Отечественные композиторы начала двадцатого века.

24k

Конец XIX и начало XX века (до 1917 года) - период в истории музыки не менее богатый чем предыдущее, но гораздо более сложный. Он не отделён в истории каким-либо переломом : лучшие, вершинные сочинения Чайковского и Римского-Корсакова относятся именно к 90 -м годам XIX и к первому десятилетию XX века.

Уже ушли из жизни Мусоргский и Бородин, а в 1893 году и Чайковский. На смену им приходят ученики, наследники и продолжатели их традиций : С. Танеев, А. Глазунов, С. Рахманинов. Но как ни близки они своим учителям, в их творчестве ясно чувствуются новые вкусы. Опера, в течение более чем столетия занимавшая главное место в русской музыке, явно отходит на второй план. А роль балета, наоборот вырастает.

Широко развиваются симфонические, камерные жанры в творчестве Глазунова и Танеева. Огромной популярностью пользуется фортепьянное творчество Рахманинова, который и сам был великим пианистом. Фортепьянные концерты Рахманинова (как и концерты Чайковского, и скрипичный концерт Глазунова) относятся к вершинам мирового искусства. В последней четверти XIX столетия творчество русских композиторов было признано во всём цивилизованном мире.

Среди молодого поколения музыкантов, вступивших в творческую жизнь в конце прошлого- начале нынешнего века, были композиторы и иного типа. Уже первые их сочинения написаны очень по своему : остро, иногда даже дерзко. Таков Скрябин. Одних слушателей его музыка покоряла вдохновенной силой,    других    возмущала    необычностью.    Несколько    позднее    выступил Стравинский. Его балеты, Поставленные во время "Русских сезонов" в Париже, привлекли внимание всей Европы. И наконец, уже в годы первой мировой войны на русском пространстве восходит ещё одна звезда - Прокофьев.

Большую роль в музыкальной жизни России этого времени сыграл Беляевский кружок, названный так по имени его основателя Митрофана Петровича Беляева - известного лесопромышленника, владельца огромного состояния и страстного любителя музыки, особенно русской. Кружок, возникший в 80-хгодах, объединил почти всех лучших музыкантов того времени ; Н. А. Римский - Корсаков стал идейным центром этого музыкального содружества. Всеми доступными средствами Беляев стремился помочь тем, кто служил русской музыке.

Основанное Беляевым новое издательство за несколько десятилетий своего существования издало огромное количество произведений русских композиторов. Щедро оплачивая труд композиторов, Беляев организовал ещё и ежегодные конкурсы на лучшее камерное сочинение, а потом и конкурсы имени М. И. Глинки на лучшее произведение русской музыки любого жанра. Беляев способствовал воскрешению полузабытых партитур великого Глинки, чьи крупные сочинения тогда нигде не звучали - ни на одной оперной сцене, ни на симфонической эстраде.

Необходимо упомянуть и организованные Беляевым в течении многих сезонов "Русские симфонические концерты", а также "Русские камерные вечера".  Целью  их было  - знакомить русскую публику с произведениями национальной музыки. Руководили концертами и вечерами Н.А. Римский -Корсаков и его талантливые ученики А.К. Глазунов и А. К. Лядов. Они разрабатывали план каждого предстоящего сезона, составляли программы, приглашали исполнителей... Исполнялись исключительно произведения русской музыки : многие из них, забытые, отвергнутые ранее русским музыкальным обществом нашли здесь первых своих исполнителей. Например, симфоническая фантазия М.П. Мусоргского "Ночь на лысой горе" впервые прозвучала именно в "Русских симфонических концертах" почти через двадцать лет после создания, а затем была многократна повторена ( "по востребованию публики", как отмечалось в программах).

