Жизненный и творческий путь С.В. Рахманинова

41k

Имя этого великого музыканта известно во всем мире, и его смело можно назвать "русским гением". Сергей Васильевич Рахманинов был великолепным пианистом, который не имел себе равных, блестящим дирижером и композитором, оставившим после себя огромное культурное наследие. Он создал такие выдающиеся произведения, которые своей вдохновенностью никого не могут оставить равнодушными. Роковая судьба распорядилась так, что маэстро пришлось покинуть Родину, но любовь к отчизне, как и любовь к музыке, он пронес в сердце через всю жизнь и отразил это в своем гениальном творчестве.

Следует также отметить, что в своём творчестве Сергей Васильевич Рахманинов синтезирует принципы петербургской и московской композиторских школ (а также традиции западноевропейской музыки) и создает свой оригинальный стиль, оказавший впоследствии влияние как на русскую, так и на мировую музыку XX века.

Сергей Васильевич Рахманинов появился на свет 1 апреля 1873 года в имении Онег Новгородской губернии. С юных лет мальчик стал проявлять особый интерес к музыке, поэтому мама Любовь Петровна стала обучать его игре на инструменте с четырехлетнего возраста. Когда Сергею Васильевичу исполнилось девять лет, вся семья была вынуждена переехать жить в Северную столицу, так как их имение было продано за долги. Отец будущего композитора ушел из семьи, поэтому о детях теперь заботилась одна мать. Она - то и приняла решение дать Сергею именно музыкальное образование, как и хотела первоначально.

Интерес С.В. Рахманинова к музыке обнаружился в раннем детстве. Первые уроки игры на фортепиано дала ему мать, затем была приглашена учительница музыки А.Д. Орнатская. При её поддержке осенью 1882 года Рахманинов поступил на младшее отделение Санкт - Петербургской консерватории в класс В.В. Демьянского. Обучение в Петербургской консерватории шло плохо, так как Рахманинов часто прогуливал занятия, поэтому на семейном совете мальчика было решено перевести в Москву и осенью 1885 года он был принят на третий курс младшего отделения Московской консерватории к профессору Н.С. Звереву.

Несколько лет провел Рахманинов в известном московском частном пансионе музыкального педагога Николая Зверева, воспитанником которого был также Александр Николаевич Скрябин и многие другие выдающиеся русские музыканты (Александр Ильич Зилоти, Константин Николаевич Игумнов, Арсений Николаевич Корещенко, Матвей Леонтьевич Пресман и др). Здесь в возрасте 13 лет Рахманинов был представлен Петру Ильичу Чайковскому, который позже принял большое участие в судьбе молодого музыканта.

В 1888 году Рахманинов продолжил обучение на старшем отделении Московской консерватории в классе двоюродного брата А.И. Зилоти, а спустя год под руководством С.И. Танеева и А.С. Аренского начал заниматься композицией.

В возрасте 19 лет Рахманинов окончил консерваторию как пианист (у А.И. Зилоти) и как композитор с большой золотой медалью. К тому времени появилась его первая опера - "Алеко" (дипломная работа) по произведению А.С. Пушкина "Цыганы", первый фортепианный концерт, ряд романсов, пьесы для фортепиано, в том числе, прелюдия до - диез минор, которая позднее стала одним из наиболее известных произведений Рахманинова.

В возрасте 20 лет, из-за нехватки Денег, он стал преподавателем в московском Мариинском женском училище, в 24 года _ дирижёром Московской русской частной оперы Саввы Мамонтова, где работал в течение одного сезона, однако успел сделать значительный вклад в развитие русской оперы.

Рахманинов рано приобрёл известность как композитор, пианист и дирижёр. Однако его успешная карьера была прервана 15 марта 1897 года неудачной премьерой Первой симфонии (дирижёр - А.К. Глазунов), которая окончилась полным провалом как из-за некачественного исполнения, так и главным образом  из - за новаторской сущности музыки. По мнению А.В. Оссовского, определённую роль сыграла неопытность Глазунова как руководителя оркестра во время репетиций. Это событие послужило причиной серьёзной нервной болезни. В течение 1897-1901 годов Рахманинов не мог сочинять, и лишь помощь опытного психиатра, доктора Николая Даля, помогла ему выйти из кризиса.

