Роль и методы музыкального воспитания (дети)

11k

Не секрет, что залогом успешной деятельности личности, а также комфортного и полноценного ее существования в социуме является разносторонняя развитость человека. В первую очередь, это обуславливает его субъективный психологический комфорт, что достигается за счет двух факторов:

  • Отсутствие внутрипсихологических проблем, связанных с невозможностью реализации собственного деятельностного или творческого потенциала;
  • Органичное функционирование в различных социальных кругах с принадлежностью к своей социальной нише.

Важность такого разностороннего воспитания не вызывает сомнений и уже не раз подчеркивалась исследователями в различных областях музыкознания, музыкальной педагогики и психологии. В этом разделе работы мы(Boutique-project.ru) остановимся именно на том аспекте, который определяет специфику направления аналитической мысли, диктуемую темой исследования, в широком смысле – развитии музыкальных способностей у детей. Музыкальное развитие личности требует к себе особенного внимания по ряду причин, и потому представляет собой особую задачу для педагогов. Ее специфика предполагает не только поиск верных путей работы в данном направлении, но и, что не менее важно, первоначальное выявление склонностей и задатков каждого конкретного ученика. В этой связи, все большее значение в современной музыкально-образовательной системе уделяется максимально раннему осуществлению этого процесса, что продиктовано, с одной стороны, важностью своевременного и грамотного содействия в реализации творческих устремлений ребенка, а с другой – необходимостью в построении и индивидуализированной корректировке программ и методов обучения с целью его скорейшей оптимизации. (Boutique-Project.ru)

   Значимость этого фактора сложно переоценить: она заключается в том, что музыкальное развитие имеет широкий спектр действия на личностный рост в целом, а также способствует обогащению различных сторон деятельности человека с самых ранних лет. В первую очередь, оно играет важную роль в формировании психоэмоциональной сферы, что составляет важную часть характеристических показателей. Кроме того,  сильное воздействие оказывает музыкальное воспитание на развитие таких психологических категорий как воображение и фантазия, способствуя значительному росту багажа представлений, образного мышления, расширяется кругозор ребенка, происходит формирование художественного вкуса, накопление знаний и умений в тех областях, которые в современной действительности, к сожалению, являются недооцененными и оттого считаются второстепенными. Такое положение в очередной раз подчеркивается наименованием музыкально-образовательных учреждений для детей, которые относятся к учреждениям дополнительного образования. Что же касается развития музыкальных способностей в общеобразовательных учреждениях, то оно фактически не имеет места, либо находится на начальной стадии. Такая ситуация продиктована условиями приоритетного получения знаний в других сферах, которые, как правило, составляют основную базу для дальнейшего овладения профессией, путем их углубления в учебных заведениях более высоких ступеней. Однако, ориентируясь на последующую востребованность, часто происходит упущение момента всесторонности развития личности в процессе получения общего образования, что,  в свою очередь, и наделяет музыкальное воспитание статусом второстепенного.

