Жизненный и творческий путь Й.Гайдна.
Гайдн — великий австрийский композитор — прошел большой творческий путь. Значительнейшие произведения Гайдна («Лондонские» симфонии, последние квартеты, оратории «Сотворение мира» и «Времена года») созданы им в последние годы жизни (90-е годы XVIII века), Эти произведения, являющиеся блестящим итогом творчества композитора, принадлежа" к высшим достижениям венской классической школы и составляют драгоценную часть мирового наследия музыкального искусства.
Гайдн оставил множество произведений почти во всех музыкальных жанрах и формах, существовавших в его время. Но при всех высоких художественных качествах и совершенном мастерстве произведений Гайдна различных жанров основное историческое и художественное значение приобрела его инструментальная музыка — симфоническая и камерная, а также две последние большие оратории. В симфониях, концертах, квартетах и в других жанрах инструментальной музыки, созданных в 90-е годы, со всей силой проявилась вся самобытность творчества Гайдна как выдающегося художника, глубоко связанного с австрийской национальной демократической культурой.
Детство композитора. Йозеф Гайдн родился в 1732 году в маленькой деревушке нижний Австрии Рорау.Отец его был по профессии каретником, а мать — кухаркой. Родители обладали недюжинными музыкальными способностями и страстно любили музыку. В доме Матиаса Гайдна (отца композитора) часто устраивались импровизированные концерты: сам хозяин по слуху пел и аккомпанировал себе на арфе.
Деревенская обстановка, в которой Гайдн . провел свое раннее детство, народные танцы и песни явились той почвой, на которой так мощно выросло будущее творчество композитора. Во всех его произведениях сохраняется связь с австрийским народным творчеством.
На музыкальное дарование обнаружившееся чрезвычайно рано обратил внимание школьный учитель и церковный регент Франк, Он увез мальчика к себе в ма'ленький городок на берегу Дуная—Хадн-бург, где Гайдн стал петь в церковном хоре, обучаться , нотной грамоте, а также игре на скрипке и клавесине. Эти занятия продолжались три года.
Служба в венском соборе св. Стефана. Однажды церковь в Гайнбурге посетил венский композитор и капельмейстер Георг Роитер, совершавший поездку по Австрии с целью подбора мальчиков с хорошими голосами для своего соборного хора. Роитер обратил внимание на красивое сопрано и необычайную Музыкальность Гайдна и увез его с собой в Вену. Там Гайдн пел в хоре собора св. Стефана.
Сам Гайдн так вспоминает это время в автобиографической заметке, написанной в 1776 году.: «Наряду с школьными занятиями я изучал там искусство пения, клавир и скрипку у очень хороших мастеров. Я пел дискантом как в соборе, так и при дворе с большим успехом до восемнадцатого года моей жизни». Служба мальчика в церкви была довольно тяжела: Гайдну приходилось ежедневно участвовать в длинных богослужениях, репетировать к ним, принимать участие в многочисленных придворных торжествах. Для учения оставалось мало времени.
Кроме того, руководитель хора Ройтер уделял мало внимания первым композиторским опытам Гайдна и за девять лет дал ему всего два урока теории композиции, Гайдн не имел настоящих учителей. «Истинной школой» для него была сама жизнь и практическая работа. Репертуар церковного хора состоял из многочисленных культовых сочинений в полифоническом стиле (австрийских и итальянских композиторов), среди которых были и шедевры контрапунктического искусства. Принимая непосредственное участие в исполнении полифонической музыки прошлого, гениально одаренный юноша, схватывавший все буквально на лету, в работе над своими первыми сочинениями постиг в совершенстве это искусство.
Немалое значение для творческого развития Гайдна имела музыкальная жизнь Вены, ее богатый и своеобразный фольклор, итальянская опера, инструментальная музыка, распространенная в быту, а также сопровождавшая трапезы богатых вельмож.
Прислуживая за столом в качестве лакея во время придворной трапезы, Гайдн слушал симфонии и увертюры различных композиторов. Все полученные им музыкальные впечатления (бытовая музыка, опера» церковная музыка, застольная) Гайдн переработал в своем творчестве в большое искусство жизненной правды и высокого профессионального мастерства.
В последние годы работы Гайдна в соборе св. Стефана (1745) в ту же школу поступил его младший брат: Михаэль Гайдн, в будущем композитор и педагог, учитель К. М. Вебера. Иозеф Гайдн сам занимался с братом, обучал его композиторскому мастерству, которое постиг самоучкой. Йозеф и Михаэль обладали красивыми и сильными голосами, благодаря чему выступали в хоре собора св. Стефана в качестве солистов.
