Исполнительская и педагогическая деятельность Т. И. Синявской.
Русская классическая вокальная школа сформировалась в первой половине 19 века и была связана с передовыми эстетическими взглядами эпохи. Ее принципы сложились под воздействием оперного и камерного вокального творчества композиторов- классиков: Глинки, Даргомыжского, Мусоргского, Бородина, Чайковского, Римского-Корсакова. Вместе с тем русская вокальная школа вобрала в себя и лучшие достижения мирового вокального искусства (в особенности итальянского).
Яркой представительницей удачного симбиоза русской и итальянской вокальных школ является Т.И. Синявская, известнейшая оперная певица и педагог, в настоящее время – заведующая кафедрой вокального искусства Российского университета театрального искусства — ГИТИС.
Сегодня, когда в западном музыкальном мире ультрасовременные течения принизили певческое искусство, когда здоровая тенденция сохранения, возрождения и дальнейшего развития лучших певческих традиций противостоит потоку авангардистской музыки, освоение теоретического и методологического наследия прошлого представляется особенно важным.
Этапы творческого пути Т. И.Синявской
Становление творческой личности Т.И.Синявской
Тамара Ильинична Синявская - обладательница редчайшего уникального тембра-драматическое меццо-сопрано, советская и российская оперная певица, талантливый педагог, народная артистка СССР (1982), лауреат премии Ленинского комсомола (1980), в своем оперном и концертно-камерном творчестве на протяжении многих лет демонстрирует незаурядное мастерство. В своей деятельности певицы и артистки отдает все силы, всю энергию, все знания без остатка. Голос артистки узнается сразу, с первого же звука, захватывает своей способностью выразить все многообразие человеческих чувств.
"Меня изначально воспитывали в классическом духе: пение должно быть красивым, человек должен быть красивым, отношения между людьми должны быть красивыми, прежде всего –огромными буквами - ЛЮБОВЬ".
"Коренная москвичка, она с детства была наделена особой грацией и рано почувствовала призвание к сцене"(Святослав Бэлза).Петь Тамара Синявская начала очень рано- примерно с трех лет,с тех пор, как себя помнит. Пела везде и в основном песни из популярных кинофильмов. Ещё в годы обучения в школе, для Тамары Синявской места лучше сцены не было, бегала туда с уроков на перемену: "Рвалась в артистки".Детство было бедное и счастливое.
В шестилетнем возрасте девочку приняли в балетную группу Ансамбля песни и пляски Московского городского Дворца пионеров, которым руководил Владимир Сергеевич Локтев. Занятия продолжались недолго: "Я худенькая была и маленького роста. Но я там долго не задержалась, потому что у меня такой характер, видимо, был. Мне хотелось, чтобы вот меня увидели. Всех маленьких и худеньких постановщик танца ставил сзади, мне это не нравилось, меня не видно со сцены. Я вставала вперед". Посыпались замечания от преподавателя: "Милая, когда подрастешь –приходи!".
Спустя три года Тамара Синявская пришла в хор этого ансамбля. Для маленькой девочки ансамбль стал первой и основательной музыкально–сценической школой, где был приобретен бесценный опыт поведения на сцене – научилась не бояться публики, по-настоящему поняла, что значит "чувство сцены", и даже съездила в свою первую зарубежную гастрольную поездку в ЧССР.
Тамара Синявская хотела играть, хотела быть артисткой и,что важно, стремилась к этому. Высокий художественный уровень ансамбля был общепризнан, коллектив часто приглашали участвовать в самых разных концертах, в том числе в правительственных концертах Большого театра. С тех пор Тамара стала мечтать о Большом театре, ей там очень понравилось: "После одной из репетиций, я зашла в бенуар и размечталась: придумала, хорошо бы сейчас во всей Москве вырубился свет, чтобы я осталась ночевать в Большом театре, на этом диване". Впоследствии звонкое сопрано превратилось в альт, что очень огорчало Тамару, но Локтев утешал ее, поскольку меццо-сопрано даже лучше, "ибо голос этот гораздо более редкий".
