Методы и методики психолого-педагогического исследования

14k

Данная работа направлена на изучение основных методов и методик педагогического исследования. Для того что бы понять сущность изучаемого вопроса, необходимо начать с того, что раскрыть два основных используемых термина более детально, а именно: разобраться с тем, что такое методы исследования, и соответственно методики исследования.

Методы педагогического исследования – совокупность приемов, и операций направленных на изучение педагогических явлений, и решения разнообразных научно-педагогический проблем. В свою очередь методиками психолого-педагогического исследования принято считать – основные способы сбора, обработки и систематизации информации, о изучаемом объекте. Рассмотрев данные определения, мы приходим к логичному выводу, а именно, что рассматривая два понятия метод и методика исследования мы не можем, на сто процентов разделить эти два понятия на две разные области деятельности, и обойтись,  без очень важного момента, это момент  практических исследований, который включает в себя как методы, так и методики музыкально педагогических исследований. Одним из важных практических моментов является опытная работа. С нее мы и начнем рассматривать данную проблему.

Опытная Работа

Опытную работу (ОР) нередко отождествляют как с обобщени­ем передового опыта, так и с комплексным педагогическим экспе­риментом (см. следующий раздел). Она действительно занимает своего рода промежуточное положение между обобщением опыта и экс­периментом и тем не менее представляет собой самостоятельный, весьма распространенный и необходимый метод педагогического исследования. С обобщением опыта его роднит включенность в не­посредственный процесс обучения и воспитания, живую практику. Однако передовой опыт, как правило, складывается из поисков решений практических, прикладных, а не исследовательских задач. Только с того момента, когда ставится задача анализа и обобще­ния опыта, а затем его авторского освоения, работа приобретает исследовательский характер. Метод же ОР характеризует изначаль­ная исследовательская установка, наличие поисковой задачи и плана ее реализации. Это роднит ее с экспериментом. Однако в ОР не ставится цели специально выделить отдельные исследуемые факто­ры из других элементов и связей объекта, строго не фиксируются по выделенным параметрам исходный и достигнутый уровни. Это отличает ОР от эксперимента.

Можно сказать, что ОР — это намеренное, исходящее из ис­следовательской установки, принятой гипотезы, соответствующей программы, создание передового опыта. Можно определить ОР и как нестрого поставленный психолого-педагогический экспери­мент. И то, и другое определение будет верным, хотя и неполным и недостаточно конкретным.

Более точно, пожалуй, определить ОР как метод внесения в педагогический процесс преднамеренных изменений, рассчитан­ных на повышение его эффективности, с постоянной проверкой и оценкой результатов. По существу, это специально поставленный опыт, проводящийся на научной основе по заранее разработанной программе или проекту.

ОР обеспечивает проверку на практике исследовательских про­ектов, воплощающих идеи и замыслы преобразования. Исследо­вательское начало здесь присутствует на всем протяжении работы. О результатах же судят суммарно, по общему социально-педаго­гическому и психологическому эффекту.

Если мы, например, хотим установить оптимальные способы формирования воспитывающей среды на селе, мы можем и обя­заны изучить опыт сельских школ, уже решающих более или ме­нее успешно эту проблему,, таким образом, мы прибегнем  к обобщению передового опыта.

Исследовательские методы и методики

После того как определена логическая структура исследования (сформулирована тема, намечен объект и выделен его предмет, построена цепочка задач и т.д.), остается приступить к решению поставленных задач.

его взглядами на сущность предмета исследования, ориентацией на определение формы на­учного знания, разработанностью и возможностями существую­щих методов. Это определяет подход исследователя к изучаемой реальности

Для решения конкретных задач изучения особенностей психи­ки и поведения человека, их формирования в педагогическом процессе применяется множество исследовательских методов..

