Расцвет музыки Средневековья

12k

Литургическое пение, особенно григорианское, приобрело в Средние века большое значение. Однако наряду с ним развивалось и светское музыкальное искусство, появлялись новые формы музыки, особенно начиная с XI в.; 1000 год оказался решающим в социально-экономической и политической истории Запада; заметное обновление происходило и в музыкальной сфере: достаточно напомнить о расширении композиторской деятельности и появлении вместо монодии полифонии. Ars nova (новое искусство) во Франции и итальянская музыка XIV в. явились событиями, которые заметно повлияли на музыкальную жизнь всей Европы периода между XIII и XIV вв.

Историко-культурные условия и примеры светской музыкальной традиции

В каролингскую эпоху музыка развивалась и культивировалась под сенью монастырей благодаря тесному контакту, существовавшему между светским миром и религиозно-духовной сферой. Отсюда следует, что светская музыкальная традиция, развивавшаяся в I тысячелетии н.э., распространялась только устно и совершенно случайно, подверглась порой строгим запретам со стороны церковной цензуры. Однако с приходом феодализма и последующим распадом каролингской империи обстановка начала изменяться. Хотя очаги интеллектуального образования оставались во власти церкви, в Европе начали появляться новые центры культуры, порождавшие новые рыцарские идеалы и способствовавшие размыванию и обновлению динамики отношений между ними. Старая атмосфера в монастырских и епископальных школах и новая обстановка в первых университетах привели к возникновению светского одноголосного пения, соединившего наследие литургического пения с элементами лирики. Так был открыт путь к созданию первых форм романской лирики.

Светская монодия на латинском языке

Наряду с церковным существовало также светское одноголосное пение, однако оно стало развиваться и обособилось лишь в эпоху, последовавшую после полного ,,каролинского возрождения’’ (IX в.). Первые светские песни дошли до нас в среднелатинских музыкально-поэтических формах планктуса (planctus – плач). В качестве примера можно привести Planctus de obiti Karoli – песнь, призывавшая оплакивать императора. Шесть позднейших библио-автобиографических планктусов принадлежат П. Абеляру, прославлявшему свою нечастную любовь к Элоизе.

С XI по XII в. были распространены песни странствующих студентов и вагантов. Песни голиардов (бродячих студентов) дошли до нашего времени в современном изложении, основанном на догадках. Наиболее известные песни в большинстве случаев на латинском и отчасти на немецком языках (всего 254 песни, 47 из которых снабжены музыкальным материалом) содержит сборник ,,Кармина бурана’’. Этот сборник считается одним из лучших собраний произведений средневековой немецкой литературы (на слова из этого сборника Карл Орф сочинил одноименную ему сценическую кантату, впервые представленную во Франкфурте 8 июня 1937 г.) В настоящее время рукопись храниться в Государственной библиотеке Мюнхена; в ней точно отражена обстановка, в которой творили голиарды и ваганты начала XIII в.

Темы песен довольно разнообразны, в них поется о падении нравов, религиозных распрях (с четко антиклерикальной направленностью), о политических системах, сменяющих одна другую, о любви продажных женщин. Песни построены по модели латинских элегий, и в них ощущается влияние миннезанга: мотивы пораженческого аскетизма и раздумий о морали чередуются с экзальтированными гимнами, воспевающими женщину, вино и молодость, которая уходит.

От ,,песни о героях’’ к песни трубадуров

О связи обновления с преемственностью, проявляющейся в средневековом одноголосии, можно судить по литургическому тропу, от которого ведет происхождение кондукт (вначале только мелодический, богатый мелизмами, а позднее полифонический).

Секвенция также дала начало многим светским образцам – кантилене, сочиненной в честь святых и героев и отличающейся лирической мелодической линией.

Собственно шансон де жест (песнь о героях) следует признать наиболее популярным и достоверным примером первых светских песен. Такая песнь представляет собой эпическую поэму, и рассказывающую о подвигах героев. Такова известная ,,Песнь о Роланде’’, редакция которой восходит к XI в., хотя речь в ней идет о событиях, относящихся к эпохе Карла Великого.

Песни о героях исполнялись менестрелями, жонглерами, т.е. не поэтами и композиторами, а профессиональными музыкантами (певцами и инструменталистами), начавшими свою деятельность примерно в X в. Жонглеры бродили поодиночке или небольшими группами от селения к селению, от замка к замку, зарабатывая на жизнь пением, танцем, акробатикой или выступая с дрессированными животными.

Искусство менестрелей, передаваясь из поколения в поколение, способствовало развитию музыки в Западной Европе, становлению музыкантов – поэтов и композиторов, называемых трубадурами на юге и труверами на севере Франции.