После окончания десятого класса Тамара Синявская поступила в Музыкальное училище при Московской консерватории, параллельно работая в Малом театре, служила в засценном хоре, чтобы облегчить нелегкую долю мамы, одинокой женщины, воспитывавшей дочь. Там Тамара Синявская набралась ещё "сценического опыта". "Возможность наблюдать за игрой выдающихся мастеров драматической сцены способствовала развитию того ощущения театра, которое станет впоследствии отличительной чертой оперной артистки Тамары Синявской".
Окончила Музыкальное училище при Московской государственной консерватории (педагоги – Л. М. Маркова, О. П. Померанцева). Пела в хоре Малого театра. Окончила Государственный институт театрального искусства (ныне – РАТИ) – факультет актеров музыкальной комедии (класс Д. Б. Белявской).Профессор Дора Белявская - единственная из всех преподавателей не захваливала Тамару, а сказала, что ей есть над чем работать, именно это как раз и хотела услышать Синявская.
Еще будучи студенткой, она обратила на себя внимание и была приглашена в театр, стала солисткой. "Летом 1964 года в Большом театре СССР состоялся конкурс в стажерскую группу театра. Тамара пришла на прослушивание. При объявлении ее фамилии и возраста (ей не было тогда и 21 года) прошел смешок. Кто-то сказал: "Скоро уже из детского сада будут приходить". Однако выступление было успешным, и Тамару пропустили на второй тур, а затем и на третий, на котором юной певице юной певице впервые в жизни предстояло (и без репетиции) петь с симфоническим оркестром. Когда объявили фамилию и она вышла на сцену, в зале вновь раздался смешок. Думая, что смеются над ней, Тамара "со злостью" спела арию Вани, затем "прокричала" арию Далилы и в слезах убежала за кулисы, где её встретили аплодисменты рабочих сцены. Аплодисменты неслись и из зрительного зала, что совсем не предусматривалось правилами прослушивания, и председатель комиссии Е.Ф. Светланов вынужден был просить присутствующих соблюдать тишину. Великолепные данные молодой певицы –контральто или низкое меццо исключительно красивого, насыщенного тембра, звучащее мягко во всех регистрах – произвели огромное впечатление на членов комиссии, и Тамара Синявская, несмотря на столь юный возраст и отсутствие консерваторского образования, была принята в стажерскую группу Большого театра, а (забегая вперед) через год – в основную труппу".
Когда двадцатилетнюю Тамару только-только приняли в стажерскую группу Большого театра, молодая певица готовила первую партию, первую роль- Пажа в "Риголетто", состоящую всего из одной реплики. К своей фразе Тамара подошла со всей тщательностью, училась носить костюм, выверяя походку, жесты. Хористы решили пошутить над дебютанткой, и сказали, чтобы она не спела иначе. Волнение настолько захватило юную девочку, что во время выступления на главной сцене страны Тамара пыталась вспомнить, как же не нужно было петь, и в итоге пропела вызубренную строчку в два раза медленнее. В итоге все закончилось благополучно. Тамара Синявская сделала выводы, что необходима большая концентрация. Вот с такого конфуза началась биография великой певицы. Выступление Тамары Синявской в роли Пажа показало, что она будто создана для исполнения ролей травести (сложность этих партий состоит в том, что зритель не должен догадываться о том, кто на самом деле поет – мужчина или женщина), прежде всего эти партии были интересны руководству при принятии Тамары Синявской в театр.
Тогда все именитые певцы, при виде которых у Тамары перехватывало дух, в одночасье стали ее коллегами по сцене – Галина Вишневская, Ирина Архипова, Зураб Анджапаридзе, Александр Огнивцев. С первых же дней после вступления в труппу знаменитого театра Тамара старалась не пропускать ни одной репетиции, ни одной спевки. В одном из своих интервью артистка признавалась, что ей первое время было неловко репетировать вместе с известными исполнителями, испытывала смущение перед мастерами.Тамара с упоением наблюдала за работой великих артистов, повторяла услышанное дома (чтобы найти свое звучание); запоминала жесты, мимику, движения, каждый звук и изменение интонации.
