это песня на стихи Дорис Дэй из фильма "Каламити Джей". Эрнестина Андерсон могла взять заурядную песню Дорис Дей и сделать из нее настоящий соул. С трех лет Арнестина Андерсон подпевала великой блюзовой певице Бесси Смит, слушая ее записи. В 18 лет она выступала с Джонни Отисом, а в 1952 году начала работать с оркестром Лайонела Хэмптона.

 

Один из источников музыки соул – танцевальные залы, другой – церковь с ее истовым пылом. Популярные исполнители госпела – Клара Уорд, Махалия Джексон, квартет "Голден Гейт"- надолго оставили глубокий след в душах(извините за каламбур) последующих поколений исполнителей. По сути: все черные звезды музыки соул вышли из церкви и прошли школу госпела, духовных песнопений. Соул и госпел очень близки.

В качестве типичного образца музыки соул можно назвать группу "Могучее облако радости" (Mighty Clouds Of Joy). Основатель группы Джо Лигон на протяжении почти пятидесяти остается ее солистом.

Группа "Могучее облако радости" зародилась в 50-е годы как квартет госпела, но восприняла многое из стиля соул и позже получила название "Соблазн госпела". В 1975 году группа спела шедевр диско "Высоко на небе", занявший второе место в хит-параде. Долгие годы они поддерживали "Роллинг Стоунз, Пола САймона и группу "Эрт, Уинд энд Файр".

Песни в стиле соул появились е негритянской музыке в 50-е годы. В основе жанра лежала идея возвращения к истокам. Это воплощение самобытной негритянской культуры южных штатов посредством элементов госпела и блюза. Музыка соул идет из глубины души, что и предполагает ее название. Эта музыка отражает тонкие нюансы чувств. В ней есть что-то от блюза, но присутствует более духовный пласт. Тем не менее, она заставляет танцевать, пробуждает желание жить.

Гений, который соединил госпел и ритм-энд-блюз – Рэй Чарльз. Он родился под именем Рэй Робинсон в 1930 году в Джорджии. В детстве он ослеп (Рэй Чарльз ослеп в 7 лет, но научился писать и читать ноты по системе Брайля. Впоследствии он сочинял музыку в уме и пел своим музыкантам), но это не помешало его музыкальному развитию. Он начал записываться в конце 40-х годов, но лишь заключив контракт с "Атлантик рекордз", получил заслуженное признание.

 

В ноябре 1954 года Рэй Чарльз взял классический госпел "Это, конечно, Иисус" и сделал из него шедевр ритм-энд-блюза. А вот песня "У меня есть женщина" знаменует рождение музыки соул. Эти напевы заимствованы из церкви. Он соединяет их со светскими текстами, что вызывает нарекания. Многих это шокировало, но Рэй Чарльз говорил:

"Госпел и блюз – это одно и то же, только блюз обращен к женщине, а госпел – к Богу".

Еще одна звезда ритм-эндэ-блюза, работавшая с "Атлантик рекордз" - знаменитая Лаверн Бейкер. Первая песня, записанная ею в этой фирме, называется "Душа в огне". Также она исполняет хит 1955 года "Чистая игра". Большая эмоциональная сила питала революцию соул. До того, как Лаверн Бейкер стала звездой в середине 50-х годов ее называли "Мисс Маленькая Издольщица" (издольщик – арендатор, платящий за аренду земли долей урожая). Она родственница легендарной блюзовой певицы Мемфис Минни. Музыкант Нона Хендрикс вспоминает: "Бейкер произвела на меня сильное впечатление, когда я впервые услышала ее в театре Бруклина. У нее был удивительный голос. Он утешал и воодушевлял. Она стала для меня воплощением музыки соул". Лаверн также записала дуэты с первыми певцами соул – Беном Кингом и Джекки Уолсоном.

Когда любишь и поешь об этом, музыка совпадает с состоянием души и льется прямо из нее, проникая в сердца тех, кто переживает то же самое. Тексты госпелов в иносказательной форме передавали взгляд на жизнь черного населения Америки. Исполнители госпелов участвовали в движении за гражданские права. Политическая тематика нашла выражение и в песнях "золотого века соул". История музыки соул неразрывно связана с борьбой за гражданские права. Музыка негритянской церкви и госпел стали частью борьбы за гражданские права, а музыка соул была ее светским воплощением – в этом и заключается их родство. "Перемены придут" - надеялся и возвещал Сэм Кук в хите 1965 года, который вышел после его смерти. Арета Франклин пела "Респект" и требовала уважения. Чернокожее население США подвергалось дискриминации и, когда появлялись песни с политическим, критическим подтекстом, все с удовольствием пели их и самовыражались в музыке.