Жизнь мальчиков в школе была тяжела: за любой мелкий проступок или просто за "невнимание их подвергали телесным наказаниям. С наступлением возраста, когда у мальчиков начинает ломаться голос, их безжалостно увольняли. Та же участь постигла и Гайдна.
Увольнение со службы. Несколько дней бродил Гайдн по улицам Вены, ночи проводя на скамейках. Случайно встретившись на улице со своим товарищем, Гайдн нашел с его помощью маленькую комнату под самой крышей большого дома. Там был старый, разбитый кла-викорд, на котором Гайдн мог играть, сколько ему было угодно. Уже в эти молодые годы Гайдну пришлось познать нужду. В поисках заработка он скитался по близлежащим городкам и селам, надеясь (устроиться органистом в какой-нибудь церкви. Но все эти попытки пп, к чему не приводили, и, не достигнув цели Гайдн возвращался в Вену. Ради заработка он давал частные уроки, получая за это жалкие гроши.
Знакомство с сочинениями Ф. Э. Баха. Живя в своей маленькой, холодной и сырой комнате, Гайдн много занимался: играл на клавикорде и иа скрипке, читал труды по теории музыки, изучал произведения разных композиторов, сочинял. Сильнейшее впечатление произвели на него клавириые сонаты Фнллиппа Эммануила Баха, ставшего отныне одним из любимейших композиторов Гайдна. Мелодическая выразительность и непосредственная эмоциональность музыки Ф. Э. Баха, ее модуляционные богатства, ритмическая свобода чрезвычайно привлекали молодого музыканта. Влияние произведений Ф. Э, Баха обнаруживается во многих ранних сочинениях Гайдна.
Музыкальный быт Вены. Лишь благодаря своему жизнерадостному характеру и присущему ему оптимизму Гайдн не унывал. Он принимал живое участие в шуточных проделках товарищей и в ночных серенадах. Исполнение всевозможных лендлеров, экосезов и других танцев еще более сблизило Гайдна с бытовой музыкой Вены (наряду с деревенскими впечатлениями в детстве), что имело неоценимое значение для его творческого роста; именно австрийская народно-бытовая музыка в основном определила музыкальный стиль многочисленных произведений Гайдна.
Первый зингшпиль. Однажды (это было в 1751 году) одну из ночных уличных серенад, сочиненную Гайдном, услышал комический актер Курц. Он был создателем и участником целого ряда балаганных арлекинад, исполнителем роли шута, известного под именем Гансвурста К Курц предложил Гайдну написать музыкальную комедию (зингшпиль) под названием «Асмодей, или Новый хромой бес». Зингшпиль девятнадцатилетнего Гайдна (поставленный с успехом в венском театре «Kartner tor») был его первым сочинением для сцены. Музыка этого зиигшпиля не сохранилась.
Никколо Порпора, Чувствуя в своих сочинениях недостатки композиторской техники, Гайдн все больше ощущал настоятельную потребность серьезно учиться. Не имея на это средств, Гайдн поступил аккомпаниатором в класс итальянского композитора, певца и педагога Никколо Порпора,, жившего в то время в Вене. Будучи не только аккомпаниатором, но и прислуживая ему в качестве лакея (чистка сапог, уборка комнат и т. д.), Гайдн мог пользоваться советами маститого музыканта в области композиторского творчества. От общения с Порпора Гайдн извлек некоторую пользу; упорядочил свои знания в искусстве контрапункта и генерал-баса (то есть гармонии).
Участие в квартетной игре. В 1755 году Гайдн становится участником музыкального кружка в имении помещика Фюрнберга. Он был просвещенным человеком, большим любителем музыки и часто устраивал у себя в доме квартетные вечера. Фюрнберг пригласил Гайдна в качестве исполнителя партии скрипки в квартетах.Это несколько улучшило материальное положение Гайдна, так как участие в любительских ансамблях музыканта-профессионала оплачивалось, и, что особенно важно, способствовало дальнейшему творческому росту Гайдна. Для кружка он написал около двадцати квартетов, являвшихся первыми его произведениями в жанре камерно-инструментальной музыки. Уже в этих квартетах с большой определенностью сказываются черты нового стиля, получившие в последующих его произведениях столь мощное развитие: яркая народная основа музыки (танцевальная и песенная), жизнерадостность, юмор, обращение к гомофонно-гармоппческому письму.