Трудно переоценить роль этих концертов. В годы, когда на такие гениальные оперы, как "Борис Годунов" и "Хованщина", было наложено вето царской цензуры, когда в самой влиятельной, почти единственной в России музыкально-концертной организации (РМО) было засилье западноевропейского репертуара, когда оперные театры, именуемые императорскими, по словам Стасова, "выжили со своих подмостков оперы Глинки, Мусоргского, Бородина, Римского-Корсакова", когда цензура запрещала песни Мусоргского, названные им "народными картинками", - в то время единственным местом в России, где звучала вся отвергнутая официальными кругами музыка русских композиторов, были "Русские симфонические концерты".

Знаменательно, что через год после смерти А. П. Бородина был устроен концерт из его произведений, большинство из которых прозвучало тогда впервые.

Беляевский кружок в 80 - 90-е годы оказался единственным музыкальным центром, где объединялись наиболее активные музыканты, ищущие новые пути развития искусства.

Весьма примечательным явлением в русской музыкальной жизни конца XIX века была так называемая частная опера С. И. Мамонтова в Москве. Сам Савва Иванович Мамонтов будучи подобно Беляеву богатым предпринимателем, организовал в России оперную труппу. С ней он осуществил первые постановки русских опер - "Русалки" А. С. Даргомыжского и "Снегурочки" Н. А. Римского-Корсакова, - которые пользовались у московской публики значительным успехом. Так же он поставил оперу "Псковитянка" Н. А. Римского-Корсакова. С этой оперой, которая нигде не шла, театр выехал на гастроли в Петербург.

На рубеже XIX-XX века возрождается интерес к старинной музыке. Мало-помалу начинается строительство органов в России. В начале XX столетия их можно было буквально пересчитать по пальцам. Появляются исполнители, знакомящие слушателей с органной музыкой прежних эпох и столетий : А. К. Глазунов, Старокадомский.

Это время является важным этапом в истории скрипки. Появляется группа виртуозов - композиторов и исполнителей, которые раскрывают неведомые прежде возможности скрипки как сольного инструмента. Возникают новые замечательные произведения, среди которых видное место занимают сочинения советских композиторов. В настоящее время всему миру известны концерты, сонаты, пьесы Прокофьева, Хренникова. Их замечательное искусство помогает нам почувствовать, что за удивительный это инструмент - скрипка.

В конце XIX и в начале XX века, а особенно в предоктябрьском десятилетии, через всё русское искусство, и в частности музыку, проходит тема ожидания великих перемен, которые должны смести старое, несправедливое общественное устройство. Далеко не все композиторы осознавали неизбежность, необходимость революции и сочувствовали ей, но предгрозовую напряжённость ощущали все или почти все. Большинство музыкантов непосредственного участия в революционных событиях не принимали, и потому связи между ними были довольно слабыми.

Помимо этого еще одним немаловажным фактором, стало появление кинематографа. В связи с этим многие советские композиторы 20 века взялись за написание музыки к различным кинолентам и добились в данной области отличных результатов. Многие советские композиторы 20 века стали настоящими профессионалами в области написания музыки к кинофильмам. Правда, они еще не прошли в большинстве своем достаточного испытания временем, чтобы относиться к категории "классическая музыка". В это время творил советский композитор М. Таривердиев.

Композитор писал музыкальное сопровождение для таких кинолент, как, например, "Король-Олень", "Любить", "Ирония судьбы". Тогда же работал Дога. Е.Д. Дога - молдавский советский композитор, написавший музыку для многих известнейших кинолент. Среди которых: "Табор уходит в небо", "Бульварный роман" и др. Однако композиторы 20 века - это отнюдь не только композиторы, прославленные киномузыкой. Имена таких композиторов как Кальман, Хачатурян, Пуччини, Прокофьев, Дебюсси, Рахманинов, известны многим ценителям хорошей музыки.

Такой богатый репертуар есть только в театр Моссовета, хотя другие театры тоже ничего.

