Роберт Шуман. Вокальное творчество.

17k

Наряду с фортепианной музыкой вокальная лирика принадлежит к высшим достижениям Шумана. Она идеально соответствовала его творческой натуре, поскольку Шуман обладал не только музыкальным, но и поэтическим дарованием. Его отличал большой литературный кругозор, огромная восприимчивость к поэтическому слову, а также собственный опыт писателя.

Шуман хорошо знал творчество поэтов-современников – И. Эйхендорфа ("Круг песен" ор. 39), А. Шамиссо ("Любовь и жизнь женщины"), Р. Бернса, Ф. Рюккерта, Дж. Байрона, Г. X. Андерсена и др. Но самым любимым поэтом композитора был Гейне, на стихи которого он создал 44 песни, не уделив такого огромного внимания ни одному другому автору ("Круг песен" ор. 24, "Любовь поэта", песня "Лотос" из цикла "Мирты" – настоящий шедевр вокальной лирики). В богатейшей поэзии Гейне Шуман–лирик в изобилии нашел тематику, волновавшую его всегда – любовь, но не только это. Лексика стихов Гейне очень разнообразна: здесь и тончайшая поэтичность и едкая ирония, сложная символика и фольклорные мотивы, гиперболы, эпика и т.д.

Большинство камерно-вокальных сочинений Шумана относится к 1840 году ("году песен"), однако вокальное творчество пополнялось и в дальнейшем ("Шесть стихотворений Н. Ленау" и Реквием – 1850, "Песни из Вильгельма Мейстера" И. В. Гете" – 1849 и др.).

В своей вокальной музыке Шуман был шубертианцем, продолжая традиции своего музыкального кумира. Вместе с тем, его творчество отмечено целым рядом новых черт, по сравнению с песнями Шуберта.

Основные черты вокальной музыки Шумана:

  • большая субъективность, психологизм, разнообразие оттенков лирики (вплоть до горькой иронии и мрачного скепсиса, которых не было у Шуберта);
  • выбор только первоклассных литературных первоисточников высокого художественного уровня;
  • явное предпочтение новейшей романтической поэзии;
  • обостренное внимание к тексту и создание максимальных условий для раскрытия поэтического образа. Стремление "передать мысли стихотворения почти дословно", подчеркнуть каждую психологическую деталь, каждый штрих, а не только общее настроение;
  • в музыкальном выражении это проявилось в усилении декламационных элементов;
  • точное соответствие музыки и слова. Песни Шумана на слова одного поэта (Гейне, Эйхендорфа, Рюккерта, Ленау, Шамиссо, Бёрнса) всегда отличаются от его же песен, связанных с другим первоисточником. Для композитора очень существенен и характер самого текста, его психологическая сложность, многомерность, и имеющийся в нем подтекст, который порой оказывается для него важнее, чем сами слова;
  • огромная роль фортепианной партии (именно фортепиано обычно раскрывает имеющийся в стихотворении психологический подтекст).

Вокальный цикл "Любовь поэта".

Центральное произведение Шумана, связанное с поэзией Гейне – цикл "Любовь поэта". У Гейне типичнейшая романтическая идея "утраченных иллюзий", "разлада между мечтой и действительностью" представлена в виде дневниковых записей. Поэт описал один из эпизодов собственной жизни, назвав его "Лирическим интермеццо". Из 65 стихотворений Гейне Шуман выбрал 16 (в том числе первое и последнее) – самых близких себе и наиболее существенных для создания ясной драматургической линии. В заголовке же своего цикла композитор прямо назвал главного героя своего творчества – поэта.

По сравнению с циклами Шуберта Шуман усиливает психологическое начало, сосредотачивая все внимание на "страдании раненого сердца". События же, встречи, фон, на котором происходит драма, отстранены. Акцент, сделанный на душевной исповеди, вызывает в музыке полное "отключение от внешнего мира".

Хотя "Любовь поэта" неотделима от образов весеннего цветения природы, здесь, в отличие от "Прекрасной мельничихи", нет изобразительности. Так, например, "соловьи", часто встречающиеся в текстах Гейне, не получают отражения в музыке.

Всё внимание концентрируется на интонировании текста, следствием чего становится господство декламационного начала.

В цикле сотрагивается сходная тематика с произведениями Шуберта "Прекрасная мельничиха" и "Зимний путь". Сходства: несчастная любовь, социальное неравенство героев, романтические предчувствия, обращение к природе, отсутствие борьбы за любимую, чувство одиночества и мысли о смерти. Отличия: Главный герой это непростой подмастерья как у Шуберта, а поэт. Музыкальный язык более тонченный, усложненный, по сравнению с фольклорными песнями Шуберта. Глубину чувств подчеркивает более развитая фортепианная партия. Шуман дает большие вступления и постлюдии. Усложняет фактуру за счет внутренних мелодических голосов. Неразделенная любовь немного иная, чем у Шуберта. Начало сходное – счастливые надежды на взаимность. Далее в тексте проявляются реальные любовные взаимоотношения (песня № 4). Дальнейшие события лишь подразумеваются, но главное то, что любимая девушка выходит замуж за другого. Песня № 9 – герой на чужой свадьбе. Далее он страдает в песне № 10 фактура напоминает падающие слезы. Песня № 11 принципиально отличается от вокальных сочинений Шуберта. Герой иронизирует, издевается над собой и своими чувствами, преподносит их в комическом свете. Музыка звучит демонстративная, бодрая, герой как бы все упрощает и тут же в музыке используется фольклорная основа. Песни № 12, 13 – это истинное психологическое состояние юноши. Песня № 13 является тихой трагической кульминацией всего цикла "Во сне я горько плакал…". В чем это проявляется?

  1. вокальная партия остается без поддержки фортепиано – передается ощущение тотального одиночества.
  2. вокальная партия речитативного плана. Она скована, опирается на повтор звуков.
  3. кратки фортепианные вставки напоминают траурные аккорды.

После этой песни намечается совсем другое завершение, неожиданное. Песни № 15, 16 – это поворот в сторону фантастических образов. В результате на лицо сходства отличия с вокальными циклами Шуберта.

Драматургия цикла имеет ярко индивидуальный характер. Наряду с тихой кульминацией в песне № 13, есть вторая кульминация – песня №7 "Я не сержусь". Это яркий драматический эпизод. Песня № 9  - это лишь горькое подтверждение трагедии влюбленного. Здесь композитор решает сложную психологическую задачу, с одной стороны нужно передать атмосферу праздника, с другой стороны боль и отчаяние героя. Мы снова видим свадьбу глазами юноши. Фортепианная партия – это неудержимое движение танцующих пар (левая рука), есть намек на ритм полонеза, в то же время это все звучит в миноре в ускоренном темпе, вокальная партия не совпадает с общим движением. Присутствует песня – предчувствие, которое заложено в тексте – песня № 4. Похожее предчувствие, но позитивного плана есть в песни № 1. Поэт чувствует приближение любви. Вокальная партия постепенно нащупывается во вступлении. Первая песня специально заканчивается доминантовой гармонией. Это не просто вопрос, а ожидание будущего.

Драматургические особенности отражены в тональном плане цикла. От начала цикла до песни № 7 звучат только диезные тональности и уменьшается количество знаков. Дальше движение только по бемольным тональностям, количество знаков увеличивается.