На службе у графа М. Морцина, По рекомендации Фюрнберга Гайдн в 1759 году был принят на должность капельмейстера при дворе чешского графа Максимилиана Морцина, содержавшего в своем именин Лукавец (в Чехии) небольшую оркестровую капеллу из двенадцати музыкантов. Для этой капеллы Ганди писал, главным образом, дивертисменты развлекательного характера. Но.именно здесь в 1759 году им были созданы.и'первые.симфонии. В них еще нет той лначн-тельности содержания, новаторства и мастерства, каких достиг Гайдн в симфонических произведениях 80-х и 90-х годов, но это было началом его творческой деятельности в той области, в которой ему суждено было сыграть особо выдающуюся роль.
На службе у Эстергази. Прослужив всего дна года капельмейстером у графа Морцина, Гайдн в 1761 году перешел на работу в капеллу венгерского князя Павла Антона Эстергази. Руководителем этой капеллы Гайдн был в течение тридцати лет» до 1791 года.Капелла князя Эстергази находилась в его резиденции в венгерском городке Эйзенштадте (ие'далеко от Вены), Первоначально число музыкантов составляло примерно четырнадцать человек (не считая органиста it нескольких певцов и певиц).
Служебные и административные обязанности. У Гайдна было много., различных обязаностей, записанных в договоре, который он заключил с Эстергази. Этот договор представляет собой интереснейший, в историческом отношении документ. Он характеризует социальное положение музыканта XVIII века, находившегося на придворной службе в условиях феодально-абсолютистского строя. Так, согласно договору, Гайдн был обязан написать к определенному дню (когда ожидались гости) симфонию, квартет или мессу и вообще сочинять множество произведений по заказу своего хозяина; разучивать новые произведения с капеллой и исполнять их в назначенный день; являться на работу одетым по надлежащей форме—в камзоле, расшитом золотом, в белых чулках и пудреном парике с косичкой; ежедневно до и после обеда ожидать в приемной распоряжений князя, касающихся музыки на сегодняшний день; следить за дисциплиной в капелле, записывать в штрафную книгу опаздывающих на репетиции; быть ответственным за состояние музыкальных инструментов и сохранность нот; давать уроки певцам и т. д. Сам же капельмейстер находился в замке своего господина на положении лакея.
Несмотря на массу административных обязанностей, Гайдн очень много сочинял. Из произведений, созданных им в первый год работы у Эстергази (1761), выделяются три симфонии; «Утро», «Полдень», «Вечер», в которых"" уже обнаруживаются характерные черты гайдиовского симфонического творчества — народная основа музыки, тематические и динамические контрасты. После смерти старого князя Павла Антона Эстергази его ..наследник. Николай Эстергази, склонный к удовольствиям, решил подражать роскоши Версаля. Он построил в Нижней Венгрии, недалеко от Эйзен-: штадта, пышный дворец из ста двадцати шести комнат, при дворце выстроил два театра — оперный и театр марионеток; увеличил состав капеллы до двадцати пяти человек. Эта летняя резиденция младшего Эстергази получила название «Эстергаз». Сюда он выезжал па летние месяцы вместе со своей капеллой и. капельмейстером.
Произведения первых лет службы у Эстергази. В доме Николая Эстергази музыка занимала первое место, и Гайдн работал очень много; писал симфонии, ...мессы, квартеты, оперы, музыку для театра марионеток, много произведений для баритона — любимого инструмента князя; все эти произведения сразу же исполнялись под управлением самого Гайдна. Изредка он вместе с капеллой сопровождал князя в Вену, где дирижировал своими симфониями во дворцах венской знати. II в то же время жизнь Гайдна была' унизительна и тяжела. Об этом говорят некоторые документальные источники и в особенности письма Гайдна к друзьям. «Вот, сижу я, —писал он,— в моей пустыне, почти без человеческого общества, печальный... Последние дни я не знал, капельмейстер я или капельдинер... Печально ведь постоянно быть рабом...».
«Прощальная симфония». Неоднократно получаемые от самодура князя незаслуженные упреки и обиды приводили Гайдна в угнетенное состояние духа, усугублявшееся неудачным браком: жеиа Гайдна, малокультурная женщина, ничего не понимала в художественных стремлениях мужа. PI если музыка Гайдна в ранний период его творчества в подавляющем большинстве произведений отличалась жизнерадостностью и брызжущим весельем, то в начале 70-х годов в значительной степени под влиянием тяжелых душевных переживаний он писал произведения, проникнутые грустными, даже трагическими настроениями. К ним относятся «Траурная симфония», «Прощальная симфония» и другие.
