Эрик Сати. Фортепианное творчество (часть I)
Эпатажный образ? Эксцентричные и дерзкие музыкальные идеи? Странные названия музыкальных произведений? Что из этого стало причиной, по которой Эрик Сати, человек, который первым сформулировал идеи впоследствии легшие в основу одного из ключевых стилей ХХ века – минимализма, в отечественном музыковедении не удостаивается какого-либо значимого внимания? Его творчество не считается обязательным для изучения в училищах и университетах, как будто он мелкий второстепенный композитор, тогда как он значительно повлиял как на своих современников, так и на композиторов ХХ века.
Возможно, отсутствие значимого количества “серьезных”, симфонических произведений сыграло свою роль в том, что он словно в тени своих друзей-импрессионистов? Да, стоит признать, что фортепианные произведения Сати гораздо более известны, нежели его оркестровые сочинения. Однако не стоит давать их кажущейся простоте себя одурачить – эта простота обманчива.
Ogives, 1886
Стрельчатые окна — одна из характерных черт готической архитектуры
Ogives, на русский язык это название условно переводится как “стрельчатые окна”. На создание этих пьес юного Сати вдохновило любование витражами готических храмов. Создавая эти пьесы композитор опирался на песнопения Григорианский хорал, однако писал он все же с позиций своего собственного стиля. Как и в Григорианском хорале, здесь нет метра, сильных или слабых долей. Тема каждой из четырех пьес проводится сначала с октавным удвоением, как в наиболее древней форме многоголосия – параллельном органуме. Интонационно мелодии также схожи с католической церковной музыкой, однако композитор не стремиться к точному имитированию, все-таки его музыка – не богослужебная.
Все четыре пьесы имеют одинаковое строение: проведение темы с октавной дублировкой – проведение темы в аккордовой фактуре с октавной дублировкой – проведение темы на октаву ниже, также в аккордовой фактуре, однако уже без дублировок.
Если бы Сати хотел добиться звучания, напоминающего духовную музыку, он мог пойти двумя путями: написать пьесу полифонического склада используя строгий стиль либо выбрать гомофонно-гармонический склад, следовать классическим правилам голосоведения, и создать нечто в духе протестантского хорала. Но он выбирает третий путь – между этими двумя вариантами, оставаясь между светской музыкой и духовной.
Три сарабанды, 1887
Что такое сарабанда? Это старинный испанский танец, появившийся в XVI веке. Как и многие старинные танцевальные жанры, сарабанда за время своего существования претерпела ряд изменений: если изначально это был оживленный танец, то, распространяясь из Испании по другим государствам, сарабанда приобрела медленный и торжественный характер. В эпоху Барокко сарабанда, наряду с алемандой, жигой и курантой, стала одним из традиционных танцев сюиты.
Сати в своей интерпретации опирается на барочное понимание этого танца. Как и в цикле Ogives композитор опирается на старинную музыку, однако не ставит себе задачи создать копию, максимально похожую на оригинал. Скорее он опирается на идею, образ, некоторые характерные черты, вроде медленного темпа и трехдольности, и создает свое, современное высказывание.
Все три сарабанды сохраняют единство настроения, в них (за исключением третьей, где преобладает триольные пассажи) доминирует аккордовая фактура. Впрочем, как и в дальнейших аналогичных произведениях Сати, каждая отдельная пьеса раскрывает единое настроение с новой стороны. Это подчеркивается и выбором звукорядов, которые использует композитор: ля бемоль мажор (четыре бемоля) - ре диез минор (шесть диезов, тональность, энгармонически равная ми бемоль минору, с шестью бемолями) - ре бемоль мажор ( пять бемолей).
Это музыка близкая к медитативной, в ней сложно вычленить мелодию, она вся состоит из сменяющих друг друга звуковых столбов аккордов. Композитор отдает предпочтение использованию септаккордов и нонаккордов, он стремиться отойти от привычных слуху шаблонов аккордовых последовательностей. Тональный центр в сарабандах скорее можно назвать условным, нежели представляющим реальную центростремительную силу.
Гимнопедии, 1888
Одним из источников вдохновения Сати называют картины французского художника-символиста Пьер Сесиля Пюви де Шаванна (Pierre Cécile Puvis de Chavannes)
Пожалуй, самое известное произведение Эрика Сати, это Три гимнопедии. Композитор создал их в 1888 году, когда ему было всего 22 года. Свою концепцию “меблировочной музыки”, музыки, звучит фоном, которую не нужно слушать, Сати в окончательном виде сформулирует в 1916 году. Однако зерна этой идеи есть уже в созданных в 1888 году Гимнопедиях. Не случайно их так часто ставят в качестве фоновой музыки для чего угодно, что их мелодии знакомы даже тем, кто никогда в жизни не слышал имя Эрик Сати.
Что за название такое – Гимнопедии? Что оно означает? Слово Gymnopédie является французским вариантом названия одного из греческих праздников, отличительной чертой которого были танцы молодых мужчин. Но, скорее всего, Сати вдохновлялся поэзией современных ему поэтому-символистов, а не военными танцами суровых спартанских юношей.
Считается, что идею названия своих пьес композитор почерпнул из стихотворения Патриса Контамина де Латура под названием Античность (Les Antiques), в котором была строчка “Смешали сарабанду с гимнопедией” (“Mêlaient leur sarabande à la gymnopédie”).
Все три пьесы построены по одному шаблону: трехдольный размер, медленный темп, одинаковое строение формы, простая и неспешная мелодия на фоне лаконичного аккомпанемента бас-аккорд. Сопровождение преимущественно строится мягких на септаккордах. Впрочем, Гимнопедии не лишены диссонансов, однако композитор так выстраивает музыкальный материал, что даже они воспринимаются относительно мягко и, создавая нужное напряжение, не разрушают общее настроение покоя и умиротворения.
Названия пьес: Lent et douloureux (Медленно и болезненно); Lent et triste (Медленно и грустно); Lent et grave (Медленно и тяжело). В них ясно видно наличие определенного шаблона, единого общего замысла. И Сати словно пытается изучить, что можно выжать из этого шаблона: как можно получить новое звучание изменив как можно меньше элементов, не нарушив изначальный паттерн? Надо отметить, что он в этом преуспевает, несмотря на общую умиротворенность каждая из пьес отражает свой нюанс настроения: мечтательность, печаль, меланхолию.
Все три Гимнопедии начинаются со вступления аккомпанемента. Он состоит из чередования двух аккордов, находящихся в кварто-квинтовом соотношении. Это может быть S-T (первом номере), D-SII (второй номер), t-s (третий номер). Мелодии пьес просты, порой даже незамысловаты. В них нет украшений, ритмических сложностей, все звуки мелодии идут ровными длительностями. Однако за счет аккомпанемента мелодии теряют тональную устойчивость, стремление к тональному центру, что придает им большую устойчивость.
Эрик Сати в гостях у Клода Дебюссии в 1911 году
Кстати, друг Сати, Клод Дебюсси, сделал прекрасное оркестровое переложение этого произведения (хотя он и опустил второй номер, так как по его словам, он не поддавался оркестровке). Однако, стоит отметить, что несмотря на то, что переложение звучит прекрасно, приобретая большую глубину за счет использования множества тембров, музыка теряет лаконичность, предельную простоту и ясность, которая является одной из основных черт стиля Сати. Да и сам факт того, что сам Клод Дебюсси не смог сделать полную оркестровку Гимнопедий говорит о сопротивлении самого материала подобной переработке.