Однажды, в то время, когда основная труппа театра гастролировала в Милане, в Москве понадобилась исполнительница партии Ольги из оперы "Евгений Онегин". Выбор пал на Тамару Синявскую. С детальной разработкой всей роли под руководством постановщика спектакля Б.А. Покровского в Ольге наиболее удачно соединился замысел А.С. Пушкина и П.И. Чайковского. Состоялся блестящий дебют Тамары, который принес ей признание коллег, ее назвали лучшей исполнительницей этой партии. После одного из выступлений выдающийся Сергей Лемешев сказал, что в течение многих лет его Ленскому не доставало именно такой прелестной Ольги, какою была Тамара Синявская: "Неотъемлемое качество всех образов Т. Синявской – обаяние. Я считаю, обаяние главным, непременным достоинством артиста. Без обаяния ничего не стоят все другие его качества. Тамара это знает и не боится быть на сцене обаятельной."
На первых порах, когда не хватало мастерства и опыта, именно обаяние помогало юной певице найти верный путь к сердцам людей. Ратмир в опере "Руслан и Людмила" – следующая работа молодой певицы. Тамара Синявская в музее Большого театра внимательно изучала гримы и костюмы предшественниц, певших эту партию, кропотливо работала с дирижером Б.Э. Хайкиным. "Выступление Тамары прошло удачно,- писал заслуженный артист РСФСР А.И. Орфенов, бывший в то время заведующим оперной труппой Большого театра, - ее глубокий грудной голос, стройная фигура, молодость и задор делали Ратмира весьма обаятельным. Конечно, первое время чувствовалась некоторая недоработка вокальной стороны партии: отдельные верхние ноты еще как-то "запрокидывались". Требовалась еще основательная работа над ролью." Но опера вышла из репертуара вскоре, спустя несколько лет, в 1972 году на новом этапе творческого развития Тамара Синявская все-таки воплотила этот образ, новую концепцию характерана сцене, покорив свободой и легкостью вокализации, россыпью великолепных верхних нот, насыщенностью и глубиной нижних. Вместе с арией "Она мне жизнь" в оперу входит представление о человеческой зрелости Ратмира. Успех именно этой партии помог перейти Тамаре Синявской из стажеров в солисты. Всем стало ясно, что на оперной сцене появился удивительный самобытный талант. Первые успехи не вскружили голову молодой певице, она продолжала совершенствовать свое вокальное мастерство, много работать, исполнять партии контральто и низкого меццо, поскольку в то время голос испытывал определенные трудности в высокой тесситуре.
Мечтая петь партии для высокого меццо, все последующие годы работы в театре Тамара Синявская "отвоевывала по нотке", вела непрекращающуюся борьбу за расширение голосового, творческого, репертуарного диапазона.
В 1973-1974 годах для постижения тайн бельканто Тамара Синявская стажировалась в Милане в знаменитом оперном театре "Ла Скала", где она занималась, во-первых, вокалом. Маэстро Карозио сказала молодой певице, что она хорошо научена. На тот момент Тамара Синявская пропела 9 лет в Большом театре, но пела в основном контральтовый репертуар. И когда маэстро стала её распевать "очень высоко", отметив, что нужен округлый звук, хорошее дыхание, сходу до си b, до соль певице ранее хватало на те партии, которые она пела. Здесь она снова стала начинающей, студенткой. Маэстро говорила Тамаре, что ее голос еще спит. Для Тамары Синявской эти слова были удивительны, хотя на конкурсе Чайковского она с огромным трудом брала ноту ля в "Орлеанской деве", закрыв почти глаза, нота прозвучала красиво, но на ней она не задержалась, поскольку считала своим специалитетом середину и низы. "То, что они мне предложили, у меня ещё такого в голосе не было".