Исследовательские методы группируют по различным призна­кам. методы сбора фак­тического материала, его теоретической интерпретации, выделяют методы диаг­ностики, объяснения, прогнозирования, коррекции, статистиче­ской обработки материала и др. .методов эмпирического исследования, осно­ванного на опыте, практике, эксперименте, методы обработки материалов и методы теоретического исследования, связанного с абстрагированием от чувственной реальности, построением мо­делей, проникновением в сущность изучаемого.

Основными исследовательскими методами являются наблюдение и эксперимент. Наблюдение и эксперимент применяются во мно­гих других науках, и поэтому их можно считать общенаучными. исследовательские методы: метод бе­седы, метод изучения процесса и продуктов деятельности, метод анкетирования, метод тестирования, оценивания и др.

При использовании исследовательских методов в зависимости оттого, какие задачи необходимо решать, приходится выявлять и фиксировать условия возникновения и особенности протекания изучаемых психических явлений, определять процедуру проведе­ния исследования, снятия данных экспериментов, их анализа и интерпретации, высту­пают конкретные тесты (методики): тест Равена, опросник Кет- тела, Айзенка и др.

При характеристике исследовательских методов можно услов­но подразделять их на методы эмпирического и методы теорети­ческого исследования

Эмпирическое знание есть знание об основных параметрах иссле­дуемых объектов, о функциональных связях между этими парамет­рами, о поведении объектов. В качестве эмпирических данных об изу­чаемом объекте выступают такие свойства, связи и отношения ве­щей и явлений, которые обнаруживаются в ходе практической дея­тельности, наблюдений, экспериментов. Характерный признак эм­пирического объекта — возможность его чувственного отражения.

В педагогических исследованиях, например, статистически устанавливаются количественные отношения объек­тов, динамика их изменения (данные об изменении социального статуса, числе правильных выборов в альтернативных ситуациях и т.д. Теоретическое знание и используемые для его добывания ме­тоды связаны с отвлечением от опыта, фактов, т. е. от эмпириче­ской базы, и с мысленным проникновением в сущность процес­сов, с выявлением внутренних связей, структур, движущих сил и факторов, тенденций и динамики развития.

К исследовательским методам, позволяющим получить эмпи­рические данные психолого-педагогического процесса, следует отнести: изучение литературы и документов, изучение результа­тов деятельности, наблюдение, опрос, оценивание (метод неза­висимых экспертов или компетентных судей), создание диагнос­тических ситуаций и др.основные характеристики и особенности каждого исследовательского метода. эмпирического ис­следования. служит способом создания первоначаль­ных представлений и исходной концепции о предмете исследова­ния, обнаружения белых пятен, неясностей в разработке вопроса.

Тщательное изучение литературы помогает отделить известное от неизвестного, зафиксировать установленные факты, накоплен­ный опыт, четко очертить изучаемую проблему.

Работа над литературой начинается с составления списка под­лежащих изучению произведений (библиографии), включающего книги, журналы, статьи в сборниках, реферативные обзоры, ав­торефераты диссертаций. Приходится обращаться к справочно­библиографическим указателям, библиотечным и электронным каталогам, информации о выходящей литературе и рецензиях, справочному и библиографическому аппарату книг, имеющихся в распоряжении исследователя.

Библиографию по теме исследования лучше составлять, выпи­сывая необходимые данные о каждой книге или статье на отдель­ную карточку или занося их в базу компьютера. Важно точно ука­зать автора или редактора книги, статьи, брошюры, название, место и год издания, издательство, том, выпуск и номер издания. Полезно указать и библиографический шифр.

Результаты изучения литературы по каждому вопросу полезно оформить в виде тематических обзоров, рецензий, рефератов, в которых, изложив существо отдельных положений, нужно четко выявить основные точки зрения, вскрыть совпадающее и разли­чающееся в них, обозначить мало разработанные, неясные и дис­куссионные положения. Важно подчеркнуть, что нового, ориги­нального вносит автор каждой работы, высказать свое отношение к авторским позициям, к полученным исследователями выводам.

