Гендель Георг Фридрих

1k

Георг Фридрих Гендель

Ровесник Скарлатти и Баха, Георг Гендель является одним из величайших композиторов эпохи Барокко. За 57 лет творческой карьеры он сочинил более 120 кантат, дуэтов и трио, 29 ораторий, 42 оперы, многочисленные арии, антемы, камерную музыку, оды и серенады, органные концерты.

Гендель сделал неоценимый вклад в развитие оперы и, по мнению критиков, родись этот композитор несколько позже, он мог бы успешно провести полную реформу этого жанра. Английский подданный немецкого происхождения, Гендель был поистине транскультурным деятелем, легко сочетая в своем творчестве музыкальный опыт английских, итальянских, немецких композиторов и исполнителей.

Краткая биография Генделя

Георг Фридрих Гендель родился в Галле, Германия в 1685 году. Отец будущего композитора – Георг Гендель, женившись в свое время на вдове придворного цирюльника-хирурга, унаследовал и должность покойного. Своих пятерых детей от брака с той женщиной он воспитал согласно своим жизненным принципам: "консервативности, осторожности, бережливости и рассудительности". После смерти первой жены Георг женился на дочери священника-лютеранина Доротее Тауст, которая и стала матерью Г.Ф. Генделя.
Жизненные принципы глубоко религиозного отца с одной стороны и происхождение матери – с другой, а также невысокое положение их семьи в обществе должны были безапелляционно закрыть для мальчика путь к музыке, однако "совсем случайно" этого не произошло.

В биографии Генделя есть тот факт, что однажды волею судьбы изумительную игру 7-летнего Фридриха услышал герцог Иоганн Адольф I. Вельможа порекомендовал дать мальчику музыкальное образование, и отец, не посмев перечить воле герцога, вынужден был забыть о юридическом образовании сына.  Георг Гендель нанял в учителя органиста Галльской приходской церкви Ф.В. Цахова, ставшего первым …и последним, кто занимался с Генделем музыкой.
Принадлежа, как церковный органист, к старой школе, Цахов упивался исполнением фуг, канонов и контрапунктом. Вместе с тем, он был хорошо знаком с европейской музыкой, а также сам сочинял произведения, от которых веяло новым, концертно-драматическим, стилем. Многие из характерных черт "генделевского" стиля будут брать начало именно в музыке Цахова.

Клавесин, скрипка, орган, гобой – игру на этих инструментах Гендель осваивал и совершенствовал под чутким руководством своего наставника. А поскольку перекладывание своих церковных обязанностей на ученика постепенно стало входить у Цахова в привычку, 9-летний Фридрих Гендель в течение нескольких лет успешно сочинял и исполнял органную музыку для Богослужений.

Когда в 1697 умер отец Фридриха, мальчик почтил память отца, сочинив поэму. Он подписал ее своим именем и добавил: "Преданный свободным искусствам", как бы поставив точку в споре с отцом насчет своей музыкальной карьеры.

Достоверно не известно, посещал ли Гендель Италию после (или незадолго перед) смерти отца или нет, но сохранились данные, что в 1702 он поступил в Галльский университет и, конечно же, не на юридический факультет. Университетские занятия сделали юношу тем человеком, которого мы знаем.

Еще в начале университетского обучения Гендель, хоть и был лютеранином, получил назначение органиста в Галльский кальвинистский собор. Это дало ему неплохой заработок и кров над головой. В те годы он познакомился с Г.Ф. Телеманном, одним из ведущих немецких композиторов своего времени.

В обязанности Генделя как органиста Домкирхе, несомненно, входило сочинение Богослужебной музыки, однако ни одно произведение не сохранилось. Зато дошли до наших дней его первые камерные работы, сочиненные в то время: 6 сонат для двух гобоев и баса, а также изданный в 1724 году в Амстердаме первый опус.

Особая приверженность к светской музыке вскоре заставила Генделя в 1703 году переехать в Гамбург – "немецкую Венецию", – где был оперный театр. Здесь он написал свои первые оперы – "Альмира" и "Нерон" (1705), а спустя три года – еще две: "Дафна" и "Флориндо".

Когда в 1706 Фердинандо де Медичи пригласил композитора в Италию, тот не мог не поехать. Известный "Dixit Dominus" на слова 110 псалма, оратории "La resurrezione" и "Il trionfo del tempo", первая итальянская опера композитора "Родриго", – эти и другие произведения Гендель напишет именно там. Публика, пораженная, словно громом, величием и пышностью его стиля, аплодировала стоя, когда исполнялась ария "Il caro Sassone" из оперы "Агриппина" (1709).

