На грани XVI и XVii веков в западноевропейском искусстве начинаются серьезные перемены, которые затрагивают и полностью изменяют архитектуру, живопись, скульптуру, литературу и, конечно же, музыку.
Для музыки это время ознаменовано прежде всего рождением нового вокального жанра - оперы.
Паралельно возникает и развивается множество инструментальных жанров: фуга, сюита, старинная соната (ансамблевая и сольная), concerto grosso и др.
На смену искусству эпохи Возрождения приходит новый художественный стиль, который получает название стиль модерна или арт-нуово, т.е. "новое искусство". Уже гораздо позже, в эпоху классицизма, в XVIII веке, этот стиль стали называть барокко.
Значения стиля барокко для истории искусства и культуры настолько велико, что по нему получила свое название и вся связанная с данным стилем эпоха - эпоха барокко.
Предпосылки возникновения барокко.
Чем было обусловленно прекращение одного из самых светлых периодов в развитии искусства - Ренессанса - и приход ему на смену стиля барокко? Одной из главных причин этого факта является изменения мировоззрения людей того времени. В конце эпохи Возрождения Европа проходит через целый ряд потрясений: войн, природных катаклизмов и эпидемий. Как следствие философы и художники отходят от идей антропоцентризма, доминирующих в эпоху Ренессанса. Возвращается осознание несовершенства и бессилия человека перед богом, природными стихиями и историческими процессами. Для выражения захвативших умы того времени новых идей стиль барокко подходит как нельзя лучше.
Основные черты стиля Барокко.
Основные черты характерные стилю барокко - напряженный драматизм, патетика, экспрессивность, контрастность.
В то же время для многих произведений эпохи барокко характерны фантастичность и насыщенность символикой. И вот как раз в силу своей насыщенности символикой барочные музыкальные произведения особенно сложны и трудны для понимания, они требуют как от исполнителя, так и от слушателя достаточно высокой степени подготовленности.
Символика эпохи барокко.
Многие элементы музыкального языка того времени в настоящее время вообще не подлежат трактовке, т.к. большинство элементов культуры - той культуры, что составляла и наполняла жизнь, простого обывателя, регулярно посещавшего храм и знавшего наизусть множество хоралов (церковные песнопения) - безвозвратно утрачена. Однако композиторы эпохи барокко общались через творчество с Богом и, конечно же направляли творчество для такого же слушателя, своего современника, предпологая, что слушатель их понимает.
Чтобы дать примерное представление, как слушатель эпохи барокко воспринимал музыку, приведем несколько примеров взятых из работ, посвященных творчеству И.С.Баха, известного ученого - музыковеда Б.Яворского: "Ход на чистую кварту (музыкальный интервал) вверх мог истолковываться как символ непоколебимой веры, ход на терцию вниз иногда мог служить символом глубокой печали. Трели могли передавать радость, смех, хохот, дрожание, трепет. Восходящий ход или anabasis, мог иметь массу трактовок, например в скорбных, трагических произведениях он мог символизировать восхождение на Голгофу. Нисходящий ход или catabasis - фигура умирания, оплакивания, но так же мог символизировать и разные состояния, события, явления. например снисхождение Святого Духа.
Значение эпохи барокко
Эпоха барокко дала миру таких композиторов как, А.Вивальди, А.Корелли, Дж.Перголези, Ф.Верачини, Дж.Тартини, Ф.Куперна и многих других. Венцом и завершающей кульминацией эпохи барокко стало творчество И.С.Баха и Г.Генделя.
Утратив большинство ключей к пониманию скрытого смысла музыкальных произведений эпохи барокко, человечество не раз проходило через эпохи, во многом с ней схожими. Но музыка эпохи барокко не только в скрытых символах, но и напрямую, через эмоции, выражает общечеловеческие ценности. Поэтому музыка эпохи барокко не потеряет своей актуальности никогда. Прямое подтверждение этому, наследие композитора И.С.Баха.