Роберт Шуман
Творчество немецкого композитора Роберта Шумана неотделимо от его личности. Представитель лейпцигской школы, Шуман был ярким выразителем идей романтизма в музыкальном искусстве. "Разум ошибается, чувство — никогда" - таким было его творческое кредо, которому он оставался верен всю свою недолгую жизнь. Такими являются и его произведения, наполненные глубоко личными переживаниями – то светлыми и возвышенными, то мрачными и гнетущими, но предельно искренними в каждой своей ноте.
Краткая биография Шумана
8 июня 1810 году в небольшом саксонском городке Цвиккау произошло радостное событие - в семействе Августа Шумана родился пятый ребенок, мальчик, которого назвали Робертом. Родители тогда и подозревать не могли, что эта дата, как и имя их младшего сына, войдет в историю и станет достоянием мировой музыкальной культуры. Они были абсолютно далеки от музыки.
Отец будущего композитора Август Шуман занимался книгоиздательством и был уверен, что сын пойдет по его стопам. Почувствовав в мальчике литературную одаренность, он сумел с раннего детства привить ему любовь к писательству и научил глубоко и тонко чувствовать художественное слово. Как и отец, мальчик зачитывался Жан Полем и Байроном, впитывая со страниц их сочинений все очарование романтизма. Увлечение литераторством он сохранил на всю жизнь, но его собственной жизнью стала музыка.
Согласно биографии Шумана в семилетнем возрасте Роберт начал брать уроки игры на фортепиано. А спустя еще два года произошло событие, предопределившее его судьбу. Шуман побывал на концерте пианиста и композитора Мошелеса. Игра виртуоза настолько потрясла юное воображение Роберта, что он и думать больше ни о чем не мог, кроме музыки. Он продолжает совершенствоваться в игре на фортепиано и параллельно пробует сочинять.
После окончания гимназии юноша, уступая желанию матери, поступает в Лейпцигский университет на юриспруденцию, но будущая профессия его ничуть не увлекает. Учеба кажется ему невыносимо скучной. Втайне Шуман продолжает мечтать о музыке. Его следующим учителем становится знаменитый музыкант Фридрих Вик. Под его руководством он совершенствует технику фортепианной игры и, в конце концов, признается матери, что хочет быть музыкантом. Сломить родительское сопротивление помогает Фридрих Вик, считающий, что его подопечного ждет блестящее будущее. Шуман одержим стремлением стать виртуозным пианистом и концертировать. Но в 21 год травма правой руки навсегда ставит крест на его мечтах.
Оправившись от потрясения, он решает посвятить свою жизнь сочинению музыки. С 1831 по 1838 год его вдохновенная фантазия рождает фортепианные циклы "Вариации", "Карнавал", "Бабочки", "Фантастические пьесы", "Детские сцены", "Крейслериана". Одновременно Шуман активно занимается публицистической деятельностью. Он создает "Новую музыкальную газету", в которой выступает за развитие нового направления в музыке, отвечающего эстетическим принципам романтизма, где в основе творчества лежат чувства, эмоции, переживания, а также на страницах газеты находят активную поддержку молодые таланты.
1840 год ознаменовался для композитора желанным брачным союзом с Кларой Вик. Испытывая необыкновенный душевный подъем, он создает циклы песен, обессмертивших его имя. Среди них - "Любовь поэта", "Мирты", "Любовь и жизнь женщины". Вместе с супругой они много гастролируют, в том числе дают концерты в России, где их принимают очень восторженно. Большое впечатление на Шумана произвела Москва и особенно Кремль. Эта поездка стала одним из последних счастливых моментов в жизни композитора. Столкновение с реальностью, заполненной постоянными заботами о хлебе насущном, повлекло за собой первые приступы депрессии. В своем стремлении обеспечить семью он переезжает сначала в Дрезден, затем в Дюссельдорф, где ему предлагают пост музыкального директора. Но очень быстро выясняется, что талантливый композитор с трудом справляется с обязанностями дирижера. Переживания по поводу своей несостоятельности в этом качестве, материальные трудности семьи, в которых он считает себя виновным, становятся причинами резкого ухудшения его душевного состояния. Из биографии Шумана мы узнаём, что в 1954 году стремительно развивающаяся душевная болезнь чуть не довела композитора до самоубийства. Спасаясь от видений и галлюцинаций, он полуодетый выскочил из дома и бросился в воды Рейна. Его удалось спасти, но после этого случая его пришлось поместить в психиатрическую больницу, откуда он больше не вышел. Ему было всего 46 лет.