В 1710 как капельмейстер принца Георга, будущего короля Великобритании и Ирландии, Гендель переезжает в Лондон, где впоследствии проведет остаток жизни. Он писал по несколько опер в год для Королевской музыкальной академии, Королевского театра, театра "Ковент-Гарден", но рамки последовательной структуры оперы seria были столь тесны для воображения великого композитора, а разногласия с вельможами столь постоянны, что он сменял одно место работы на другое и постепенно с жанра оперы переключился на оратории.

В апреле 1737 у Генделя случился удар, в результате чего были парализованы 4 пальца правой руки. Летом близкие стали замечать периодические помрачения рассудка Георга Фридриха, что давало повод думать о самом страшном. Однако уже через год он снова был в прежней форме, правда, опер больше не сочинял.

Роковое событие случилось гораздо позже – в 1759 году. Полностью слепой в результате несчастного случая, произошедшего в 1750, он 9 лет прожил во тьме. За неделю до смерти Гендель слушал концерт, где исполняли его ораторию "Мессия", а 14 апреля он скончался. Композитора, снискавшего славу во всей Европе, похоронили в Вестминстерском аббатстве с пышностью, присущей похоронам государственных мужей Англии.

Интересные факты о Генделе

В биографии Генделя отмечается, что отец будущего композитора был весьма встревожен наклонностями к музыке, рано проявившимися в сыне, поэтому запретил держать в своем доме музыкальные инструменты, а также строго приказал мальчику не входить ни в один дом, где был хоть какой-то музыкальный инструмент. Результат, как известно, стал прямо противоположен ожиданиям.

Существует легенда, что пока родители спали (!), маленький Гендель играл на клавикордах, тайно хранимых на чердаке. В эту романтическую историю можно было бы поверить, если бы речь шла не об источнике звука – музыкальном инструменте, а о книге, например.
Переписывая для своего первого учителя Ф. Цахова сотни музыкальных произведений из его обширной библиотеки, Гендель записал многие из них и в свою личную тетрадку, с которой впоследствии не расставался до конца своих дней.

До недавних пор жители Галле не догадывались, почему одна из улиц их города называется "Цаховштрассе". Лишь в 2009 году на фасаде одного из домов под табличкой с названием улицы появилась еще одна: "Фридрих Вильгельм Цахов (1663–1712), композитор и органист. Учитель Георга Фридриха Генделя".

Книга первого биографа композитора Дж. Мейнворинга "Воспоминания о жизни покойного Георга Фридриха Генделя" (1760) была издана впервые через год после смерти Генделя. Это единственный источник большей части информации о жизни композитора до приезда в Лондон, и, надо сказать, источник, полный противоречий.

Университетские лекции правоведа Кристиана Томасиуса научили Генделя уважению к человеческому достоинству, свободе совести и священному величию закона, принципам, которые побудили его провести в Англии полстолетия.

Сиротский приют, организованный преподавателем Генделя теологом и профессором восточных языков Августом Германом Франке пробудил в сердце будущего композитора благородные чувства, заставившие позже его самого тоже заниматься благотворительностью.

Кантата "Ацис и Галатея" (1708) при жизни Генделя была его самой "исполняемой" работой.

Опера "Ринальдо" (1711), основанная на "La Gerusalemme Liberata" итальянского поэта Торквато Тассо, была написана поспешно, с множеством заимствований с собственных ранее написанных итальянских работ. И все же именно эта опера содержит самые любимые арии

Генделя "Cara sposa, amante cara" и "Lascia ch'io pianga".
В июле 1717 года "Музыка на воде" Генделя была исполнена более трех раз на Темзе для короля Генриха I и его гостей. Говорят, музыка так понравилась королю, что способствовала примирению между ним и композитором.

В 1717 Гендель стал домашним композитором в Кэннонсе, Мидлсакс, где он заложил краеугольный камень для своих хоровых произведений в двенадцати Чэндосских антемах. Ромен Ролланд писал, что эти антемы были связаны с ораториями Генделя так же, как итальянские кантаты – с его операми: "великолепными эскизами более монументальных работ".

Опера "Сципион" (1726) основана на жизнеописании римского генерала Сципио Африкануса. Медленный марш из этой оперы является полковым маршем Гренадерского караула и исполняется во время церемониального шествия лондонской городской полиции.

Опера "Сципион" исполнялась в Королевской музыкальной академии как временная замена репертуара, пока в Лондон не прибыла знаменитая Фаустина Бордони, обладательница обворожительного меццо-сопрано.

В 1727 Генделю было доверено сочинить 4 антема для церемонии коронации короля Георга II. Один из них, антем "Священник Садок", исполняли с тех пор во время каждой британской коронации. Фрагмент этого антема использован также в Гимне футбольной Лиги чемпионов УЕФА.

