В поисках нового формата: спектакль “Птица-музыка” Вероники Стрельбицкой
В современном мире академической музыке сложно соперничать с бесконечным потоком легких развлечений. Даже институции вроде консерваторий и филармоний, которые сохраняют традиции публичного музицирования, установившиеся в 19 веке, ищут новые форматы – концерты с визуальным сопровождением, программы с музыкой из мультфильмов или популярных кинолент. Что уж говорить об частных антерпренерах: академическую музыку играют в оранжереях, в старинных особняках в освещении стеариновых свечей, сопровождают ее песочной анимацией или устраивают целое световое шоу. Невольно задаешься вопросом – не страдает ли от этого содержательная сторона? Можно ли найти баланс между сохранением художественной ценности и доступностью восприятия? Ответ мы нашли на музыкальном спектакле “Птица-музыка”, который прошел в начале февраля в Музыкальных классах им. Чайковского в Москве.
Организатор и режиссер мероприятия – Вероника Стрельбицкая, пианистка, просветительница и художница. Мероприятие прошло в довольно редком, даже для столицы, семейном формате: вместе с основной целевой аудиторией (детьми 5-8 лет) к премудростям “сложной” музыки приобщались и их родители.
Основная фабула спектакля – путешествие к дому Птицы-музыки. Дети не просто наблюдали за развитием истории, но и сами принимали в ней активное участие. В воображаемой поездке месте с ведущей Анастасией Трухиной они переправлялись через море, поднимались в облака, скакали на лошадках. Выбор игровой формы повествования чрезвычайно удачен – с одной стороны, он позволил познакомиться с основными составляющими музыкальных произведений (ритм, тембр, громкость, диссонанс, консонанс), с другой – активно вовлечь маленьких зрителей и не допустить статичности и скуки, которые столько часто являются частью концертов для детей.
Отметим еще одну необычную черту спектакля – вместо привычного рояля за музыкальную составляющую отвечал струнный квартет “Кончертато” под руководством Николая Егорова. Ансамбль исполнил сочинения Вивальди, Бетховена, Баха и других классиков. Помимо прослушивания шедевров прошлого зрители сами попробовали себя в роли композиторов и дирижеров: каждый желающий мог сочинить небольшую мелодию, услышать ее в исполнении музыкантов и попробовать управлять настоящим квартетом. Равнодушным не остался никто – ни взрослые, ни дети.
На наш взгляд, мероприятие важно не только своей просветительской направленностью, какую имеют и рядовые концерты в школах искусств. Формирование позитивного отношения к академической музыке, вовлеченность, творческая инициатива – вот те недостающие ингредиенты, которые вобрал в себя спектакль и которые помогают воспитывать чуткого музыканта или просвещенного слушателя. Остается лишь пожелать Веронике Стрельбицкой, разгадавшей этот чудесный рецепт, дальнейших творческих успехов и тайно надеяться, что когда-нибудь появятся подобные программы и исключительно для взрослых.
15/03/2023
автор: Василиса Красноярова, журналистка