Тамара Синявская всегда с большой теплотой и уважением рассказывает о своих педагогах, наставниках: Владимир Сергеевич Локтев, Ольга Павловна Померанцева, Дора Борисовна Белявская, Борис Александрович Покровский. Это везение, которое сопутствовало певице всю жизнь - они привили любовь к профессии, научили работать, дали знания, развили способности. Однако то, что составляет главное ее богатство – необычной красоты тембра, мягкости, наполненности голос почти контральтового звучания, о котором кто-то из рецензентов очень образно сказал: "Звук его то плотен, то округл, и, кажется, его можно держать в ладонях, то он звенит, и тогда страшно пошевелиться, потому что он может разбиться в воздухе". А к прекрасному голосу – ещё редкая музыкальность и сценический талант
Исполнительское искусство Т.И. Синявской
Выдающаяся творческая личность Тамары Синявской выделяется среди оперных певцов своей интеллигентностью и дипломатичностью.
По мнению Тамары Ильиничны, голос – это Божий дар. Однако сам по себе редчайший голос не является гарантией, что его обладатель станет выдающейся артистической личностью. Для того чтобы родился настоящий художник, мастер должно "приложиться" много других качеств к природному дару. И жизненный, творческий путь Тамары Синявской ярко демонстрирует это. "На самом деле то, что чувствуешь после спектакля, сложно описать. Это даже не опустошение –скорее бессилие. Внутри – как полый сосуд. Все отдано: голос, сердце, нервы, душа…" - признавалась певица.
Тамару Синявскую заслуженно называют русской представительницей итальянской вокальной школы с уникальным диапазоном. Ее бархатный тембр и обволакивающее звучание голоса, чувственность и обаяние на сцене сделали дивой не только в странах бывшего Советского Союза, но и во многих зарубежных государствах.
Несколько десятков различных партий за первые годы работы спела Тамара Синявская, поражая своей трудоспособностью. Среди них большинство были небольшими, но среди них есть партии, которые вошли в летопись отечественного музыкального театра. Это,во-первых, Кончаковна в "Князе Игоре" Бородина и Оберон в опере Б. Бриттена "Сон в летнюю ночь". Партия Кончаковны предъявляет к исполнительнице много противоречивых требований, Тамара Синявская выполнилаих все, при этом сумела выявить все достоинства партии. "Превосходно раскрылось наполненное красивого тембра меццо-сопрано певицы в протяженной, медленной кавантине "Меркнет свет дневной", - писал рецензент журнала "Советская музыка", - отлично звучали ноты нижнего, грудного регистра. И при этом голос сохранял виртуозную подвижность, гибкость. Безукоризненно точной была интонация. Настоящий профессионализм, актерская одаренность, тонкая музыкальность певицы – основа ее успехов и в этой, и в будущих ролях".Эти партии принесли Тамаре Синявской зарубежную славу во время гастрольных поездок Большого театра в Монреале, Париже и Осаке.
А. И. Орфенов в книге о молодых солистах Большого театра отмечал, что от сверстников Тамару Синявскую отличает чувство высокого профессионализма, чувство ответственности перед любимым театром. Не раз певица рисковала, исполняя различные, порой совершенно противоположные роли в одном спектакле. Например, экспромтом она исполнила две роли в опере Вано Мурадели "Октябрь" - Наташи и Графини, требующие от Наташи в русской народной песне "По небу по синему тученьки плывут" широкого дыхания и русской напевной кантилены; а от графини, томной дамы высшего света, исполнение старинных салонных танго и полуцыганских надрывных романсов –на все хватало умения у певицы.Тамара Ильинична поделилась воспоминаниями: "Никогда во мне премьерских замашек не было. Меня так воспитала мама. Во-первых, с поступлением в Большой театр, куда тебя взяли… Потом она повторяла фразу, которую я никак до сих пор не могу расшифровать, приблизительно понимаю её значение: Поперек батьки в пекло не суйся- пока так сказать, не научишься – не вылезай,поэтому я все делаю очень основательно".
На сцене Тамара Синявская ни с кем не ссорилась, она не понимает, как потом можно было выходить на сцену с этим человеком: "Я ни с кем не ссорилась, особенно в театре…Если я поссорюсь с людьми, то потом я не смогу общаться-мне тяжело будет. Я лучше разрулю ситуацию сразу, лучше я даже попрошу прощения, если я виновата; если не я, то сделаю так, чтобы человек попросил у меня прощения".