Искусство трубадуров

Искусство трубадуров развивалось в куртуазной атмосфере Южной Франции. Первым представителем движения трубадуров считается Гильом Аквитанский: его работы отличаются точностью языка и отражают доктрину о куртуазной любви, под которой понимается служение даме. Из трубадуров следует отметить Маркабрю – первого представителя trobar clus (или темного стиля), Бернарта де Вентадорна – интерпретатора ,,мягкого и изящного языка’’ , Жофре Рюделя, Пейре д’Альверна, Гиро де Борнеля, Арно Даниэля, Бертана де Борна, Рэмбо де Вакейраса, Пейре Видаля, Фолькета Марсельского. Трубадуры были творцами собственных сочинений и использовали канцону, сирвенту, тенцону, контраст, ламенто (жалоба) – в зависимости от того, какая тема преобладала, лирическая или этическая и политическая.

Из сохранившегося наследия трубадуров более трехсот сочинений снабжены мелодиями, легко поддающимися расшифровке, поскольку они исполняются с мелодическими интервалами, тогда как ритмика является предметом противоречивых интерпретаций. Такие же сомнения вызывает конкретный характер исполнения; предполагается, что пение сопровождалось игрой на мелодическом инструменте (колесная лира, флейта и др.). Аналогичные проблемы возникают и с толкованием репертуаров труверов.

Труверы

Поэты-лирики, творившие на старофранцузском языке (lingua d’oil), движимые тем же идеалом, что трубадуры, были и поэтами, и композиторами. Труверы происходили из аристократического общества Северной Франции или были бродячими менестрелями; к первым принадлежит Конон д’Бетюн, Гас Брюле, Ги д’Куси, Тибо IV Шампанский, ко вторым – Колен Мюзе, Жан Бодель.

В музыкальном аспекте репертуар труверов достаточно документирован: в их сборниках (канцоньери) зафиксировано более 800 мелодий: ритмика и мелодические линии аналогичны репертуару трубадуров; отличие касается большей эмоциональности и выразительности музыкальных форм: не случайно наиболее предпочитаемые труверами формы – рондо, виреле и баллада – составили ядро композиционной техники европейского музыкального творчества и легли в основу главных структур светской полифонии, употреблявшихся в течение всего XIV и частично в XV в. Наиболее дифференцированные схемы произведений труверов служили основой многих музыкальных жанров до самого Возрождения и полифонических разработок сначала Адама де ла Аля и Гийома де Машо, а затем Гийома Дюфаи и Жиля Беншуа.

Миннезингеры

Искусство трубадуров послужило моделью для немецкой школы ,,рыцарей’’ поэзии и музыки – миннезингеров. Миннезанг (песнь любви) – поэтическое движение, родственное итальянскому ,,новому стилю’’, появилось в Германии в конце XII в. Однако немецкий миннезанг с центром на юге, в Австрии и Баварии, далек от интеллектуального ,,нового стиля’’, так же как и от жаркой чувственности трубадуров: произведения посвящены платоническому чувству, стремлению к духовному единению с возлюбленной. Наибольшую известность получили произведения миннезингеров Дитмара фон Айста и Кюренбергера.

Поэзия миннезингеров, рождения в рыцарской среде и предназначенная для нее, уточненная до виртуозности, прежде всего в отношении метрики и мелодий подчеркнуто модального характера, впитала свежие народные напевы и не чужда выражению земной любви к девушке простого происхождения (Вальтер фон дер Фогельвайде) и плотских отношений между любовниками. После 1230 г. Начинается упадок, проявляющийся в эстетствующей рафинированности, с одной стороны, и в преобладании чисто народных и пародийных тонов (Нейдхарт фон Рейенталь, Тангейзер) – с другой.

Крупнейшими представителями высочайшего расцвета лирики, заново открытой только во второй половине XVIII в., и прославленной романтиками, помимо вышеназванных, являются Генрих Вельдекен, Фридрих Гаузен, Рейнмар фон Хагенау, Генрих Фрауэнлоб, монах Герман Зальцбургский, Вольфрам фон Эшенбах, Освальд фон Волькенштейн. Песни миннезингеров исполнялись в сопровождении струнных инструментов; ритм определялся метрической структурой стихов. Песни были обычно строфическими или в форме бар (нем. Bar,Barform), состоящей из двух столл (Stollen) и припева (Abgesang). Эта форма позднее получила распространение в протестантском хорале (хоралы И.С. Баха). При более строгом подходе к музыке миннезанга напрашивается вывод, что самой ранней записью в куртуазной лирике следует считать светскую песню (Lied), первый росток длительной  богатой традиции немецкой Lied.