Широко известный хор "Аллилуйя" из "Мессии" приказом Георга II стал обязателен для исполнения во всех храмах англиканской церкви и его, как молитву, надлежало слушать стоя.
На смертном одре Гендель шептал: "Я знаю, мой спаситель жив" – слова из "Мессии". Именно эти слова и ноты к ним будут написаны на надгробье композитора.

Коллекция картин Георга Фридриха Генделя

Гендель очень любил живопись, и пока зрение не покинуло его, часто любовался картинами, выставленными на продажу. Он собрал огромную коллекцию картин, состоящую из 70 полотен и 10 гравюр, на которых были изображены ландшафты, руины, охота, исторические сцены, морские пейзажи и сцены сражений. Коллекция содержала также пару полотен эротического характера и несколько портретов и сцен на библейскую тематику.

Некоторые полотна Гендель завещал своим близким и друзьям, остальные картины были проданы с аукциона 28 февраля 1760 Абрахамом Ленгфордом.

Музей Генделя в Галле, Германия.

Первый Музей Генделя был открыт в 1948 году в доме, где родился будущий композитор. Особой популярностью среди туристов Дом-музей Генделя стал пользоваться с 2009, когда там открылась постоянная выставка "Гендель – европеец". В каждом из 14 залов экспозиции представлен определенный период жизни композитора.

В мансарде кроме основной экспозиции проводятся временные выставки редких экспонатов, связанных не только с Генделем, но с историей музыки в целом. В фондах музея хранится более 700 музыкальных инструментов различных эпох, с которыми можно ознакомиться в соседнем с Домом Генделя здании.

Каждый год, начиная с 1922 года, в стенах музея проходит традиционный Галльский фестиваль Генделя. В остальное же время во всех залах музея звучат записи шедевров композитора.

Музей Георга Фридриха Генделя в Лондоне, Англия.

В 1723 году Гендель поселился в домике на Брукстрит, 25, обосновавшись здесь на всю жизнь. Дом, где он проводил репетиции, где Муза вдохновила его к созданию своих величайших произведений – "Мессии", сюиты "Музыка для королевского фейерверка", гимна "Священник Садок", – где композитор продавал билеты на свои концерты в Королевской музыкальной академии, – этот дом стал Домом-музеем Георга Генделя.

Музей был открыт в 2001 по инициативе музыковеда Стэнли Сэйди. Он состоит из бережно сохраненных комнат на втором и третьем этажах дома № 25 и здания соседнего дома № 23, где расположены выставки. В начале 1990-х Сэйди и его жена Джулия Анна основали Траст дома Генделя – благотворительную организацию, нацеленную на создание музея в доме композитора.

Дом отреставрировали, полностью воспроизведя лаконичный интерьер времен короля Георга, когда там жил знаменитый композитор. Это типичный Лондонский дом с террасой начала 18 века, где есть цоколь, три этажа и мансарда. Позже мансарду переделали в полноценный четвертый этаж. На первом этаже расположен магазин, никак не связанный с музеем, а четвертый этаж сдан в аренду Трасту дома Генделя и открыт для посетителей с конца 2001 года.

Для отделки комнат были использованы аутентичные материалы 18 века, собранные со всего мира, что ж касается оригинальной отделки дома Генделя, то сохранилось лишь несколько фрагментов. Трастом была собрана коллекция памятных вещей композитора, включая Бэрнскую коллекцию, насчитывающую несколько сотен предметов, связанных с жизнью Генделя: письма, рукописи, ранние издания его музыкальных сочинений и пр.

Музыка Георга Фридриха Генделя в фильмах

произведение "Ксеркс" использовано в фильме:Морган (2016), Проблеск гениальности (2008), На краю (2001).

Хор "Аллилуйя" из оратории "Мессия" в фильмах: Сверхъестественное (2016), Области тьмы (2016), Таинственный сад (2010),Необыкновенное путешествие (2008).

"Lascia Ch'io Pianga" из оперы "Ринальдо" в фильме: Пятьдесят оттенков черного (2016), Ложь (2001)

Увертюра из "Музыки для королевских фейерверков" - Страховщик (2014)

"Музыка на воде" в фильмах: Красавица и чудовище (2014), Всегда говори да (2008), Герцогиня (2008), Прыгни завтра (2001).