В 1901 году закончил свой Второй фортепианный концерт, создание которого ознаменовало выход Рахманинова из кризиса и одновременно - вступление в следующий, зрелый период творчества. Вскоре он принял приглашение занять место дирижёра в московском Большом театре. После двух сезонов отправился в путешествие по Италии (1906 г.), затем на три года поселился в Дрездене, чтобы полностью посвятить себя композиции. В 1909 году Рахманинов совершил большое концертное турне по Америке иКанаде, выступая как пианист и дирижёр. В 1911 году С. В. Рахманинов, находясь B Киеве, по просьбе своего друга и коллеги А. B. Оссовского прослушал молодую певицу Ксению Держинскую, вполне оценив её талант; он сыграл большую роль в становлении оперной карьеры знаменитой певицы.

Вскоре после революции 1917 года воспользовался неожиданно пришедшим из Швеции предложением выступить B концерте в Стокгольме и в конце 1917 года вместе с женой Натальей Александровной И дочерьми покинул Россию. В середине января 1918 года Рахманинов отправился через Мальмё в Копенгаген. 15 февраля он впервые выступил в Копенгагене, где сыграл свой Второй концерт с дирижёром Хёэбергом До конца сезона он выступил B одиннадцати симфонических и камерных концертах, что дало ему возможность расплатиться с долгами.

1 ноября 1918 года, вместе с семьёй, отплыл из Норвегии B Нью - Йорк. Вплоть до 1926 года не писал значительных произведений; творческий кризис, таким образом, продолжался около 10 лет. Лишь B 1926 - 1927 гг. появляются новые произведения: Четвёртый концерт и Три русские песни. В течение жизни за рубежом (1918 - 1943 гг.) Рахманинов создал всего 6 произведений, которые принадлежат к вершинам русской и мировой музыки. Местом постоянного жительства избрал США, много гастролировал в Америке и B Европе и вскоре был признан одним из величайших пианистов своей эпохи и крупнейшим дирижёром. В 1941 году закончил своё последнее произведение, многими признанное как величайшее его создание, Симфонические танцы. В годы Великой Отечественной войны Рахманинов дал B США несколько концертов, весь денежный сбор от которых направил в фонд Красной армии. Денежный сбор от одного из своих концертов передал B Фонд обороны СССР со словами:

"От одного из русских посильная помощь русскому народу B его борьбе с врагом. Хочу верить, верю в полную победу".

Последние годы Рахманинова были омрачены смертельной болезнью (рак лёгких). Однако несмотря на это, он продолжал концертную деятельность,прекращённую лишь незадолго до смерти. По некоторым данным, Рахманинов ходил в советское посольство, хотел поехать на родину незадолго до смерти.

Рахманинов умер 28 марта 1943 года в Беверли - Хиллз, штат Калифорния.

Особенности творчества

Творческий облик Сергея Васильевича необычайно многогранен, ведь на протяжении жизни он обращался к самым разнообразным музыкальным жанрам И практически в каждом из них оставил настоящие шедевры. Есть одна общая черта, которая невидимой нитью объединяет все его произведения - это любовь к Родине и связь с русской культурой. Не секрет, что именно образ родной земли занял центральное место в его творчестве. Самое удивительно, что Рахманинов не сочинял исторические произведения или программные, которые были связаны с исторической тематикой. Но это не помешало ему выразить всю глубину патриотических чувств в своей музыке. Еще одна отличительная черта Рахманинова - это лиричность, большая роль в его творчестве отводится песенной протяжной мелодии.

Творчество Рахманинова хронологически относится к тому периоду русского искусства, который принято называть "серебряным веком". Основным творческим методом искусства этого периода был символизм, черты которого ярко проявились и в творчестве Рахманинова. Произведения Рахманинова насыщены сложной символикой, выражаемой с помощью мотивов - символов, главным из которых является мотив средневекового хорала Dies Irae. Этот мотив символизирует у Рахманинова предчувствие катастрофы, "конца света", "возмездия".

В творчестве Рахманинова очень важны христианские мотивы. Будучи глубоко верующим человеком, Рахманинов не только сделал выдающийся вклад в развитие русской духовной музыки (Литургия св. Иоанна Златоуста, 1910, Всенощное бдение, 1916), но и в прочих своих произведениях воплотил христианские идеи в символику. Творчество Сергея Васильевича Рахманинова принято условно делить на три или четыре периода: ранний (1889 - 1897), зрелый (его иногда делят на два периода: 1900 - 1909 и 1910 - 1917) и поздний (1918 - 1941).

