ХХ век ознаменовал переход от масштабных течений к индивидуальным стилям. Тенденция к индивидуализации нарастала в композиторской музыке много веков, однако именно к началу прошлого столетия она раскрылась в полной мере. Если в произведениях Листа и Шопена в общем больше сходств, чем различий, то музыка Рахманинова и Шенберга, которые были сверстниками, представляет собой два совершенно разных мира.
Познакомимся с Паулем Хиндемитом, одним из наиболее влиятельных немецких композиторов ХХ века.
Пауль Хиндемит родился в немецком городе Ханау на излете XIX века (в 1895 году). В девять лет он начал играть на скрипке, позже отправился учиться в консерваторию Хоха во Франфурте-на-Майне. Вместе с обучением игре на скрипке он также изучал композицию и дирижирование.
Одним из его учителей был Арнольд Мендельссон, сын знаменитого композитора Феликса Мендельссона.
Поначалу Хиндемит шел по исполнительской стезе: в 20 лет он получил работу в оркестре Франкфуртской оперы, а через два года стал концертмейстером группы первых скрипок. Вместе с этим он играл в квартете известного скрипача Адольфа Ребнера (именно в этом составе он переходит со скрипки на альт).
После шести лет работы у Ребнера Хиндемит вместе со своим единомышленником скрипачом Ликко Амаром создает собственный квартет. В репертуар квартета Амара-Хиндемита входили сочинения современных композиторов и редкие произведения предыдущих эпох. Квартет много концертировал по Европе, в конце двадцатых город музыканты дважды посетили с гастролями Советский союз. Так как 1920-х годах уже была развита звукозапись до нас дошли записи ансамбля Хиндемита. Среди записанных произведений – сочинения Моцарта, Стравинского, Дворжака, Верди, Бартока и, конечно, самого Хиндемита.
Несмотря на то, что изначально Хиндемит был больше известен в качестве исполнителя, в двадцатые годы происходит его активное становление в роли композитора. В 1923 году ему было поручено заниматься организацией Дней новой музыки в Донауэшингене (это старейший фестиваль современной музыки, который впервые был проведен всего за два года до описываемых событий). В 1927 году, когда Хиндемиту было 32 года, его пригласили преподавать в
Берлинский университет искусств.
Будучи композитором Хиндемит обращался к чрезвычайно широкому кругу жанров. Он писал оперы, оратории, музыку к балетам, камерные, симфонические и вокальные сочинения, сольные произведения для отдельных инструментов. Прежде чем разработать свой индивидуальный стиль Хиндемит пробует себя в рамках позднего романтизма и экспрессионизма. Не удивительно, что позже он приходит к отрицанию и того, и другого, присоединяясь к течению под названием Новая вещественность.
У Новой вещественности, которая охватила все виды искусства немецкого искусства во второй половине 1920-х годов, не было единой идеологической линии. Этот стиль проще описать через отрицание различных -измов: отрицание романтизма, экспрессионизма, абстракционизма, идеализма, натурализма.
Картина Макса Бекмана, одного из представителей Новой вещественности
Среди людей, связанных с этим направлением, можно отметить Отто Дикса, Макса Бекмана, Джорджа Гроса (изобразительное искусство), Бруно Таута и Эриха Мендельсона (архитектура), Георгма Вильгельма Пабста (кинематограф).
Основная работа Хиндемита, которую ассоциируют с Новой вещественностью, это ряд многочастных произведений, объединенных под единое название “Kammermusik” (то есть “Камерная музыка”). В соответствии с названием все шесть произведений написаны для камерных составов; впрочем, инструменты, выбранные композитором бывают весьма нестандартными. Например, в состав Kammermusik № 1 входит аккордеон, Kammermusik №6 – виола д’амур, а Kammermusik №7 – орган.