   Разберемся в причинах, свидетельствующих о необходимости введения музыкального воспитания детей младшего школьного возраста. Одной из самых заметных причин, которые обуславливают важность  обучения детей музыке, является их максимальная возрастная предрасположенность к данному виду деятельности и освоению ее основных механизмов. Не секрет, что этот возраст характеризуется формированием таких важных компонентов музыкальной деятельности как музыкальный слух и память, развитие которых в значительной степени определяет успех и результативность творческой работы в данном направлении. Кроме того, важный фактор, который также имеет наилучшую почву для своего раскрытия именно в детском возрасте – приобщение к эстетическим идеалам, их формирование и дифференциация: правильная ориентация эстетических взглядов человека во многом формирует его личностные качества и способствует определенному образу социализации в тех или иных группах. В том же русле находится закладывание базы культурных ценностей, осознание которых, в свою очередь, ведет к оформлению творческих воззрений в музыкальной деятельности (в том числе и профессиональной, если имеется таковая цель), а также в более широком плане – формулировке жизненной позиции, культурных ориентиров и, как следствие, соответствующих претензий к самому себе и своему кругу общения. Разумеется, получение всех этих результатов в той степени и том виде, которые представляются идеальными или, по крайней мере, адекватными, не гарантируется только лишь самим фактом наличия музыкально-образовательных предметов в образовательной программе. Необходимым компонентом этого процесса является грамотно составленный план обучения, тщательно подобранный материал – все это, разумеется, должно проходить апробацию и поэтапно корректироваться, в соответствии с выявленной необходимостью, если она есть.В соответствии с важностью музыкального воспитания именно для детей, данная дисциплина прочно обосновалась не только в специализированых образовательных учреждениях – музыкальных школах или студиях творческого развития детей, школах с общеэстетическим или музыкальным уклоном, но и в общеобразовательных школах, ориентированных на всестороннее и равнозначное развитие ребенка по разным направлениям, представляющим собой комплекс учебных дисциплин, дающих основное обобщенное представление об устройстве мира и механизмах процессов и явлений, происходящих в нем.Как правило, музыкальное воспитание в общеобразовательных школах организовано в виде уроков пения и направлено не столько на всестороннее музыкальное развитие и теоретическую подготовку, сколько на работу с вокально-интонационными, ритмическими навыками, а также знакомство  с азами хорового исполнительства. Сведения теоретического порядка даются  в ходе обучения фрагментарно и зачастую имеют достаточно низкую степень углубленности. Тем не менее, уже хотя бы такое поверхностное знакомство с музыкальным искусством, приобщение ребенка к творческой деятельности посредством каких-либо форм музицирования (обычно – вокального), способно принести определенные плоды в контексте общего гармоничного развития личности.Приоритетность данной формы обучения (пение) в ходе музыкальных занятий объясняется рядом факторов. Во-первых, пение является знакомым для каждого ребенка видом музыкальной деятельности и не требует особенной подготовки (если не имеется в виду начало профессионального обучения). Во-вторых, данный вид творчества ориентирован на активное поведение ребенка, что представляет интерес для среднестатистического младшего школьника, тем более, если принять во внимание включенность данного предмета в рамки школьного обучения, состоящего, преимущественно, из таких уроков, на которых активность детей весьма ограничена. В свою очередь, смена вида деятельности благоприятно влияет на течение учебного процесса, так как позволяет устранить усталость ученика и «освежить» его восприятие.

   По мнению ряда исследователей: психологов, педагогов, музыкантов, пение оказывает благоприятное влияние на психику ребенка, способствует налаживанию коммуникативных способностей, развивает логическое мышление, когнитивные способности, способствует интеллектуальному развитию личности. В числе прочих ученых, важность такого ракурса развития ребенка подчеркивала в свое время и выдающийся итальянский педагог – Мария Монтессори, предлагая выстроить на данной почве систему детского воспитания. Существуют исследования в области физиологии, относящиеся еще к рубежу XIX - XX веков, свидетельствующие о значительном влиянии пения на состояние организма человека. Одним из таких трудов является работа Ивана Михайловича Догеля «О влиянии музыки на кровообращение». Наличие такого рода источников говорит об актуальности проблемы не только в наше время, но и задолго до сегодняшнего дня. Благодаря проведенным исследованиям в этой области, установлено, что музыкальная деятельность (и пение, в частности) способны изменять мышечный тонус, пульсацию и давление крови. Необходимо отметить, что данная форма музицирования объемлет в себе широкий спектр возможностей для многоуровневого развития музыкальных способностей у ребенка. Таким образом, основывая музыкальное воспитание на занятиях пением и наделяя их регулярным характером, можно гарантированно добиться нескольких результатов:

  • Расширение вокального диапазона
  • Оттачивание музыкального слуха
  • Более точное интонирование
  • Развитие подвижности и пластичности голоса
  • Раскрытие тембровой индивидуальности
  • Развитие музыкальной памяти
  • Развитие чувства метроритма
  • Овладение навыками сольного и хорового пения (в том числе – многоголосного)

      Это основные физиологические аспекты, которые поддаются развитию путем методичных и планомерных занятий пением в детском возрасте, которые, разумеется, не являют собой полный результирующий список данной деятельности, охватывающий также и психоэмоциональную, и социально-эстетическую стороны развития личности. Безусловно, не стоит ждать одинаково высоких результатов по всех этим параметрам у всех без исключения учащихся: у кого-то бо́льшая предрасположенность может быть лишь к развитию некоторых компонентов, поэтому рост остальных окажется менее значительным, другой респондент – напротив, может демонстрировать прямо противоположные итоговые показатели. Так происходит оттого, что все эти слагаемые личности сугубо индивидуальны в своей основе, что обуславливает разные темпы их проявления и эволюционирования, подверженность различным методам воспитания и неоднородную картину отражения степени их поэтапной модификации.Исходя из этого постулата – безусловности индивидуальных особенностей каждого отдельно взятого ученика – возникает необходимость прояснить фигуру педагога, под чью компетенцию и попадает эта ответственная миссия: работая с группой, оптимизировать процесс развития музыкальных способностей каждого ребенка, дабы добиться максимально возможного результата. Заметим, что его функции не ограничиваются исключительно преподаванием предмета, вопреки расхожему мнению. Структура музыкально-педагогичсекой деятельности столь же многогранна, как и сама специфика творческой работы, и заключается в органичном синтезе целого ряда совокупных и неотделимых друг от друга частей, поскольку их разрозненность или неравномерность применения  влечет за собой высокую степень вероятности получения более низкого качества воспитания, нежели в случае правильного соотношения всех компонентов деятельности педагога. Первое, что следует отметить, говоря о педагогической работе, это безусловная необходимость наличия высокого образовательного уровня: как в сфере музыковедения, так и в области педагогики. Этот условие обеспечивает качество информации, предлагаемой к изучению детям. Во-вторых, трудно преувеличить значимость психологической подготовки преподавателя, ориентированной на работу именно с данной категорией детей, которые:

