Российская культура на протяжении многих лет находилась между Востоком и Западом. Отличительным признаком и важнейшим свойством русской культуры было и во многом остается и по сей день сочетание восточных и западноевропейских элементов культуры.
Сегодня хотелось бы поговорить о влиянии западноевропейской культуры на российскую более детально. И начать хотелось бы с самых истоков.
В течение долгого времени территория Древнерусского государства была местом взаимодействия культур средневекового мира. Культурные, торговые, политические и династические отношения связывали Русь с Западной и Центральной Европой, с одной стороны, и с Византией и Азиатским Востоком — с другой. В Х в. Русь оказалась в центре основных торговых путей: через нее проходили знаменитый путь "из варяг в греки" (из Северной Европы в Византию), "шелковый путь", соединявший западные страны с Кавказом, Нижним Поволжьем, Средней Азией и Китаем. В это время был известен и "Волжский путь", по которому восточные товары через русскую землю перевозились в Западную Европу. Популярной среди населения южных областей восточно-славянского мира была дорога по Дону, Нижней Волге и Каспию до Багдада (Иран).
Так же необходимо отметить тот факт, что Принятие христианства на Руси способствовало тому, что культурные традиции, выработанные восточными славянами, соединились с наследием высокой цивилизации Византии, стран передней Азии и Средиземноморья. Тем самым историческое самосознание Древней Руси было поднято на более высокую ступень. После принятия христианства на Руси распространяются грамотность, книжное просвещение, создаются библиотеки при монастырях, княжеских и боярских дворах.
Политические и экономические отношения стали прочным фундаментом для встречи многих цивилизаций на территории Древней Руси, способствовали пересечению различных культурных влияний. Эти влияния и наложили свой отпечаток на самобытную древнерусскую культуру, оставили свой след в жизни древнерусского общества. Поэтому культуру Древней Руси невозможно изучать изолированно, без сопоставления с синхронно развивающимися цивилизациями Византии, Балканских стран. Центральной и Западной Европы, Закавказья, Средней Азии и Ирана.
Теперь рассмотрим непосредственное влияние Запада на российскую культуру нового времени.
Активное Заимствование готовых продуктов западной культуры началось с XV-16 вв. в виде военно-технических новшеств, военных специалистов, врачей, мастеров, художников, предметов быта и роскоши для царского двора и высшей знати (закупались часы, карты, глобусы и другие изделия ремесла и искусства).
Однако в среде правящей и светской духовной элиты, образовавшейся к тому времени, все глубже осознавалась жизненная важность глубоких перемен в сфере образования, подготовки специалистов, организации труда, армии. Очевидно, что необходимость таких перемен и усилий определялась агрессивным соседом — западной цивилизацией, характер отношения которой к России не мог вызывать никаких иллюзий.
Реформы Петра I имели своих практических и идейных предшественников: идеи Григория Катошихина, преобразовательную программу для всего славянства Юрия Крижанича, преобразовательные программы государственных деятелей периода царствования Алексея Романова — А. Л. Ордин-Нащокина, Ф. М. Ртищева, А. С. Матвеева, проводившие реформы в сфере управления и образования.
Итак, можно сказать, что в течение 36 лет неустанная, энергичная и многообразная деятельность русского царя была посвящена делу превращения Святой Руси в Великую Россию. Идеалом Петра была Россия как европейская страна: грамотная, сильная, безопасная, хорошо обустроенная, с просвещенным, деятельным народом. Пафос и мотивы его деятельности лучше всего выразил он сам в обращении к русской армии накануне Полтавской битвы: «Воины, пришел час, который решит судьбу Отечества. Итак, не должны вы помышлять, что сражаетесь за Петра, но за государство, Петру врученное... А о Петре ведайте, что ему жизнь не дорога, только бы жила Россия!» То есть не личная власть и слава, а служение России было делом жизни царя.
Идейной основой социально-экономических и культурных реформ Петра I стали рационалистические концепции Ф. Бэкона, Гессенди, Спинозы, Т. Гоббса, Д. Локка о естественных правах каждого человека, о договорной природе государства, о естественной природе человеческого индивида, о его общественных качествах, о могуществе опытного научного знания, о покорении сил природы на основе этого знания. Этими идеями дышала в то время Западная Европа, ее ученые, государственные деятели, писатели — современники Петра I . Известно также, что царь знал труды Г. Гроция, С. Пуффендорфа и других западных мыслителей и ученых.
Благодаря созданной Петром I системе образования европейского типа в Россию пришли математика, геометрия, астрономия, медицина, стало развиваться опытное естествознание, юриспруденция и философия. Открытия Коперника, Кеплера, Галилея, НьютОна, проникшие в Россию в начале в составе знаний западных специалистов, а затем в программах навигационной и артиллерийской школ, совершенно меняли миропонимание русского человека, его представления об устройстве вселенной, земной природы, общества, природы и предназначении государства, роли личности в нем и т. д.
В современном периоде истории мы можем заметить,что например в области литературы, Российские классики активно перенимали опыт западных писателей, и вдохнавлялись их творчеством. Так например известен тот факт, что выдающийся писатель М.Ю.Лермонтов подражал лорду Байрону, а Толстова Л.Н., вдохновляло творчество Ч.Диккенса. Так же многие литературные критики отмечали, что Русская литература очень жанрово и стилистически похожа на Западную, одноко соодержание всегда оставалось исконно Русским, самобытным, присущее менталитету Русского народа.
В Музыке же дела обстоят немного иначе, классическая музыка отечественных композиторов очень часто была пропитана "Русскими образами", было много заимствований из народного творчества, из народных традиций, поэтому влияние на классическую музыкальную культуру западной культуры не столь очевидно, как например в живописи. Никому не секрет, что основные виды живописи, такие как портрет, пейзаж натюрморт и прочие пришли к нам с Запада, точно так же как и Архитектура в истории новой России была заимствованна у западных мастеров, так например с легкой руки Петра I для постройки Санкт Петербурга нанимались зарубежные архетекторы, (но не стоит забывать, что в древней русси существовал и свой стиль в архитектуре,активное заимствование у запада начались с XVI века). Не смотря на то, что в некоторых отрослях влияние западной культуры очевидно, тем неменее стоит отметить тот факт, что некоторые, наиболее значимые для социума элементы культуры были переработаны и интегрированы в сосбтвенные школы и инстуты, на опытх которых в настоящее время опираются многие зарубежные страны, в таких областях например, как наука, педагогика,музыкальное искусство, театр, физическая культура и др.
В заключении хотелось бы сказать, что обмен опытом и знаниями это совершенно естественная жизненная комуникация развитых государств, но тем не менее, стоит отметить, что Русская культура никогда не теряла свою суть, свое ядро и самобытность! Искринность образность, чистота и душевность традиций всегда будут вне конкуренции, поэтому Русская культура всегда останется уникальной для Русских людей, и бескрайним космосом для западных исследователей!