Антем "Священник Садок" в фильме: Молодая Виктория (2009), Мы – легенды (2008), Завтрак на Плутоне (2005)

Опера "Оттон" в фильме: На чужой вкус (2000)

"La Rejoussance" из "Музыки для королевских фейерверков" в фильме: Австралийский итальянец (2000)

"Concerto Grosso" в фильме: Неприкасаемые / 1+1 (2011)

Фильмы о Генделе

Гендель мог бы порадоваться завидному количеству биографических и документальных фильмов о нем, которым может похвастать не каждый всемирно известный композитор:

"Великий г-н Гендель" (1942), в роли Генделя – Уилфрид Лоусон.
"Плач ангелов" (1963), в роли Генделя – Вальтер Слезак.
"Восток и суета" ("East End Hustle") (1976), в роли Генделя – Джеймс Винсент.
"Честь, выгода и удовольствие" (1985), в роли Генделя – Тревор Ховард.
"Гарфилд: его 9 жизней" (1988), в роли Генделя – Хэл Смит.
"Ужин в четыре руки" ("Sopar a quatre mans") (1991), в роли Генделя – Иоаким Кардона.
"Фаринелли-кастрат" (1994), в роли Генделя – Йерун Краббе
"Последний шанс Генделя" (1996), в роли Генделя – Леон Поунол.
"Ужин в четыре руки" (2000), в роли Генделя – Михаил Козаков.
"Гендель" (2009), в роли Генделя – Маттиас Вибальк и Рольф Роденбург.

Штрихи к музыкальному портрету Генделя

Когда композитор приехал в Лондон, английское музыкальное искусство, по словам Р. Роллана, была мертво, и маэстро  предстояло исправить это положение. В биографии Генделя отмечается, что на протяжении 15 лет он основал три оперных театра, обеспечивая их репертуаром и лично подбирая артистов и музыкантов в их труппы. Это доказывает, что Фридрих был не только прекрасным композитором, но и первоклассным драматургом и ловким предпринимателем.

В Европе 18 века преобладала опера seria, которой Гендель должен был обеспечить и английскую аристократию. "Opera seria" – это итальянский музыкальный термин, обозначающий аристократический и "серьезный" стиль итальянской оперы. Этот термин начали употреблять в современном значении только когда данный жанр вышел из моды и считался устаревшим. В противовес опере seria существовала опера buffa – комический жанр, берущий свое начало от импровизаций комедии дельʼарте. Сочиняя в среднем по опере в год, Гендель неустанно предпринимал попытки реформировать оперу seria, развить ее драматургическое начало, ввести массовые сцены. Но итальянская публика того времени ценила в опере лишь пение как таковое, а английской культуре этот жанр был и вовсе чужд, в отличие от его оппонента – комедии.

Пытаясь поддержать угасающий интерес к опере seria, Гендель, работая в 1730-х в театре "Ковент-Гарден", вставляет в оперу хоровые номера, балет, а в 1735 году даже вводит концерты органной музыки между актами.

Всего через год после перенесенного паралича Гендель написал оперу "Ксеркс" (1738), которая содержит снискавшую всемирную славу арию "Ombra mai fù", более известную под названием "Ларго Генделя".

"Деидамия" (1741) была последней оперой, которую сочинил Гендель. Первое ее исполнение увенчалось… полным провалом. Гендель оставляет жанр оперы и полностью посвящает себя сочинению антемов и ораторий, в которых он смог реализовать все то, чего ему не позволяли тесные рамки оперы seria.

Известнейшая оратория "Мессия" – шестое по счету произведение композитора в данном жанре – была впервые исполнена в Дублине, Ирландия в 1742 году. Гендель написал "Мессию" в сдержанной голосовой и инструментальной форме с рядом необязательных индивидуальных номеров. Примечательно, что Гендель в своей лучшей оратории сохранил баланс между хором и сольными номерами, ни разу его не нарушив. После смерти композитора оратория была адаптирована для исполнения в гораздо большем масштабе, с огромным хором и оркестром. Среди прочих, оркестровкой оратории занимался и Моцарт. В конце ХХ – начале XIX ст. начала прослеживаться обратная тенденция: исполнение, максимально приближенное к оригинальному.

В поздних ораториях Генделя роль хора приобретает все большее значение. Высокодраматичная последняя оратория композитора "Иевфай" (1751) хоть и сочинялась очень тяжело и медленно из-за наступающей слепоты, является не меньшим шедевром, чем написанные ранее произведения.

Не только современные музыковеды, композиторы, исполнители и простые ценители музыки высоко ценят творчество великого композитора. Генделя почитали его современники и коллеги последующих поколений. Моцарт считал, что никто не способен выразить эмоции в музыке так, как это делал Гендель. Его музыкальное чутье, говорил австрийский композитор, подобно удару молнии. Бетховен желал преклонить колени у могилы Георга Фридриха, столь высоко он ценил его творчество, говоря, что всем нужно поучиться у Генделя достигать такого великолепного эффекта такими простыми средствами. В свою очередь Ромен Роллан называл Генделя гением мелодии и предтечей Глюка за его заслуги в области реформы жанра оперы.