При изучении материала важно четко поставить цель и в соот­ветствии с ней выделить показатели для собирания данных, оп­ределить способы их оформления (таблицы, тематические выбор­ки и т.д.).

В ходе систематизации и анализа полученных данных выявля­ются особенности деятельности педагогов, учащихся образователь­ных учреждений, воспитанников социальных центров, испыты­ваемые ими характерные затруднения и их причины, тенденции изменения характера и результатов деятельности и многое другое.Изучение литературы и документов продолжается в ходе всего исследования.

Наблюдение

Наблюдение является одним из основных исследовательских методов в психологии и педагогике, да и не только в этих науках.

Наблюдение в психологии и педагогике есть целенаправленное и систематическое восприятие исследователем действий и пове­дения человека или особенностей протекания изучаемого явле­ния или процесса и их специфических изменений. Наблюдение не только направлено на восприятие чувственно данных явлений, оно должно также привести к психологическому, педагогическо­му или психолого-педагогическому осмыслению зафиксирован­ных данных и их научному объяснению, т. е. к установлению фак­тов.

Наблюдение может быть направлено на изучение динамики процесса, отсроченных результатов нововведений, изменений объекта в течение определенного времени. В таком случае резуль­таты наблюдений, проведенных в разное время, сопоставляются и анализируются. При организации наблюдений должны быть за­ранее намечены их объекты, поставлены цели, составлен план наблюдений. Объектом наблюдения служит чаще всего сам про­цесс деятельности педагогов, учащихся и воспитанников, о ходе и результате которого судят не только по действиям, поступкам, результатам выполнения заданий, но и по отношению, эмоцио­нальным реакциям, волевым усилиям участников. Цель наблюде­ния определяет преимущественное сосредоточение на той или иной стороне деятельности, на тех или иных связях и отношениях (уро­вень и динамика интереса к предмету, способы взаимопомощи в коллективной работе, соотношение информационной и развива­ющей функций преподавания и т. д.). Заранее планируется после­довательность наблюдения, порядок и способ фиксирования его результатов. Как правило, они фиксируются в виде текстовых за­писей, заполнения разработанных форм, записей на магнитную ленту хода наблюдаемого процесса за определенное время, но несколько подробнее выделяются интересующие наблюдателя сто­роны. Использование хронометража, магнитофонных записей, фото-, кино- и видеосъемок повышает достоверность данных и результатов наблюдения. Каждый исследователь по мере накопле­ния опыта вырабатывает для себя наиболее приемлемую форму записей данных наблюдения, фиксирования процесса и выводов.

Видов наблюдений существует много. Их выделяют по различ­ным признакам. По признаку «временной» организации различа­ют наблюдение непрерывное и дискретное. По объему — широкое (например, ведутся наблюдения за группой в целом или за про­цессом развития личности как таковым) и узкоспециальное, на­правленное на выявление отдельных сторон явления или отдель­ных объектов (монографическое наблюдение за детьми в группе, за интересом к деятельности и др.). По типу связи наблюдателя и наблюдаемого различают наблюдения невключенные и включенные. В невключенном наблюдении позиция исследователя открыта, и участники, особенно на первых порах, ощущают неудобство, по­нимая, что за ними наблюдают. Это в определенной степени мо­жет сковывать и искажать естественный ход процесса. Наблюдать же исподтишка, «в замочную скважину», и неэтично, и неудобно. Выгоднее всего позиция так называемого включенного наблюде­ния — когда исследователь выступает участником деятельности коллектива, например, ведет экскурсию, творческую студию, проводит консультации, что делает его исследовательскую пози­цию скрытой. Такая же естественная ситуация легко создается и при проведении наблюдения во время уроков, сборов, походов, дискуссий и др.

Наблюдение как исследовательский метод имеет ряд существен­ных черт, которые отличают его от обыденного восприятия чело­веком происходящих событий. Назовем некоторые из них.

