Д.Д. Шостакович (прелюдия и фуга ре мажор)

20k

В 1950 году мир "отмечал" 200-летие со дня смерти Иоганна Себастьяна Баха. В Лейпциге - городе, где великий композитор проработал почти тридцать лет, был организован баховский фестиваль и конкурс исполнителей. В состав жюри конкурса входил Дмитрий Дмитриевич Шостакович. Он принял участие в торжествах как композитор и исполнитель. В большом концерте, состоявшемся в конце фестиваля, прозвучал финал его первой симфонии. Вместе с двумя другими советскими пианистами Шостакович исполнил в этот вечер тройной концерт Баха. В дни юбилея музыка Баха наполнила собою Лейпциг. В знаменитой церкви св.Фомы (Томаскирхе), где Бах когда-то играл на органе и руководил хором, исполнили мессу си минор и "Страсти по Иоанну".

Шостакович всегда приклонялся перед творчеством Баха. Возвышенные и величественные образы, близкие баховским, встречались в его произведениях и прежде. С давних пор привлекала его и полифония - сложным сложным многоголосием отмечены многие страницы музыки Шостаковича. Под сильнейшим впечатлением поездки в Лейпциг он решил написать большой цикл полифонических произведений  по образцу "Хорошо темперированного клавира". Так более чем двести лет спустя после Баха появился на свет новый сборник прелюдий и фуг, написанных во всех мажорных и минорных тональностях - сборник, поражающий богатсвом содержания и огромным мастерством. (Прелюдии и фуги у Шостаковича написаны по квинтовому кругу с паралельными тональностями, так первая в до мажоре, вторая в ля миноре, третья соль мажор, четвертая в ми миноре).

Прелюдии и фуги Шостаковича - выдающиеся произведения, в которых образы современные, характерные вообще для творчества их автора, заключены в полифоническую форму, выработанную еще в 17-18 веках. Обращение к старинным формам и средствам развития придало многим пьесам в сборнике особую строгость и величавость. И вместе с тем прелюдии и фуги черезвычайно разнообразны, контрастны, как и многие другие сочинения Шостаковича, с которыми они тесно связаны.

В его творчестве не мало прозрачно-светлых, мечтательных страниц. К ним принадлежат и прелюдия и фуга ля мажор. Особенно фуга, основанная на трезвучной теме чистой серебристой звучности - как будто перекликиваются трубы в тишине. Но вслед за тем в сборнике помещено одно из самых трагических сочинений Шостаковича - прелюдия и фуга фа-диез минор. Тема фуги скорбная, прерывистая, с острыми стонущими мотивами. Прелюдия и фуга ре-бемоль мажор заставляет вспомнить "злые" гротескные вражеские образы в симфониях Шостаковича. Самая последняя, ре - минорная фуга перекликается с могучим финалом пятой симфонии. Многие темы прелюдии и фуг носят ярко выраженный русский характер. Такова, например тема фуги ре - мажор, которую мы рассмотрим более подробно.

Все в целом это сочинение - прелюдия и фуга ре мажор - светлое, ясное, не лишенное юмора. Вспомним, что старинная циклическая форма прелюдии и фуги нередко основана на контрасте. Для прелюдии не обязательны строгие законы постраения. Часто она бывает подвижной, текучей, словно импровизируемой тут же за инструментом. Такую прелюдию можно сравнить с фоном, на которомотчетливо выделяется фуга - произведение строгой формы. Этот контраст сохраняется и в прелюдии и фуге ре мажор Шостаковича. Но здесь есть еще и любопытный стилистический контраст. Прелюдия с ее арпеджированными позвякивающими (как на клависине) аккордами, с мелодией, напоминающей менуэт, близка старинной клавирной музыке.Тема же фуги как уже говорилось, носит русский характер, перекликается с "Камаринской". Казалось бы, совсем разные темы, - как можно объеденить их в одном цикле? однако Шостакович - мастер подобных контрастных сопоставлений. Весь цикл объеденен прозрачным камерным звучанием, юношеским светлым настроением.

Прелюдия - это словно воспоминание о баховских пьесах, сыгранных в детсве ( В годы учения ведь все их изучают!). Некоторое время ее звучание, чистые, ясные гармонии, строгая мелодия ( в басу) почти совсем приближены к старинной музыке. Но вот в развертывании мелодии композитор затрагивает далекю от классического мажора область ( переход от 12-ого такта к 13-ому - к бемольному звукоряду, начинающемуся с ми-бемоль). Обогощение лада вносит ощущение  свежести, новизны, современности. Начинается средняя часть (прелюдия написана в трех частной форме). Менуэтная мелодия теперь наверху, а арпеджированныйе аккорды в нижнем регистре. Тема звучит нежно и задумчиво, красиво модулируя в си минор. В репризе - она снова проходит в басу в несколько измененном виде. Позвякивающие аккорды замирают на звучании большой секунды.

Трехгалосная фуга начинается как бы с поисков темы, сначала "проба" одного повторяющегося звука ( ля, в альтовом голосе) и пауза. Затем звук ля опевается, к нему присоединяются нижняя квинта ре и верхняя секунда си. Снова повтор и пауза. И вот мелодия уже бежит, весело пританцовывая. По всем правилам следует тональный ответ в верхнем голосе. В среднем противосложение , которое сохраняет плясовой характер темы, звучит как припев к основной мелодии. Небольшая интермедия, и тема проходит несколько более важно и солидно в басу.

Закончилась экспозиция. Нчинается разработочная часть фуги где тему ожидают различные "приключения". После семитактовой интермедии (которая построена на отдельных мотивах темы) тема два раза проходит в миноре - в си и в фа диез миноре, где она становится более мягкой и трогательной. Потом возвращается еще раз к главной тональности - ре мажор. Но тональное "путешествие" далее совершается в чужие края: тема проводится в си-бемоль мажоре и фа мажоре - тональностях, далеких от классического ре мажора. А затем происходит неожиданность, не предусмотренная строгими законами контрапункта: тема вдруг "сбивается" с пути. 

Новое происшествие: басовый голос три раза повторяет начало темы от звука ля, но никак не может сдвинуться дальше. В следующем разделе фуги дается юмористическая стретта. Не успевает один голос произнести тему, как другой уже перебивает его. И нигде тема не звучит точно. Впечатление такое, как будто голоса вырвались на свободу, звенят, передразнивают друг друга и нарочно запутывают фугу. Еще одно " путанное"  проведение в си мажоре. Дело принимает даже драматический оборот, а вдруг так и не удастся закончить фугу по всем правилам? Но вот в басу на Forte вступает степенно приплясывающая мелодия. Все в порядке. Тема вернулась к своему первоначальному облику в тональности ре мажор (репризное проведение). Солидная "классическая" каденция заканчивает эту шутливую фугу, написанную с поразительным мастерством.