Стиль Рахманинова, выросший из позднего романтизма, впоследствии претерпел значительную эволюцию. Подобно своим современникам А. Скрябину и И. Стравинскому Рахманинов по крайней мере дважды (ок. 1900 И ок. 1926) кардинально обновлял стиль своей музыки.

Творчество Рахманинова стоит особняком в эволюции мировой музыки ХХ века. Впитав многие достижения импрессионизма и авангарда, стиль Рахманинова остался неповторимо индивидуальным и своеобразным, не имеющим аналогов в мировом искусстве (исключая подражателей и зпигонов).

Первый - ранний период - начинался под знаком позднего романтизма, усвоенного главным образом через стиль Чайковского (Первый Концерт, ранние пьесы). Однако уже в Трио ре-минор (1893), написанном в год смерти Чайковского и посвящённом его памяти, Рахманинов даёт пример смелого творческого синтеза традиций романтизма. Это произведение - один из первых в мировой музыке примеров полистилистики - словно символически возвещает преемственность традиции от Чайковского - Рахманинову и вступление русской музыки в новый этап развития.

Период зрелости отмечен формированием индивидуального, зрелого стиля, основанного на интонационном багаже знаменного распева, русской песенности и стиля позднего европейского романтизма. Эти черты ярко выражены в знаменитых Втором Концерте и Второй Симфонии, в фортепианных прелюдиях ср. 23. Однако начиная с симфонической поэмы "Остров мёртвых" стиль Рахманинова усложняется, что вызвано, с одной стороны, обращением к тематике символизма и модерна, а с другой - претворением достижений современной музыки: импрессионизма, неоклассицизма, новых оркестровых, фактурных, гармонических приёмов.

Центральное произведение этого периода грандиозная поэма "Колокола" для хора, солистов и оркестра, на слова Эдгара По в переводе К. Бальмонта (1913). Ярко новаторское, насыщенное небывало новыми хоровыми и оркестровыми приёмами, это произведение оказало огромное влияние на хоровую и симфоническую музыку ХХ века.

Поздний  "зарубежный период творчества" отмечен исключительным своеобразием. Стиль Рахманинова складывается из цельного сплава самых различных, порой противоположных стилистических элементов: традиций русской музыки  и джаза, древнерусского знаменного распева - и "ресторанной" эстрады 193 0-х гг., виртуозного стиля XIX века  и жёсткой токкатности авангарда. В самой разнородности стилистических предпосылок заключён философский смысл абсурдность, жестокость бытия в современном мире, утрата духовных ценностей. Произведения этого периода отличаются загадочной символикой, смысловой полифонией, глубоким философским подтекстом.

Значение композиторского творчества Рахманинова огромно. Рахманинов синтезировал различные тенденции русского искусства, различные тематические и стилистические направления, и объединил их пододним знаменателем - Русским национальным стилем. Рахманинов обогатил русскую музыку достижениями искусства ХХ века и был одним из тех, кто вывел национальную традицию на новый этап. Рахманинов обогатил интонационный фонд русской и мировой музыки интонационным багажом древнерусского знаменного распева. Рахманинов впервые (наряду со Скрябиным) вывел русскую фортепианную музыку на мировой уровень, стал одним из первых русских композиторов, чьи фортепианные произведения входят В репертуар всех пианистов мира. Рахманинов один из первых Осуществил синтез Классической  традиции и джаза.

В заключение хотелось бы так же отметить, что исполнительского творчество Рахманинова не менее велико.

Рахманинов-пианист стал эталоном для многих поколений пианистов разных стран и школ, он утвердил мировой приоритет русской фортепианной школы‚ отличительными чертами которой являются:

  1. глубокая содержательность исполнения;
  2. внимание к интонационному богатству музыки;
  3. "пение на фортепиано" - имитация средствами фортепиано вокального звучания и вокальной интонации.

Рахманинов-пианист оставил эталонные записи многих произведений мировой музыки, на которых учатся многие поколения музыкантов.

Несмотря на эмиграцию, Рахманинов всегда думал о своей родной земле и глубоко переживал начало военных действий. Была у великого музыканта мечта, с которой он не расставался ни на миг. Рахманинов очень хотел еще раз оказаться на родной земле, однако, этому не суждено было осуществиться. Во время Первого Международного конкурса пианистов им. Чайковского, проходившего в 1958 году, один из лауреатов по имени Ван Клиберн отвез небольшую горсть русской земли в Америку, чтобы высыпать на могилу С. Рахманинова, великого "РУССКОГО ГЕНИЯ".