Карл Филипп Эмануэль Бах
Иоганн Себастьян Бах является одним из самых популярных композиторов в мире. Его произведения охотно играют как академические музыканты, так и джазмены, в его честь проводят фестивали, его работам посвящают статьи, учебники, диссертации.
Однако в биографиях Иоганна Себастьяна Баха часто упоминают, что при жизни он не получил широкого признания и его сыновья пользовались гораздо большей популярностью. Волею судеб в настоящее время ситуация совершенно обратная: не каждый меломан может похвастаться знакомством с их музыкой и не каждый исполнитель включит их произведения в свой репертуар.
Сегодня познакомимся с одним из старших сыновей Иоганна Себастьяна, Карлом Филиппом Эмануэлем Бахом – важным композитором переходного периода между эпохой барокко и эпохой классицизма.
Карл Филипп Эмануэль, известный также как Берлинский и Гамбургский Бах, родился в 1714 году Веймаре. Его крестным стал известный композитор того времени Георг Филипп Телеман, в честь которого маленький Карл получил свое второе имя.
В десятилетнем возрасте Эмануэль начал учиться в школе Святого Фомы в Лейпциге, где его отец служил кантором (руководителем церковного хора). Позже Эмануэль изучал юриспруденцию в Лейпциге и Франкфурте-на-Одере, однако впоследствии никогда не работал по полученной специальности.
Несмотря на отсутствие формального музыкального образования обучение у собственного отца дало Эмануэлю нужную базу для того, чтобы развить собственный музыкальный язык и стать востребованным музыкантом и композитором.
Карл Филипп Эмануэль Бах аккомпанирует на клавесине Фридриху II
В 26 лет он получает работу при дворе прусского короля Фридриха II. К тому моменту Эмануэль уже успел прославиться как один из самых талантливых клавесинистов Европы. К тому же, к этому времени он уже написал ряд произведений для клавишных инструментов и около тридцати сонат (всего за свою жизнь он создал порядка 150 сонат, 100 из которых были опубликованы прижизненно). Как и его отец, Эмануэль не ограничивается каким-то одним жанром и пробует себя сразу во многих: в этот же период он создает Магнификат, пасхальную кантату и несколько оркестровых пьес.
Однако и это не все: помимо непосредственно музыки, он создает учебник “Размышления об истинном искусстве игры на клавишных инструментах ” (“Versuch über die wahre Art das Clavier zu spiele”). Некоторые приемы игры, представленные в этом учебном пособии, используются и по сей день.
Амалия Прусская
Проработав 30 лет в Берлине (с 1738 по 1768) Карл Филипп Эмануэль переезжает в Гамбург чтобы заменить своего крестного, Георга Филиппа Телемана, на посту капельмейстера. Он становится придворным композитором Амалии Прусской, которая обладала немалым музыкальным талантом: она играла на клавесине, флейте, лютне, писала вокальные и инструментальные сочинения. С особым уважением Амалия относилась к Иоганну Себастьяну Баху, ей принадлежала библиотека сочинений Баха-отца.
В гамбургский период Эмануэль Бах создает много духовных и вокальных произведений. Это связано с тем, что в его обязанности на новой должности входило сочинение музыки для церковных служб в гамбургской церкви святого Михаила, а также с любовью его патронессы, Анна Амалии, к жанру оратории.
Одним из первых произведений, написанных в Гамбурге, стала оратория “Израильтяне в пустыне” (“Die Israeliten in der Wüste”). В этом произведении чувствуется влияние признанного мэтра жанра Георга Фридриха Генделя, который создал 32 оратории, многие из которых также опирались на ветхозаветные тексты. В знак уважения Эмануэль Бах начинает вторую часть оратории с цитируя одну из популярных генделевских тем. Оратория была настолько тепло принята публикой, что Баху даже удалось добиться ее публикации, что по тем временам было редкостью.
Воодушевленный успехом, Эмануэль создает еще несколько ораторий, в том числе, “Воскрешение и вознесение Христа” (“Die Auferstehung und Himmelfahrt Jesu”), пять пассионов (из них до наших дней сохранились лишь два – Страсти по Матфею и Страсти по Луке), около семидесяти кантат и множество религиозных произведений меньшего масштаба (мотетов, литаний и проч.).
Занимая пост капельмейстера, Бах руководит не только исполнением своих собственных сочинений, но и устраивает концерты с музыкой своих современников, среди которых были такие композиторы как Телеман, Гендель, Гайдн и даже Антонио Сальери.
Пейзаж И. С. Бах младшего
Из всех детей Эмануэля Баха лишь трое дожили до зрелых лет: Анна Каролина, Иоганн Адам и Иоганн Себастьян. Никто из них не стал профессиональным музыкантом. Младший сын, Иоганн Себастьян, полный тезка своего знаменитого дедушки, был художником-пейзажистом, однако умер не дожив и до тридцати лет.
Гармонизация темы B-A-C-H, сделанная Карлом Филиппом Эмануэлем Бахом
В целом Карл Филипп Эмануэль достойно продолжил линию своего великого отца: создал множество сочинений как в инструментальных, так и в вокальных жанрах; написал ряд масштабных религиозных произведений и ни одной оперы; руководил оркестром; продолжал совершенствовать технику игры на клавишных инструментах. В чем-то Эмануэль даже превзошел своего отца: его карьерный путь сложился гораздо более удачно.
Однако было бы большой ошибкой воспринимать Карла Филиппа Эмануэля лишь только в связи с его отцом. Его сочинениях мы можем наглядно увидеть, как формируется музыкальный стиль эпохи Классицизма.
Наиболее наглядными в этом плане считаются клавирные сочинения, которые во многом сформировали жанр сонаты.
В эпоху барокко само понятие сонаты имело весьма расплывчатые формы, однозначно сказать можно только то, что это был строго инструментальный жанр, который противопоставлялся жанрам вокальным.
Самой близкой по форме к современной для нас сонате является так называемая старинная сонатная форма. Она состоит из двух разделов, ней еще нет тематического контраста, разработочного раздела, многочастности. Однако тональный план в ней уже схож с тональным план полноценных сонат. Чтобы составить представление о старинной сонатной форме достаточно послушать любую из сонат Скарлатти (Скарлатти родился в один год с И.С. Бахом и прожил до 1757 года, таким образом два взгляда на один и тот же жанр сосуществовали одновременно в творчестве композиторов разных поколений).
Сонаты Эмануэля Баха уже имеют многочастную структуру, обычно это три части, первая и третья в быстрых темпах, вторая – в медленном. Однако в первой части все еще нет полноценных разделов экспозиции, разработки и репризы и влияние барочной импровизационности все еще довольно сильно.
Также в ранних сонатах еще чувствуется линейное мышление, свойственное сложному контрапункту. В дальнейшем, в творчестве венских классиков, линейно-полифоническое мышление будет окончательно вытеснено привычным для нас вертикально-гармоническим. Тем не менее, появление нового музыкального языка не делает старый менее интересным или важным. И Гайдн, и Моцарт, и Бетховен изучали “Размышления об истинном искусстве игры на клавишных инструментах ” и относились к Эмануэлю баху с большим уважением. “Он отец, а мы дети” – так говорил о нем Вольфганг Амадей Моцарт. Будем надеяться, что это уважение со стороны главных фигур европейской академической музыки сподвигнет музыковедов и исполнителей чаще обращаться к творчеству Карла Филиппа Эмануэля Баха.