  • Составляют определенную возрастную группу (в данном конкретном случае – младшие школьники). Этот возрастной диапазон колеблется от шести до десяти лет и подразумевает неоднородность состава. Это представляет собой определенную сложность, связанную не только с умением приспосабливаться к каждому ученику индивидуально, что является неотъемлемым условием совместной творческой работы, но и ориентироваться на особенности нескольких психовозрастных групп, смежных с основной: дошкольников и средних школьников. Такая специфичность подхода объясняется несколькими характерными особенностями:
  • Возраст поступления ребенка в школу является усредненным, потому этот показатель может варьироваться в диапазоне от шести с половиной до восьми лет, в то время как нижняя его граница более соотносится с характеристиками дошкольного периода, а верхняя представляет собой яркий пример младшего школьника.
  • Развитие детей внутри одной возрастной категории и даже одной учебной группы не может быть одинаковым, его уровень определяется индивидуальными чертами каждого учащегося в отдельности, в зависимости от большей или меньшей разработанности какой-либо стороны его личности, склонностей, талантов и задатков, которыми наделен ребенок.
  • Творческая деятельность всегда требует соответствующего подхода и подразумевает работу в состоянии эмоциональной открытости, что, с одной стороны, способствует налаживанию оптимального взаимодействия, а с другой – увеличивает риск психологического травмирования в случае некорректного общения. Стало быть, это условие диктует необходимость проявления крайней осторожности и внимательности педагога, чуткого психологического подхода, учитывания индивидуальных особенностей характера и темперамента ученика.

