Эдвард Григ - Лирические пьесы

6k

Эпоха романтизма является тем периодом, когда окончательно формируются национальные школы. Пожалуй, самым популярным скандинавским музыкальным деятелем является Эдвард Григ– композитор, пианист, популяризатор норвежской музыки. Познакомимся с его собранием фортепианных сочинений под общим названием “Лирические пьесы”.

 

Первую тетрадь “Лирических пьес” Григ написал в 1866 году, последнюю, десятую, он закончил в 1901. Общее количество произведений в тетрадях – 66, каждая из них имеет программное название. У тетрадей нет одной единой темы, однако можно выделить несколько условных категорий: норвежские народные песни и танцы (“Норвежская песня”, “Халлинг”, “Спрингданс”), сюжетные пьесы (“Одинокий странник”, “Шествие гномов”, “Возвращение домой”), абстрактные категории (“Меланхолия”, “Секрет", “Благодарность”).

Тетрадь №1

Самая первая и, пожалуй, одна из самых популярных пьес сборника –  Ариетта. Произведение Грига полностью соответствует жанровому определению: это небольшая и простая ария. Нежная нисходящая мелодия песенного характера идет в верхнем регистре. “Светлая” тональность ми бемоль мажор, лаконичный аккомпанемент в виде разложенных аккордов шестнадцатыми, медленный темп, нюанс пиано – все это создает атмосферу покоя и умиротворения. Форма Ариетты – простая двухчастная, с небольшой кодой.

Третий номер первой Лирической тетради, Песню сторожа, Григ написал под впечатлением от постановки пьесы Шекспира “Макбет”. Пьеса начинается с отсылки к григорианскому хоралу: в первых восьми тактах мелодия проводится то одноголосно, с октавной дублировкой, то переходит к хоральной фактуре, с характерными интонациями ранних католических песнопений. 

Средняя часть проходит в одноименном основной тональности (ми мажору) миноре. Она построена на контрасте двух элементов: мотива, построенном на оживленных септолях мелкими длительностями в низком регистре, и аккордами в среднем регистре. Завершается часть переходом оборотом s-D к изначальной тональности, в которой проходит усеченная реприза.

В пьесе противопоставляются два образа: молитвенное умиротворение и беспокойные ночные образы, перемежаемые зовущими трубными интонациями.

Как и многие композиторы-романтики Эдвар Григ любил фантастические сюжеты. Хотя в пьесе Танец Эльфов танцевального больше, чем сказочного, все же композитор сумел создать загадочный, оживленный, порой несколько зловещий образ (не стоит забывать, что в отличие от популярной культуры в фольклоре эльфы существа не всегда безобидные).

Подвижную мелодию в верхнем регистре сопровождают аккорды в тесном расположении в среднем регистре. Форма пьесы - трехчастная. В контрастной середине композитор оставляет общую мелодическую канву, однако опускает мелодию в средний регистр, а аккомпанемент – в низкий. Заканчивается пьеса четырехтактовой кодой, в которой контрастируют плотные аккорды в низком регистре и широкие поднимающиеся интервалы, украшенные форшлагами, в верхнем.

Тетрадь №2

Один из отличительных элементов халлинга это высокий прыжок, во время которого мужчина должен сбить ногой шляпу с палки
Григ в своем творчестве часто обращался к норвежской народной музыке. Четвертый номер второй Лирической тетради, Халлинг, один из прекрасных примеров этого обращения. Халлинг – народный танец, который традиционно исполняли молодые мужчины. Чтобы показать веселый и виртуозный характер танца, Григ использует форшлаги, мелкие длительности, широкие скачки в мелодии, штрихи стаккато. 

Пятый номер второй тетради также посвящен танцам, это Спрингданс, норвежский крестьянский танец. В отличие от Халлинга, Спрингданс идет в умеренном темпе на нюансе пиано. Легкая, подвижная и жизнерадостная мелодия, построенная на разложенных трезвучиях, украшена мордентами. Ее сопровождает аккомпанемент из состоящий широких интервалов и аккордов. 

Вальс – один из самых популярных бальных танцев XIX века

Есть во второй тетради и вполне светский танец – Вальс. Популярный бальный танец в интерпретации Грига получает меланхоличный и почти печальный характер. Делая акцент на мелодии композитор придерживается стандартного незатейливого вальсового аккомпанемента. Форма произведения – сложная трехчастная. Экспозиция занимает шестнадцать тактов. Середина типа эпизод, в которой меняется темп (с poco allegro на presto) и варьируется изначальная фактура, также укладывается в шестнадцать тактов. Между репризой и серединой располагается пятитактовый предыкт, построенный на интонации уменьшенного трезвучия. Завершается пьеса точной репризой.

Характер второй пьесы третьей тетради заложен в самом ее названии: Одинокий странник. Композитор рисует образ печального странника, погруженного в свои, то спокойные, то тревожные мысли.

