С этого цикла начинают свое знакомство с творчеством Петра Ильича Чайковского бесчисленное количество юных пианистов. О нем, пожалуй, слышал каждый, даже тот, кто очень далек от музыки. Поговорим о “Детском альбоме” Чайковского, посмотрим его возможные истоки, разберем произведения и поговорим о влиянии цикла на произведения более поздних композиторов.
Источники
Кто был предшественником Чайковского в области музыки для музыкантов младшего возраста? Можно вспомнить Иоганна Себастьяна Баха, четверо сыновей которого стали значимыми композиторами своей эпохи. Иоганн Себастьян действительно писал произведения для своих детей, однако характер этих произведений далек от цикла Чайковского: это были упражнения и облегченные варианты произведений “для взрослых”.
У Моцарта и Гайдна есть ряд сонат небольшой сложности, рассчитанных скорее на любителей и домашнее музицирование, нежели на профессиональных музыкантов, однако они не были посвящены детям.
Гораздо ближе к Чайковскому другой многодетный отец – Роберт Шуман. Он создал фортепианный цикл “Детские сцены” и сборник пьес для начинающих пианистов “Альбом для юношества”. В “Альбом для юношества” входит 43 небольшие программные пьесы: “Смелый наездник”, “Охотничья песенка”, “Веселый крестьянин, возвращающийся с работы”. Названия явно говорят нам о том, что эти пьесы предназначены для совсем юных исполнителей.
Возможно, отчасти Чайковского вдохновил пример Мусоргского: в 1872 году увидел свет его вокальный цикл “Детская”, который был принят публикой очень тепло. Не смотря на то, что “Детская” это произведение о детях, а не для детей, ее успех показал наличие интереса у публики к этой теме.
Как бы то ни было, в 1878 году Чайковский создает свой собственный цикл пьес для детей с подзаголовком «Двадцать четыре лёгкие пьесы для фортепиано». В этом же году этот цикл был издан фирмой Юргенсона. “Детский альбом” Чайковский посвятил своему племяннику, Володе Давыдову, которому впоследствии он также посвятит Шестую симфонию.
Пьесы
Цикл состоит из 24 миниатюр, которые отражают быт ребенка XIX века. Пьесы можно условно поделить на несколько категорий: бытовые сюжеты, сказки и игры, песни и танцы.
Бытовые сюжеты
Открывает цикл пьеса “Утренняя молитва” (в советские времена ее переименовали в “Утренние размышления”, а последнюю пьесу, “В церкви”, в “Хор”). Это произведение в форме периода повторного строения с небольшой кодой на тоническом органном пункте изложенное в хоральной фактуре. Оно не только замечательно передает молитвенное настроение (спокойное и вместе с тем временами взволнованное, все-таки детям сложно оставаться серьезными и сосредоточенными долгое время) но и является примером хорошего голосоведения в четырехголосной фактуре для начинающего музыканта.
Второй номер, “Зимнее утро”, исполнен в любимой форме Чайковского для фортепианных пьес – трехчастной. Именно в этой форме написаны все пьесы цикла “Времена года”. Так как “Детский альбом” рассчитан на молодых исполнителей, композитор выбирает не сложную трехчастную форму, а простую, и не делает резкого контраста между серединой и окольцовывающими ее частями (для более простого тематизма).
Чайковский задумывал свой цикл как сборник простых пьес, однако это не значит, что пьесы “Детского альбома” являются примитивными. №3 “Мама” написан в простой трехчастной форме с секвенционным расширением последней части и небольшой кодой. Интересно построена мелодическая линия: она смещена на слабую долю, синкопированность ритма усиливает трехдольный метр.
“Сладкая греза” также написана в трехдольном метре, однако уже без синкопирования. Пьеса изложена в трехчастной форме, контраст между разделами достигается с помощью переноса в средней части мелодической линии в нижний регистр.
Произведение под названием “Песня жаворонка” есть как в “Детском альбоме”, так и в цикле “Времена года”. Однако если во втором это скорее печальное и меланхолическое произведение, то детский цикл Чайковский создал в преимущественно позитивных тонах. “Песня жаворонка” в детском варианте также написана в трехчастной форме; она знакомит юного исполнителя с использованием триолей и высокого регистра инструмента.