Поиск новых звучаний не является идеей исключительно ХХ века, но именно в это время эксперименты в этой области становятся особенно смелыми. Если романтизм расширял состав симфонического оркестра и изучал сольные возможности каждого его отдельного инструмента, то XX век работал над сочетанием необычных тембров используя редкие, старинные или наоборот, самые современные, электронные инструменты. Отметим, что Хиндемит при всем своем новаторстве в какой-то мере остается композитором мышления XIX века. Он не проявлял особого интереса к электронной музыке (хотя застал период ее появления и становления), тенденция к радикальному синтезу искусств, свойственная поколению его младших современников, тоже не была ему близка.
Важной частью наследия Хиндемита являются оперы. Свою первую оперу “Убийца, надежда женщин” на либретто экстравагантного художника и писателя Оскара Кокошки он написал еще в 1921 году. Это первая из его трех одноактовых экспрессионистских опер.
Вторая опера, комическая “Нуш-Нуши”, была написана в том же году. Автор дал ей подзаголовок “пьеса для бирманских марионеток”, весьма в тон того времени. Третья опера, “Святая Сусанна”, созданная на год позже, получила самый громкий резонанс. Сейчас бы про нее сказали, что она оскорбляет чувства верующих, а в двадцатые годы реакция была гораздо более сильной и бескомпромиссной.
Впрочем, неприятие “Сусанны” не погасило энтузиазма относительного оперного жанра, Хиндемит продолжал писать в течении всей своей жизни и создал еще восемь опер. Самая известная из них – полномасштабная опера в семи картинах “Художник Матис”, рассказывающая историю немецкого художника Матиса Грюневальда.
В тридцатые годы Хиндемит сосредотачивает свое внимание на композиции. В 1933 году он распускает квартет Армар-Хиндемит, однако продолжает выступать сольно как альтист. В 1935 во время гастролей Хиндемита в Анкаре лидер Турции Мустафа Кемаль Ататюрк попросил его реорганизовать систему музыкального образования в стране, с чем Хиндемит прекрасно справился. Во многом благодаря его усилиям появилась Анкарская консерватория.
Несмотря на успехи за границей в Германии положение Хиндемита становилось довольно шатким и двусмысленным. У Хиндемита не было сильной политической позиции и нацистский правительство смотрело на него, с одной стороны, как на представителя так называемой “дегенеративной музыки”, выступало с более чем резкой критикой его творчества и запрещало некоторые его произведения. С другой стороны, невозможно было не признавать международную популярность и авторитет Хиндемита в области культуры, который нацисты хотели поставить на службу пропаганды своего режима. Сам композитор был одним из немногих, кто сумел остаться посредине: он сотрудничал как с музыкантами еврейского происхождения, так и со сторонниками нацизма.
Но, в конце-концов, в 1938 Хиндемит покидает Германию и отправляется сначала в Швейцарию, а затем в США, где он прожил с 1940 по 1953 год. За время своего пребывания в штатах он работал в Йельском и Корнеллском университетах, Гарварде и ряде других образовательных учреждений. В 1945 году Хиндемиту присвоили звание почетного доктора Академии музыки в Филадельфии (позже он получит аналогичные степени в Колумбийском университете, Оксфорде, Франкфуртском университете и Свободном университете Берлина).
Пауль Хиндемит и Игорь Стравинский
Педагогика была важной частью работы Хиндемита, помимо реформации образования в Турции и преподавания в различных университетах он написал несколько учебников: “Базовая грамотность для музыкантов”, “Краткий курс классической гармонии в двух частях”, “Искусство музыкальной композиции в трех частях”.
Вернувшись в Европу Хиндемит поселился в Цюрихе, где он продолжил преподавательскую деятельность и начал активно работать в качестве дирижера.
Обозревая творческое наследие Хиндемита кажется, что он прожил несколько жизней: был востребованным исполнителем и лидером собственного коллектива; создавал произведения во всех существующих жанрах; преподавал, создавал учебные пособия; выступал в качестве дирижера. Не смотря на то, что с момента его смерти прошло почти шестьдесят лет, Пауль Хиндемит и по сей день остается достойным примером для тех, кто занимается музыкой сейчас, как для исполнителей, так и для композиторов и музыковедов.