Интересные факты о Роберте Шумане
Имя Шумана носит международный конкурс исполнителей академической музыки, который так и называется - Internationaler Robert-Schumann-Wettbewerb. Впервые он состоялся в 1956 году в Берлине.
Существует музыкальная премия имени Роберта Шумана, учрежденная мэрией Цвиккау. Лауреатов премии чествуют, по традиции, в день рождения композитора - 8 июня. В их числе - музыканты, дирижеры и музыковеды, внесшие весомую лепту в популяризацию произведений композитора.
Шумана можно считать "крестным отцом" Иоганнеса Брамса. Будучи главным редактором "Новой музыкальной газеты" и уважаемым музыкальным критиком, он очень лестно отозвался о таланте молодого Брамса, называя его гением. Тем самым он впервые обратил на начинающего композитора внимание широкой публики.
Приверженцы музыкотерапии рекомендуют для спокойного сна слушать "Грезы" Шумана.
В подростковом возрасте Шуман под чутким руководством отца работал в качестве корректора над созданием словаря с латыни.
В честь 200-летия Шумана в Германии была выпущена серебряная монета номиналом 10 евро с портретом композитора. На монете выгравирована фраза из дневника композитора: "Звуки — это возвышенные слова".
Шуман оставил не только богатое музыкальное наследие, но и литературное – в основном автобиографического плана. На протяжении всей жизни он вел дневники - "Studententagebuch" (Студенческие дневники), "Lebensbucher" (Книги жизни), есть еще"Eheta-gebiicher" (Дневники брака) и "Reiseta-gebucher" (Дорожные дневники). Кроме того, его перу принадлежат литературные заметки "Brautbuch" (Дневник для невесты), "Erinnerungsbtichelchen fiir unsere Kinder" (Книжечки воспоминаний для наших детей), Lebensskizze (Очерк жизни) 1840 года, "Musikalischer Lebenslauf -Materialien – alteste musikalische Erinne-rungen" (Музыкальная жизнь – материалы – ранние музыкальные воспоминания), "Книга проектов", в которой описывается процесс написания собственных музыкальных произведений, а также сохранились его детские стихи.
К 150-летнему юбилею немецкого романтика в СССР выпустили почтовую марку.
В день свадьбы Шуман преподнес своей невесте Кларе Вик цикл романтических песен "Мирты", которые написал в ее честь. Клара не осталась в долгу и украсила свадебный убор миртовым венком.
Супруга Шумана Клара всю жизнь старалась пропагандировать творчество мужа, включая в свои концерты его произведения. Последний концерт она дала в 72 года.
Младшего сына композитора звали Феликс - в честь друга и коллеги Шумана Феликса Мендельсона.
Романтическая любовная история Клары и Роберта Шумана была экранизирована. В 1947 г. был снят американский фильм "Песнь любви" (Song of Love), где роль Клары исполнила Кэтрин Хепбёрн.
Личная жизнь Роберта Шумана
Главной женщиной в жизни немецкого композитора стала блестящая пианистка Клара Вик. Клара была дочерью одного из лучших музыкальных педагогов своего времени Фридриха Вика, у которого Шуман брал уроки игры на фортепьяно. Когда 18-летний юноша впервые услышал вдохновенную игру Клары, той было всего 8 лет. Талантливой девочке прочили блестящую карьеру. В первую очередь, об этом мечтал ее отец. Именно поэтому Фридрих Вик, который оказывал всяческую поддержку Шуману в его стремлении связать свою жизнь с музыкой, превратился из покровителя молодого композитора в его злого гения, когда узнал о чувствах дочери и своего ученика. Он был резко против союза Клары с бедным безвестным музыкантом. Но молодые люди проявили в этом случае всю твердость духа и силу характера, доказав всем, что их взаимная любовь способная выдержать любые испытания. Чтобы быть вместе со своим избранником, Клара решилась на разрыв с отцом. Биография Шумана гласит, что в 1840 г. молодые люди обвенчались.