“В церкви”, как и “Утренняя молитва”, изложена в хоральной фактуре. Чайковский не стал упрощать русскую церковную музыку и привел ее в аутентичном виде, с плагальными оборотами и характерными интонациями. Для современного слушателя это звучит довольно необычно, но нужно понимать, что во времена Чайковского посещение церкви было для детей частью их повседневности и религиозную музыку они слышали регулярно. Интересно отметить, что на тот же самый мотив Чайковский создал хор “Покаянная молитва о Руси”
Дети познают мир через игру и игре Чайковский уделил немало внимания в своем цикле. Первая из игровых пьес – “Игра в лошадки”. Моторность, заложенная в названии, достигается с помощью использования метра ⅜ и штриха стаккато. Такая же подвижность свойственна и “Маршу деревянных солдатиков”. Обе пьесы сохраняют одинаковый ритмический рисунок на протяжении всей своей продолжительности.
Внутри темы игр и сказок спрятан еще один сюжет: история взаимоотношений ребенка с любимой куклой. Чайковский не избегает и довольно тяжелых тем – болезни и похорон (“Болезнь куклы” и “Похороны куклы”). Пусть они происходят только в воображении, понарошку, однако нельзя сомневаться в искренности детских переживаний. Впрочем, детям не стоит пребывать в печали слишком долго и скорбь расставания с любимой куклой сменяется радостным восторгом встречи с куклой новой (“Новая кукла”).
Интересно построена пьеса “Нянина сказка”: основным мелодическим материалом является лаконичная двухтактная фраза, которая на протяжении развертывания повествования опускается все ниже и ниже, переходя из правой руки в левую, где она сопровождается монотонным тоническим органным пунктом. Впрочем, в репризе мелодия возвращается туда, откуда начинала. Форма миниатюры – простая трехчастная, с небольшим предыктом перед средней частью и репризой повторного строения.
Если сказка, рассказанная няней, было хоть и волнующей, но скорее доброй, то у “Бабы-яги” совсем другое настроение: напряженное, взволнованное. Конечно, это не леденящий душу портрет бабы-яги Мусоргского, для ребенка это было бы слишком страшно. Чайковский рисует скорее тревожный, пугающий, но вместе с тем и интересный и заворачивающий детское воображение образ.
Песни и танцы
Самую большую категорию “Детского альбома” представляют различные песни и танцы – ведь молодой музыкант должен был быть знаком популярными жанрами своего времени.
Чайковский написал много стилизаций под иностранные танцевальные жанры и песни: “Вальс”, “Мазурка”, “Полька”, “Итальянская песенка”, “Старинная французская песенка”, “Немецкая песенка”, “Неаполитанская песенка”. Однако не забыл он и про русскую музыкальную культуру, она представлена такими пьесами как “Русская песня”, “Мужик на гармонике играет”, “Камаринская”, “Шарманщик поет”. Из всех композиторов XIX Чайковский, пожалуй, самый “западный”, однако к народной культуре он относился с большим уважением. В “Русской песне” можно услышать переменный лад, а в “Камаринской” – характерные подголоски.
Обобщая весь сборник отметим его основные черты:
• Простые мелодии, которые легко напеть
• Небольшой объем пьес
• Отсутствие сильных контрастов внутри пьес
• Использование бытовых, понятных детям сюжетов
Каждую из пьес можно использовать для отработки того или иного приема игры или технических сложностей: стаккато, игры в хоральной фактуре, синкоп, пунктирного ритма, триолей и прочих.
Стоит отметить, что Чайковский был непревзойденным симфонистом и его оркестровое мышление ярко проявляется даже в фортепианных пьесах. Недаром существует много вариантов переложений для разных составов как “Детского альбома”, так и цикла“Времена года”.
Влияние
Но достижение этого цикла не только в самих его пьесах, но и в том влиянии, которое он оказал на композиторов следующих поколений. Чайковский открыл тему музыки для юных исполнителей, наглядно показав, что даже небольшие и несложные произведения могут представлять художественный интерес (и это в эпоху романтизма, когда мода на техническую виртуозность очень сильна!).
“Детский альбом” не был первым сборником, рассчитанным на детское музицирование, но он является одним из самых значимых и влиятельных. В той или иной степени на него опирались и композиторы следующих поколений, которые создавали произведения для детей. Произведения такого рода есть у Сергея Прокофьева, Вячеслава Волкова, Александра Пирумова и многих других.