  1. Целенаправленность наблюдения. Она заключается не только в преимущественной направленности наблюдений на выбранные объекты, но и в том, что их описание проводится в свете опре­деленной педагогической или психологической концепции, в ее понятийно-терминологической системе. Наблюдатель уже имеет определенные представления об истории предмета, его развитии и структуре. Это позволяет сделать наблюдение не просто фикси­рованием воспринимаемого, а средством отбора необходимого, способом его первоначальной интерпретации.
  2. Аналитический характер наблюдения. Из общей картины на­блюдатель выделяет отдельные стороны, элементы, связи, кото­рые анализируются, оцениваются и объясняются уже в ходе на­блюдения.
  3. Комплексность наблюдения. Эта черта вытекает из целостно­го характера социально-педагогического процесса и требует не выпускать из поля зрения ни одной его существенной стороны или связи.наблюдения. Необходимо не ограничивать­ся разовым «снимком» наблюдаемого, а на основе более или ме­нее продолжительных (пролонгированных) наблюдений выявлять статистически устойчивые связи и отношения, обнаруживать из­менение и развитие наблюдаемого за определенный период.
  4. Систематичность наблюдения. Необходимо не ограничивать­ся разовым «снимком» наблюдаемого, а на основе более или ме­нее продолжительных (пролонгированных) наблюдений выявлять статистически устойчивые связи и отношения, обнаруживать из­менение и развитие наблюдаемого за определенный период.

Эти и другие черты одновременно являются требованиями, которым надо следовать при организации наблюдения. Стремле­ние исследователя к соблюдению требований и обеспечению ус­ловий для проведения полноценного наблюдения, освоению спо­собов и приемов его осуществления приводит к формированию важной особенности личности и профессионального качества, называемого наблюдательностью. Наблюдательность проявляется в умении человека замечать в воспринимаемом объекте малоза­метные, но существенные для достижения поставленной цели особенности предметов и явлений. Как и любой метод, наблюдение имеет свои сильные стороны и недостатки. Наблюдение позволяет изучить предмет в его целостно­сти, в его естественном функционировании, в его живых, много­гранных связях и проявлениях. В то же время этот метод не позволя­ет активно вмешиваться в изучаемый процесс, изменять его или намеренно создавать определенные ситуации, делать точные заме­ры. Поэтому результаты наблюдений нужно сопоставлять с данны­ми, полученными другими методами, дополнять и углублять их.

Заключение
Исследователь должен стремиться, чтобы используемые методы и методики исследований, были составлены наиболее грамотно и сфокусировано для изучения исследуемого объекта, только грамотный подбор методов и методик, может привести к полному и законченному получению информации. Также в своей исследовательской работе, нужно быть максимально «гибким» в процессе работы, так как исследуемые объекты не постоянны относительно окружающей среды, отсюда, и изменения могут вноситься непосредственно в моменте работы, следовательно, методы и методики могут быть изменены, например, чтобы во время беседы под­держивать доброжелательные отношения, предупреждать возник­новение психологической отчужденности и барьеров общения. Например, проведение беседы в традиционной официальной об­становке, где преобладают ролевые установки, может способство­вать возникновению барьера и поэтому для его преодоления пред­почтительнее выбрать другое место, которое позволило бы собе­седнику чувствовать себя свободнее и раскованнее, а может быть, и на равных с тем, кто проводит беседу. Целесообразнее беседу начинать с тем, интересных собеседнику, а затем перейти к те­мам, представляющим исследовательский интерес. Это еще раз подтверждает важность предварительной серьезной подготовки исследователя к предстоящей беседе. Беседа, разумеется, предпо­лагает непосредственный контакт с испытуемым, что позволяет при необходимости быстро реагировать и вносить изменения в намеченный ход беседы в зависимости от получаемых ответов на вопросы.