Несмотря на глубокое чувство, связывавшее супругов, их семейная жизнь не была безоблачной. Клара совмещала концертную деятельность с ролью жены и матери, она родила Шуману восемь детей. Композитор мучился и переживал от того, что не мог обеспечить семье достойное безбедное существование, но Клара всю жизнь оставалась ему верной спутницей, стараясь всячески поддерживать мужа. Она пережила Шумана на целых 40 лет. Ее похоронили рядом с супругом.
Загадки Шумана
Шуман обладал склонностью к мистификациям. Так, он придумал двух персонажей – пылкого Флорестана и меланхоличного Эвсебия, и подписывал ими свои статьи в "Новой музыкальной газете". Статьи писались в абсолютно разной манере, и публике было невдомек, что за двумя псевдонимами скрывается один и тот же человек. Но композитор пошел еще дальше. Он объявил, что существует некое Давидово братство ("Давидсбунд") – союз единомышленников, готовых бороться за передовое искусство. Впоследствии он признавался, что "Давидсбунд" является плодом его воображения.
Существует множество версий, объясняющих, почему у композитора в юности развился паралич руки. Одна из самых распространенных заключается в том, что Шуман в своем желании стать виртуозным пианистом изобрел специальный тренажер для растяжки кисти и развития гибкости пальцев, но в итоге получил травму, которая затем привела к параличу. Однако супруга Шумана Клара Вик всегда опровергала этот слух.
Цепь мистических событий связана с единственным скрипичным концертом Шумана. Однажды в ходе спиритического сеанса двум сестрам-скрипачкам поступило требование, которое, если им верить, исходило от духа Шумана, - найти и исполнить его скрипичный концерт, рукопись которого хранится в Берлине. Так и вышло: концертная партитура нашлась в берлинской библиотеке.
Не меньше вопросов вызывает виолончельный концерт немецкого композитора. Незадолго до попытки самоубийства маэстро работал как раз над этой партитурой. На столе осталась рукопись с правками, но из-за болезни он больше к этой работе не вернулся. Впервые концерт был исполнен уже после смерти композитора в 1860-м г. В музыке отчетливо ощущается эмоциональная неуравновешенность, но главное — его партитура настолько сложна для виолончелиста, что можно подумать, будто композитор совершенно не учитывал специфику и возможности этого инструмента. Буквально до недавнего времени виолончелисты справлялись с задачей, как могли. Шостакович сделал даже свою оркестровку этого концерта. И только недавно обнаружились архивные материалы, из которых можно сделать вывод, что концерт предназначался не для виолончели, а для…скрипки. Насколько этот факт соответствует действительности, сказать сложно, но, по свидетельству музыкальных экспертов, если ту же самую музыку в оригинале исполнить на скрипке, трудности и неудобства, на которые уже почти полтора века сетуют исполнители, исчезают сами собой.
Музыка Шумана в кинематографе
Образная выразительность музыки Шумана обеспечила ей популярность в мире кино. Очень часто сочинения немецкого композитора, в творчестве которого большое место занимает тема детства, используются в качестве музыкального сопровождения в картинах, рассказывающих о детях и подростках. А мрачность, драматизм, причудливость образов, присущие ряду его произведений, как нельзя более органично вплетаются в картины с мистическим или фантастическим сюжетом.
Arabesque", Op. 18 - "Дедушка легкого поведения" (2016), "Сверхъестественное" (2014), "Загадочная история Бенджамина Баттона" (2008)
"Детские сцены" - "Земля забвения" (2011), "Доктор Хаус" (2009), "Комиссар Рекс" (1999)
"Любовь поэта" - "Настройщик" (2010)
Концерт для виолончели ля минор - "Франкенштейн" (2004)
"Грезы" - "За гранью" (2003)
У Шумана была черта, которую отмечали многие современники – он приходил в искреннее восхищение, когда видел перед собой талант. При этом сам он не испытал при жизни шумной славы и признания. Сегодня настал наш черед отдать дань восхищения композитору и человеку, подарившего миру не просто необыкновенно эмоциональную музыку, а себя в ней. Не получив фундаментального музыкального образования, он создал настоящие шедевры, которые под силу лишь зрелому мастеру. В буквальном смысле он положил на музыку всю свою жизнь, не солгав о ней ни единой нотой.