С 1968 года начинается серия триумфальных выступлений на международных конкурсах. За три следующих года Тамара Синявская получила три первых награды престижнейших международных конкурсов и фестивалей: в Софии, Вервье(Бельгия) и Москве. В Вервье советские певцы участвовали впервые, помимо золотой медали Тамара Синявская еще получила "Гран-при". Критик газеты "Лёжур" отметил: "Её благородный, ровный голос льется легко и певуче, что, несомненно, является результатом большой певческой школы." Безупречно, с богатой музыкальностью были исполнены "Сегидилья" из "Кармен", ария Вани из оперы "Иван Сусанин" М.И. Глинки, романс П.И. Чайковского "Ночь". На IV Международном конкурсе имени Чайковского еще одна победа. Критик в отчете журнала "Советская музыка" заметил: "Тамара Синявская - самая молодая из лауреатов первых премий". Оказалось, чтомнения жюри разделились поровну – советские члены жюри отдали свое предпочтение Елене Образцовой, а иностранные (в жюри тогда входили Мария Каллас и Тито Гобби)выступили за Тамару Синявскую, поэтому первую премию пришлось разделить между двумя певицами.
Гораздо позднее, когда, по словам Тамары Ильиничны "жизнь прошла большая" в интервью для телеканала "Культура" встретились три подруги (Т. Синявская, Е. Образцова, М. Касрашвили).Елена Образцова призналась, когда пришла Тамара, она подумала: "Карьере моей не бывать. Тембр голоса был фантастической красоты, мне такого не дано. Я помню…это другое, музыкальность и все дела другие...Но такого голоса у меня никогда, как у тебя, не было!" Произошёл ещё интересный эпизод, о котором вспоминала Тамара Синявская, характеризующий ее, как очень умного, "не амбициозного, не стервозного" человека. Елена Образцова захотела петь Кончаковну в "Князе Игоре", хотя на премьеру в этом спектакле стояла Тамара Синявская. Вывешивают списки, вдруг в списках Тамары Ильиничны не оказалось. Тамара ничего не сказала Елене. Но неожиданно Елена Образцова заболевает. В интервью Елена Васильевна призналась: "Бог-то видит все!". Тамара Синявская приходит лечить Елену Образцову с подогретым молоком, Елена ее просит все-таки взяться за эту партию: "Я прошу,спой ты! Если не ты, то мне придется петь на карачках!". На тот момент оперу у нас пели на русском языке. Елена Образцова одна из первых стала петь Кармен на французском. Тамара Синявская была во Франции, у неё был сольный концерт, на котором она пела русскую музыку, а на бис должна была прозвучать "Кармен". Поскольку Тамара Синявская не знает французского языка, только на слух, то пришлось промычать всю арию. Это уже, когда певица выучила всю партию на французском, стала значительно увереннее в этом языке.
Для роли Кармен в одноименной опере Бизе Синявская полгода занималась хореографией со знаменитой балериной Мариной Семеновой. Зрители оценили созданный на сцене яркий образ и выразительную пластику певицы. Партию певица учила на трех языках. В Большом театре пела на русском, во Франции и некоторых других странах – на французском. Когда Т.И. Синявская была на стажировке в "Ла Скала", пришлось учить на итальянском, потому что очень хотела спеть "Кармен" с итальянскими певцами, а они предпочитали в то время "Кармен" петь на итальянском.Тамара первая в Советском Союзе исполнила партию мадемуазель Бланш в опере "Игрок" Сергея Прокофьева.
Известная певица прошла два стажа в Большом театре, иначе говоря 40 лет. По существовавшему в театре негласному закону стаж оперных певцов составлял 20 лет.За многие годы своего служения искусству Тамара Ильинична исполнила почти все значимые партии для меццо-сопрано. В репертуаре певицы партии: Ваня ("Иван Сусанин") и Ратмир ("Руслан и Людмила") в операх Михаила Ивановича Глинки, Марфа ("Хованщина") и Марина Мнишек ("Борис Годунов") в операх Модеста Петровича Мусоргского, Любава ("Садко") и Любаша ("Царская невеста") в операх Николай Римского-Корсакова, Кончаковна ("Князь Игорь" Александра Бородина), Азучена ("Трубадур") и Ульрика ("Бал-маскарад") в операх Верди, Кармен в одноименной опере Ж. Бизе и др. Синявская была первой исполнительницей на русской сцене партии Бланш в опере Сергея Прокофьева "Игрок" (1974).
