Диджериду, традиционный музыкальный инструмент коренных жителей Австралии, является одним из старейших духовых инструментов на земном шаре. Он представляет собой длинную, до нескольких метров, деревянную трубу, полую внутри. Австралийские аборигены находили высохший ствол небольшого дерева, выеденный изнутри термитами, выбивали из него труху и использовали в своих ритуалах, чтобы войти в трансовое состояние. В результате мы имеем очень необычный музыкальный инструмент, который способен издавать только одну ноту, но при этом дает возможность изменять тембр звучания и громкость обертонов по желанию исполнителя. Несмотря на то, что он относится к разряду духовых, сам принцип формирования звука в нем совершенно иной, нежели в трубе, флейте или саксофоне: колебание воздуха внутри канала обеспечивается вибрацией губ музыканта. При этом на издаваемый звук влияет также конфигурация дыхательных путей, гортани и диафрагмы исполнителя. Начиная с конца XX века, музыканты со всего мира начали применять диджериду в современной музыке.
Еще в начале 1980-х годов австралийский коллектив Gondwanaland использовал диджериду в своих эмбиент-композициях, сочетая его с синтезаторами и гитарами. Одним из первых музыкантов, применившим диджериду на западе, был Стив Роуч, пионер эмбиент-музыки, который был очарован звуками этого инструмента во время своего путешествия по Австралии в 80-х годах. С этого времени диджериду начал свое триумфальное шествие по планете. В наши дни существует множество модификаций оригинального диджериду: спиралевидные и в форме коробки (диджебокс), а также состоящие из двух труб, вложенных одна в другую (диджерибоны). Такое устройство позволяет менять основной тон прямо во время игры, по принципу тромбона. Также существуют инструменты, оснащенные клапанами. Такое разнообразие модификаций открывает широкие возможности для использования диджериду в самых различных музыкальных направлениях.
В эмбиенте, этно-трансе и в других жанрах инструмент используется для создания бархатного, насыщенного музыкального фона, называемого дроном. Для создания дрона больше всего подходят длинные диджериду узкого диаметра. В таких жанрах, как хип-хоп, брейкбит, фанк музыканты используют более короткие варианты для быстрой, ритмичной игры, часто сочетая ее с битбоксом. Впрочем, разделение по жанрам довольно условно: многие исполнители не ограничиваются одним инструментом во время выступления, а используют две или несколько труб для создания различных эффектов.
В 1992 году ирландский диджей и продюсер Ричард Дэвид Джеймс, более известный как Aphex Twin, сочиняющий в жанрах техно, эсид и драм-энд-бэйс, использовал диджериду в композиции с одноименным названием (Didgeridoo), которая стала хитом танцполов Британии. В следующем году Джей Кей со своей группой Jamiroquai, ставшей впоследствии легендой джаз-фанка, также применил этот инструмент в альбоме Emergency On Planet Earth. Альбом покорил британские чарты, заняв первую строчку.
Многие современные исполнители предпочитают сольную игру на диджериду, доводя свою технику игры до совершенства и модифицируя свои инструменты для получения индивидуального звучания. Например, Чарли МакМахон (Австралия) изобрел особый микрофон, способный регистрировать звук непосредственно в ротовой полости. Уильям Торен изобрел модификацию «Мультидроновый Диджериду», которая обеспечивает звучание нескольких основных тонов одновременно. Французский музыкант Залем Деларбр при игре активно использует битбокс и электронные процессоры эффектов. Он стал одним из основателей стиля вобблинг.
Сегодня диджериду получил распространение во многих странах мира, не исключая и России. В крупных городах существуют специализированные магазины и школы, а иногда вы можете встретить музыкантов, играющих на диджериду прямо на улице.