Интереснейшим сочинением раннего периода творчества Гайдна является «Прощальная симфония», созданная в 1772 году. Это произведение занимает особое место в симфоническом творчестве Гайдна и резко выделяется среди его ранних симфоний. Вместо традиционных четырех в ней пять частей. Симфонию играли при зажженных свечах, во время исполнения последней .части музыканты по очереди тушили свечи, забирали свои инструменты и- уходили (сначала валторнист, затем гобоист и т. д.); наконец, оставались два скрипача, которые тихо и грустно заканчивали симфонию . В отличие от более ранних симфоний Гайдна, преимущественно развлекательно-веселого характера, в «Прощальной симфонии» преобладают патетические, драматические образы, особенно в первой и четвертой частях, близкие некоторым страницам музыки Бетховена; в то время как подавляющее большинство симфоний Гайдна мажорные, «Прощальная симфония» написана в минорной тональности (фа-диез минор).
Начало творческой зрелости. «Парижские» симфонии. В 80-е годы творчество Гайдна достигает полной зрелости и мастерства; окончательно устанавливается его композиторский стиль. К лучшим произведениям Гайдна 80-х годов относятся шесть так называемых «Парижских» симфоний (1786). Они были исполнены впервые в Париже под управлением Госсека. В 1788 году написана «Детская симфония» для струнного оркестра и набора детских инструментов (дудочка, свистулька, кукушка и т. д.). Это же десятилетие ознаменовалось сближением и дружбой между Гайдном и Моцартом, который знал и высоко ценил сочинения Гайдна. Моцарт считал Гайдна одним из своих «духовных учителей», и некоторое влияние его музыки сказалось в ранних произведениях Моцарта. Также и Гайдн' видел в Моцарте гениального музыканта. В своих поздних величайших сочинениях 90-х годов, написанных после смерти Моцарта, Гайдн творчески претворил некоторые принципы моцартовского симфонического творчества.
Концертные поездки в Лондон. «Лондонские» симфонии. 90-е годы внесли в жизнь Гайдна значительные перемены. По приглашению скрипача и антрепренера Петера Саломоиа в 1791 году Гайдн впервые выехал в Лондон, где, согласно договору, он должен был продирижировать рядом концертов, написать оперу и шесть новых симфоний. Это была первая в жизни почти шестидесятилетнего Гайдна далекая поездка; до сих пор вся его жизнь была ограничена австро-венгерскими владениями.
Обстоятельства благоприятствовали поездке Гайдна в Лондон. В 1790 году умер старый Николай Эстерга» зи, а его сын (тоже Николай), равнодушный к музыке, распустил капеллу. Гайдн был свободен и мог, формально числясь на службе в качестве придворного капельмейстера, жить в Вене независимо,, получая от Эс-тергази положенное содержание. В это время и последовало приглашение из Лондона, где Гайдн прожил полтора года (с зимы 1791 до лета 1792 года). В английской столице он дирижировал своими новыми шестью симфониями (первая серия «Лондонских», симфоний) и написал оперу «Орфей и Эвридика или Душа Философа» (1791).
В столице Англии Гайдн оказался в новой, ранее ему незнакомой обстановке. Огромный город с капиталистическим укладом (в отличие от феодально-абсолютистской Австрии) обладал множеством торговых, промышленных организаций и учреждений буржуазно-предпринимательского типа. Это сказалось и на концертной жизни Лондона, где наряду с закрытыми концертами во дворцах и салопах аристократической знати преобладали платные концерты для большой демократической публики. Новые условия порождали более серьезные требования к музыкальному искусству. Вместо легкой развлекательности и бездумности искусства аристократических салопов здесь нужно было искусства значительное по содержанию, богатое и разнообразное, воплощающее широкий круг образов. Естественно, что такого рода музыка требовала расширения масштаба исполнительских средств. И действительно, в Лондоне Гайдн управлял большим оркестром по сравнению" "с" оркестровой капеллой князя Эстергази лондонский оркестр, состоял из сорока—пятидесяти человек. Все это соответствовало творческим задачам Гайдна его стремлению к окончательному преодолению дивертисментности, к углублению содержания произведений. Почести и поклонение начали окружать Гайдна, имя его стало черезвычайно популярным за пределами города. В 1802 году оратория «Сотворение мира» была впервые исполнена, в Петербурге в концерте Филармонического общества.
После 1802 года Гайдн больше ничего не написал, Это было время грандиозных социальных потрясении. Отгремела французская революция, взбудоражившая всю Европу и поставившая перед человечеством новые социальные и идеологические проблемы. Европейские страны бороздили армии генерала Бонапарта, объявившего себя в 1804 году императором Франции. По своему воспитанию, привычкам и миросозерцанию Гайдн, принадлежавший XVIII веку, не мог понять французской революции и народно-освободительных движений, вызванных наполеоновскими войнами. Все эти события воспринимались Гайдном как всеобщее крушение, гибель, пугали его. Возможно, этим объясняется его творческое молчание в последние годы жизни. Умер он ,31 мая 1809 года.