Много выступала за рубежом. Выступала в спектаклях оперных театров Франции, Испании, Италии, Бельгии, США, Австралии и других стран мира. Гастролировала с концертами в Японии и Южной Корее. Некоторые партии из обширного репертуара Синявской впервые исполнены за рубежом: Лель в "Снегурочке" Римского-Корсакова — Париж, концертное исполнение; Азучена ("Трубадур") и Ульрика ("Бал-маскарад") в операх Верди, а также Кармен – в Турции. В Германии с большим успехом пела произведения Рихарда Вагнера, в Венской опере была участницей постановки оперы "Война и мир" Прокофьева (партия Ахросимовой).
Тамара Ильинична очень любит русскую оперу, эта привязанность не исключает любви к французской и итальянской музыке. Но сердце певицы принадлежит русской музыке, с ней комфортно и легко, потому что родное.
Русскую душу и женский характер народная артистка СССР Тамара Синявская воплощала во множестве оперных постановок родного театра, но самый любимый образ – безусловно, Любаша из "Царской невесты"Николая Римского-Корсакова. Эту же ее партию признают наиболее выдающейся и критики, и любители оперы. "Любаша-сугубо русская женщина, которая так умеет любить, что сердце из груди вырвет и положит на блюдечко перед своим любимым. И скорее умрет, чем расстанется с ним. Русские оперы вообще самые трудные: "Хованщина", "Борис Годунов", "Князь Игорь". Там такая насыщенная оркестровка, такая глубина в образах, что всю душу на изнанку выворачивает. А с Любашей это у меня на всю жизнь –как познакомилась, так и влюбилась раз и навсегда. Как и в город Баку".
Мама Тамары Синявской предостерегала ее: "Большой театр – это болото, ты же чистая, хорошая девочка, тебя засосет!". Но по словам певицы сейчас, пройдя уже такой длинный творческий путь, она не изменилась вовсе: "Какой пришла, такой и вышла, для себя никакого болота не почувствовала, такая же. Ничего ко мне не пристало. Я всех очень любила, почитала, уважала и восхищалась. Корона с меня не падала, и сейчас не упадет, если я скажу доброе слово какому-либо певцу или какой-либо певице. Мне это никакого труда не составляет, потому что идет от сердца.". "Люди в театре чуть-чуть играют в кого-то, кто в премьера, кто в примадонну..."
В 1972 году принимала участие в спектакле Московского государственного академического камерного музыкального театра под руководством Б. А. Покровского "Не только любовь" Р. К. Щедрина (партия Варвары Васильевны). Много выступает за рубежом. Участница музыкального фестиваля "Варненское лето" (Болгария).
Большую популярность принесла певице также широкая концертная деятельность, с сольными концертами выступала в крупнейших концертных залах России и за рубежом, в том числе в Большом зале Московской консерватории, Концертном зале имени П. И. Чайковского, Консертгебау (Амстердам). В концертном репертуаре певицы сложнейшие произведения С. С. Прокофьева, П. И. Чайковского, "Испанский цикл" М. де Фалья и других композиторов, оперные арии, романсы, произведения старых мастеров в сопровождении органа.