     Любая педагогическая деятельность apriori подразумевает наличие психологического подхода. Тем более, если речь идет о той категории учеников, которые не ставят своей целью постижение музыкальной науки, а проходят данный предмет в общем круге дисциплин, преподаваемых в общеобразовательной школе – в этом их отличие от учащихся музыкальных школ. Педагогу необходимо дать понять детям важность музыкального воспитания – не просто подчеркнуть как безусловную данность, а именно подвести к осмыслению этой позиции. Задача педагога-музыканта состоит еще и в том, чтобы вовремя распознать музыкальные таланты своих учеников. Конечно, у всех они разные, выраженные более или менее в каждом отдельном случае, поэтому  для их верного и своевременного выявления требуется особая чуткость и профессиональное мастерство. В ходе данной работы мы (Boutique-project) уже упоминали о необходимости гармоничности развития личности человека, объясняя это ролью данного фактора в разных сферах жизни человека, а также наделяя его статусом некоего «гаранта» нормального, органичного и успешного функционирования сформировавшегося индивида. Следует уточнить, что само-по-себе понятие «сформировавшийся», которое принято применять в отношении взрослого человека, наделенного своим характерным комплексом взглядов, особенностей характера, широтой мировоззренческих ракурсов и индивидуальностью мышления, не является адекватным выразителем вкладываемого в него смысла, лишь приблизительно иллюстрируя суть данного феномена. Окончательное формирование личности отрицает сам факт дальнейшего развития, которое, однако, не может не продолжаться, пока человек занимается какой-либо деятельностью, общается, реализует те или иные формы познания мира. Из этого можно сделать вывод: личность человека формируется на протяжении всей его жизни, что обуславливается непрекращающимися мыслительными процессами, и как следствие – постоянным развитием.В этой связи нам (Boutique-project.ru) видится необходимым затронуть вопрос о начальном периоде формирования личности. Процесс личностного роста и развития, как мы только что выяснили, находится в тесном сопряжении с мыслительной деятельностью и саморазвитием, а также кругом сопутствующих факторов, в той или иной степени оказывающих влияние на человека. Стало быть, очевидно, что его старт приходится на самый ранний возраст ребенка, когда он только-только начинает осознавать себя частью этого большого и, пока еще, почти совсем неизвестного ему мира. С каждым новым словом, с каждым открытием, развитие крохотного человека делает огромный виток, шагая, на первых порах, буквально семимильными шагами. На данном этапе, самого наличия внешних факторов достаточно для весьма интенсивного хода психологической эволюции человека. С течением времени такой способ обрастает дополнительными «спутниками» в виде развивающих занятий, игр и предметов, нацеленных на стимулирование когнитивной активности ребенка и, конечно, повышении уровня его развития. Заметим, что этот этап подразумевает разносторонность и многогранность, так как формирует не одно, а сразу несколько направлений целого комплекса представлений. Однако, их подробное освещение требует значительно бо́льшего формата, нежели подразумевают масштабы представляемой работы. Поэтому, отталкиваясь от выбранной нами(Boutique-Project.ru) темы, остановимся на рассмотрении первоначальной стадии формирования чувства метра и ритма у детей. Уже в младенческом возрасте, когда собственная деятельность  человека еще не вполне осознанна и самостоятельное творчество в ней фактически отсутствует, во всяком случае, в виде тех или иных форм музицирования, происходит формирование определенной базы представлений. Как мы уже упоминали во введении к данной работе, абсолютная изоляция от ритмического воздействия немыслима. Это означает, что с первых дней своего существования человек живет в тесном соседстве с данным явлением. Будучи еще совсем крохотным, до своего рождения, ребенок способен улавливать внешние вибрации, инициируемые движениями матери, биениями ее сердца, дыханием, совершаемыми действиями, произносимой речью, пением и так далее. Уже на этом этапе ребенок подвержен значительному воздействию метроритмического порядка, не только способен ощущать циклы пульсаций или движений, но и, во многом, подвержен их влиянию на биоритмы собственного организмаВпоследствии, в ходе  интенсивного развития на протяжении первого года жизни, ребенок обогащает свои впечатления и обогащает опыт, получая новые метроритмические ощущения, которые познаются через воспринимаемую речь, звучащую музыку (в том числе и исполнение детских песен, колыбельных), стихи, приговорки и тому подобное, а также через движения: ходьба, равномерное покачивание при засыпании, ритмичные игры (например «Ладушки»).

   Обозревая основные направления развития человека на начальных этапах его жизни, становится  ясно, что такая форма личностного роста, основанная на всестороннем гармоничном его развитии, является, практически, физиологической нормой для человека и рождается органическим путем из его природной потребности в познании устройства мира. В связи с этим, мы (Boutique-project.ru) можем утверждать, что дальнейшее его развитие в подобном многоаспектном охвате является не просто полезным или желательным, но и логично необходимым. Исходя из выводов, к которым мы пришли в ходе размышлений, изложенных выше, можно утверждать, что музыкальное развитие представляет собой ту область, воспитания, которая требует не меньшего внимания, чем, скажем, владение навыками чтения или счета и даже, в определенной степени, задействует те же сфере мозговой активности, что и другие виды деятельности, которые считаются базовыми и обязательными для каждого человека. Не случайно античные мыслители, так активно разрабатывавшие идею о музыкальном воспитании в контексте синкретического искусства, напрямую связывали его с физическим совершенством и математически обоснованной логикой. В настоящее время считается наиболее плодотворным начало музыкальных занятий с детьми, по преимуществу, дошкольного возраста. Эта практика сложена годами и имеет свое логичное обоснование, а также проверена многолетним опытом успешной подготовки музыкантов-профессионалов. Во-первых, как раз это время наиболее удачно подходит для начала формирования прочной базы музыкального мышления.  Кроме того, наработка технических навыков и приемов требует длительной работы над ними, что тоже лишний раз доказывает целесообразность раннего начала музыкальной работы. Все эти моменты крайне важны для успешной деятельности в будущем и являются тем багажом, который не может быть сложен в одночасье, а накапливается из месяца – в месяц, из года – в год, путем стабильных и методичных занятий. Верно подобранная методика, в соответствии с которой будет осуществляться музыкальное воспитание, способна не только сделать этот длительный процесс комфортным и интересным, но и обеспечить равномерность и, что важно – полноценность получаемых учеником знаний, умений и навыков, способствовать многогранному художественно-эстетическому развитию, а также оказать соответствующее влияние на формирование индивидуальных мировоззренческих позиций человека.