Среди поколения композиторов, появившегося в 1900-х гг., наиболее талантливыми художниками были СВ. Рахманинов (1873-1943) и А.Н. Скрябин (1871-1915). В их произведениях нашла выражение идейная атмосфера предреволюционной эпохи, в их музыке находили выражение романтический пафос, зовущий к борьбе, стремление подняться над "обыденностью жизни". Рахманинов - гениальный композитор, пианист и выдающийся дирижер, стал продолжателем традиций Чайковского

Дарование Рахманинова проявилось рано и ярко. Ко времени окончания консерватории он был уже автором нескольких сочинений, среди которых -знаменитая Прелюдия до-диез минор, Первый фортепианный концерт, опера "Алеко". Последовавшие за ними Пьесы-фантазии, Сюита для двух фортепиано, "Музыкальные моменты", романсы - подтвердили мнение о Рахманинове как о таланте сильном, глубоком, самобытном. Решительный и властный в исполнительстве и творчестве, Рахманинов по натуре был человеком ранимым, часто испытывал неуверенность в себе.

Сильное потрясение, вызванное провалом его Первой симфонии в 1897 году привело к творческому кризису. Несколько лет Рахманинов ничего не сочинял, зато активизировалась его исполнительская деятельность как пианиста, состоялся дирижёрский дебют. Только в начале 1900-х годов у Рахманинова произошло возвращение к творчеству. Новый век начался с блистательного Второго фортепианного концерта. Современники услышали в нём голос Времени с его напряженностью, взрывчатостью, ощущением грядущих перемен. В жизни Рахманинова наступает новый этап. Всеобщее признание в России и за рубежом получает пианистическая  и  дирижёрская деятельность Рахманинова,  в   1909  году он сочиняет свой гениальный Третий фортепианный концерт. В конце 1917 года Рахманинов с семьёй покинул Россию, как оказалось, навсегда. Более четверти века прожил он в США, и этот период был в основном насыщен изнурительной концертной деятельностью, подчинявшейся жестоким законам музыкального бизнеса. Первые годы пребывания за границей Рахманинова не покидали мысли об утрате творческого вдохновения: "Уехав из России, я потерял желание сочинять. Лишившись родины, я потерял самого себя". Только спустя 8 лет после отъезда за рубеж Рахманинов возвращается к творчеству, создает Четвертый фортепианный концерт, Третью симфонию, "Симфонические танцы". Эти произведения - последний, самый высокий рахманиновский взлёт. Скорбное чувство невосполнимой утраты, жгучая тоска по России рождает искусство огромной трагической силы, достигающей своего апогея в "Симфонических танцах". Так через все творчество Рахманинов проносит незыблемость своих этических принципов, высокую духовность, верность и неизбывную любовь к Родине, олицетворением которой стало его искусство.

Благодаря кипучей деятельности С.П. Дягилева русское искусство, в том числе и музыкальное, получает широкое международное признание. Организованные им "Русские сезоны" в Париже относятся к числу эпохальных событий в истории отечественной музыки, живописи, оперного и балетного искусства. В 1906 г. в Париже с огромным успехом выступал наш прославленный певец Ф. Шаляпин, исполнивший партию царя Бориса в опере Мусоргского "Борис Годунов". В 1907 году Париж смог познакомиться с русской музыкой от Глинки до Скрябина. Наконец, с 1909 г. в Париже начались "Русские сезоны" балета, продолжавшиеся в течение нескольких лет (до 1912 г.).

В течении 19века и первого десятилетия века 20, в представители русской музыкальной культуры создали огромное количество шедевров, занявших достойное место в мировой музыкальной культуре. Имена отечественных композиторов и исполнителей встали в один ряд с общепризнанными гениями музыкального искусства, такими как Гендель, Глюк, Бах, Моцарт, Бетховен и др. Отечественная композиторская школа в своем становлении опиралась не только на западноевропейские образцы музыкального творчества, но и использовала мощный потенциал русской национальной музыки. Новаторство и уникальность русских композиторов подняли планку музыкального творчества на невиданный до тех пор уровень. По сей день отечественные и зарубежные музыканты, черпают вдохновение в произведениях русских классиков, подражают им. До сих пор многие творения наших композиторов исполняются на сценах многих стран мира.