"Однажды на меня даже хотели ставить "Сильву" — я исполнила в телефильме "Карамболина, Карамболетта" фрагмент из нее "Частица черта в нас", и на меня посыпались предложения. Но оперетта – не моя профессия, это жанр, которому надо учиться, уметь танцевать, петь, говорить. А я просто всегда любила песни. Первую песню записала в 1965 году – это была "Катюша", я еще только полгода проработала в театре! Спела ее с хором Большого театра. После чего Блантер подарил мне множество песен, в том числе и "Черноглазую казачку". Это он показал мне, как ее петь. Кстати, даже на органных концертах, где я пела Баха, Генделя, находились слушатели, которые кричали, чтобы я спела "Казачку". Кто-то воспринимал меня исключительно как оперную певицу, а иные, наверное, удивлялись: как, "казачка" поет в Большом театре? Но я немножечко загнула. Я ведь выступала и во всех "Голубых огоньках", в которых просили петь только песни, никаких арий, и в правительственных концертах, где я пела только оперные арии. Это транслировалось на всю страну, так что люди слышали в моем исполнении разные произведения"
Интересно выступала в жанре вокального дуэта с мужем Муслимом Магомаевым.С того дня, как поженились Тамара Ильинична и Муслим Магомаев, певица постоянно бывала в Баку. Без Муслима Магомаева не обходился ни один правительственный концерт, и Тамара Ильинична там тоже стала принимать участие. Результатом этого послужило награждение званием народной артистки Азербайджана в октябре 2002 года.
Плодотворно сотрудничала с Е. Ф. Светлановым, выступала со многими выдающимися дирижёрами, среди которых Риккардо Шайи и Валерий Гергиев. Тамаре Синявской не довелось много работать с Е.Ф.Светлановым. В театре они с ним работали над очень небольшой ролью, но запомнилось ей это на всю жизнь, потому что великий дирижёр показал, как надо это делать. Потом они потеряли друг друга из виду и встретились, уже когда Тамара Синявская готовила программу с Госоркестром. Вот тогда певица действительно поняла, что такое Светланов. По словам Тамары Синявской: "Светланов – один. Он обладал руками, за которыми было невозможно не пойти."
Хотелось бы отметить, неотъемлемые черты творческого и человеческого облика Тамары Синявской-об удивительной общительности певицы говорят коллеги, те, кто совместно работал с Тамарой Ильиничной. "Когда начинаешь думать, что главное, определяющее в характере Тамары Ильиничны Синявской, первыми на ум приходят надежность, верность в дружбе, доброта. Такая Тамара в отношении к работе, к коллективу, ковсем, с кем сталкивает ее жизнь. Такая она и в творчестве" (Ирина Архипова).Ко всему этому Тамара Ильинична обладает редким даром общения с людьми. Здесь проявляется прежде всего замечательный характер–душевная открытость, а также выработавшееся за несколько лет руководства комсомольской организацией оперной труппы Большого театра умение говорить с коллегами, прислушиваться к их нуждам, защищать их интересы (Синявская избиралась от театра делегатом XV съезда ВЛКСМ).
Несмотря на то что Тамара Ильинична старалась дистанцироваться от политики, в конце 80-х была депутатом Верховного Совета СССР (депутат ВС СССР 11 созыва с 1984 года.); а Муслим Магомаев стал депутатом Верховного Совета Азербайджана, причём, в те же годы, в партию они не вступали. Главным, для них были обязанности. Тамара Синявская с Муслимом Магомаевым видели их в том, чтобы помогать людям – и непосредственно занимались этим.
В репертуаре певицы – как русская, так и зарубежная классика, а гастрольная география насчитывает не один десяток стран.Четырнадцать лет назад, 30 марта 2002 года, Тамара Синявская завершила карьеру оперной певицы. Признается, сама об этом нисколько не жалеет. В тот вечер она пела в спектакле "Царская невеста", посвящённом столетию со дня рождения Марии Максаковой, которая в своё время принимала у Синявской дипломный экзамен.
Она убеждена, что лучше уйти со сцены на полгода раньше, чем на пять минут позже. Спустя 5 лет Муслим Магомаев и Тамара Синявская закончили и совместную концертную деятельность. В то время ее мужа стали преследовать серьезные проблемы со здоровьем, он перенес операцию на сосудах, а через год певца не стало. Певица тяжело пережила этот период, она на три года "закрылась" от общества, почти не появлялась на публике и не давала интервью.
Время принесло замечательные идеи – конкурс молодых исполнителей имени Муслима Магомаева. Кроме этого, Тамара Ильинична организовала Фонд культурно-музыкального наследия Магомаева.