И нет ничего удивительного в том, что Джесси Джексон, проповедник, близкий друг Мартина Лютера Кинга, представляет Билли Престона и декламирует старинный гимн "Чудесное милосердие". Билла часто называли "пятым "битлом". Он играл с "Битлз" и работал с их фирмой звукозаписи. Билли был одаренным клавишником и с 10-и лет играл с королевой гостепа Михалией Джексон.

Что такое "соул"? Что такое "душа"? То, что, как считают верующие люди, возносится на небо. Не все верят в Бога, но все считают душу сутью бытия. Можно сказать, что в музыке соул с необыкновенной силой и глубиной воплощается негритянская душа. Это квинтэссенция культуры черных.
В середине 60-х слово "соул" стало звучать повсюду, олицетворяя культуру черных. Понятие "соул фуд" ("пища души") всегда связывали с негритянской кухней, а теперь это стало маркой. Рестораны с маркой "соул" существуют по сей день благодаря названию "соул фуд". Все было "соул": парикмахерские, радиостанции… Трудно назвать культурное явление негритянской жизни того времени, которое не называли словом "соул". Музыка соул отличается от того, что было до и после нее, своей зрелостью. В отличие от того, что мы слышали в ритм-энд-блюзе… Это было менее зрело, чем Арета Франклин и Отис Реддинг, Дэвид Руффин. Их голос – голос зрелых людей.

"Братья Нэвим" - Aaрон, Сирил, Арт и Чарльз – четыре брата из Нового Орлеана. Выступают с 50-х годов. Аарон занял второе место в хит-параде 1966 года. Прекрасный, легкий и яркий голос. Чем-то напоминает Сэма Кука и Смоки Робинсона, но со своеобразным нью-орлеанским колоритом. Аарон татуировал щеки в 16 лет. Отец пытался стереть татуировку губкой для мытья посуды. Чарльз Нэвилл играл на саксофоне с Рэем Чарльзом, Джеймсом Брауном и Би Би Кингом. В его вокальной манере есть что-то от йодля "поющего ковбоя" Джина Отри. Новый Орлеан – большой котел, похлебка из ритм-энд-блюза и соул, и "Братья Нэвилл" варились в ней.

В начале 50-х были записаны первые композиции в исполнении восходящей звезды Нового Орлеана Давела Кролуфорда. Кролуфорд был верен предшественникам, Фэтсу Домино и Доктору Джо.

"Луизиана – 1927". Эту песню написал нью-орлеанский музыкант Рэнди Ньюман. В песне упоминается наводнение, случившееся в тот год. Музыканты Нового Орлеана сделали ее гимном после "Катрины". В нью-орлеанских песнях соул слились госпел и ритм-эндэблюз, породив своеобразный синкопированный ритм.

Знатоки музыки соул считают, что этот музыкант обладает самым красивым голосом. А ведь талантов было много. У него было одно преимущество. Священник из Филадельфии, который регулярно общался с Мартином Лютером Кингом, заключил контракт с "Атлантик", сразу после ухода Рэя Чарльза в 1960-м. Первый хит, записанный на этой студии – кантри - песня "Недосягаемое". Он пионер не только в жанре соул, но и в музыке кантри Впрочем, сам себя он называл еще и "королем рока". Этот великий певец в стиле соул еще и похоронных дел мастер. Соломон Берк – яркая личность. В 9 лет его называли "проповедником-вундеркиндом". Из-за тяжелого ожирения Берк поет, сидя в кресле. Физический недостаток он использовал себе во благо. Это кресло – трон на сцене – интересный прием. Никто не ожидает от неподвижного человека чего-то великого… Но он изумляет. Прекрасное лицо, дивный голос, покоряющее сценическое обаяние. Соломон Берк всю жизнь балансировал между церковной и светской музыкой. Берк заявил о себе во весь голос в начале 60-х и знаменовал начало эпохи, когда такие фирмы, как "Мотаун", "Стакс" и "Атлантик" поставили музыку соул в центре внимания молодежи не только в США, ни и во всем мире.

Странно, но многие считают песни соул экстравагантными. Однако известные певцы соул поют так задушевно и лирично, что скорее трогают душу, чем бьют по голове…