В экспозиции тема проходит в среднем регистре с октавной дублировкой; в первых четырех тактах в основной тональности (си минор), затем она повторяется в тональности параллельного мажора. Следующий после четырехтактовый отдел содержит новый тематический материал, впрочем, построенный с использованием ритмики и интонаций изначальной темы пьесы. Первоначальная тема, на первый такт которой выпадает кульминация, при возвращении проходит на октаву выше и с небольшими изменениями.

Не менее живой образ вышел у композитора в пьесе Маленькая птичка: крошечное, хрупкое, нежное создание. Основная интонация пьесы – быстрая трель, которая проходит в разных регистрах от разных звуков. Чтобы не перегружать пьесу Григ вместо полноценного аккомпанемента использует подголоски, которые то усиливают, то оттеняют главную интонацию.

Экспозиция состоит из сложного шестнадцатитактового периода повторного строения. Восьмитактовая середина – развивающего характера. Мелодия переходит в нижний регистр в левую руку, в правой идет аккордовое сопровождение. Между репризой и серединой располагается четырехтактовый предыкт. Середина и реприза повторены дважды, что дает повод говорить о трех-пяти частном строении. Завершает пьесу восьмитактовая кода, построенная на материале контрастной части.

 

Пятая пьеса третьей тетради, Эротик, полна счастливого спокойствия и неги. Мягкую нисходящую мелодию всопровождают широкие аккорды в низком регистре. Пьеса написана в трехчастной форме. 

Экспозиция  длится 16 тактов и заканчивается на аккорде доминанты. Середина развивающего продолжает изначальный импульс темы, продвигаясь к репризе музыка от безмятежного настроения переходит к радостно взволнованному (роста напряжения композитор показывает с помощью восьмитактовой восходящей секвенции). В сокращенной восьмитактовой репризе изначальное спокойствие вновь возвращается и даже усиливается за счет переноса мелодии в низкий регистр. 

Тетрадь №4

Пьеса Меланхолия полностью отвечает своему программному названию: она вся полна мрачного оцепенения, скорби и тоски, которые прерываются лишь болезненным и нервным состоянием. Этот образ создают тяжелый темп largo, сложные ритмические рисунки, широкий диапазон мелодии, использование контроктавы в аккомпанементе. Только в контрастной середине есть короткий момент надежды: в семнадцатом такте композитор ненадолго отклоняется в ля бемоль мажор, тональность неаполитанской субдоминанты к основному соль минору. Однако это длится всего миг, сменяясь изначальной мрачностью. Трехтактовая, построенная на обороте D-T крупными длительностями, кода завершает это произведение на безрадостной ноте. 

Тетрадь №5

Над пятой тетрадью Лирических пьес Григ работал с 1889 по 1891. Она состоит из пяти произведений: Пастушок, Гангар, Шествие гномов, Ноктюрн, Скерцо, Колокольный звон. Позже Григ вместе с дирижером Антоном Зайдлем сделали оркестровку этих пьес. Их совместная работа получила название Лирическая сюита.

Первая пьеса, Пастушок, имеет неожиданно тревожное настроение для своего названия. Медленный темп, минорное наклонение, нюанс пиано – уже это настраивает слушателя на меланхоличный, а не пасторальный лад. Основная интонация пьесы – нисходящее движение от пятой ступени к первой. Использование венгерского лада (минор с повышенными четвертой и седьмой ступеней) придает мелодии терпкое, экзотическое и напряженное звучание. Аккомпанемент весьма лаконичен, он представлен аккордами в широком расположении.

Первый период состоит из шестнадцати тактов и заканчивается на доминанте к основной тональности. Далее следует середина развивающего типа, мелодия переходит в нижний регистр. По сравнению с предыдущей частью, появляются ритмические сложности – квартоли и октоли. Развитие середины идет за счет использования секвенций и отклонений.

Следующая пьеса – Гангагр, иногда ее называют “Норвежский марш”. Изначально гангар – парный крестьянский танец в размере 6/8, торжественный и размеренный. У Грига он приобретает более чуть более оживленный характер. Веселая и живая мелодия, украшенная форшлагами, строится на небольших скачках, что подчеркивает ее танцевальный характер. Развитие идет за счет варьирования материала изначальной мелодии и проведении его мелодию в разных регистрах.

Тролль у двери, иллюстрация шведского художника Йона Бауэра

Шествие гномов, пожалуй, самая яркая пьеса этой тетради (в норвежском названии этого произведения фигурируют не гномы, а тролли, гораздо более близкие и значимые для скандинавского фольклора персонажи). Для создания характерного образа композитор использует контраст ритма: тяжелые аккорды восьмыми чередуются с гаммообразным движением тридцать вторыми.

Моторная и мрачная часть, где композитор создает образ гномов, сменяется контрастной частью с совершенно иным настроением. В середине темп замедляется, фактура становится прозрачной и невесомой, минорное наклонение меняется на мажорное. Плотные аккорды и стремительные гаммообразные пассажи уступают место размеренной мелодии из восьмых и четвертей и секстолям в скачкообразном движении. Форма пьесы – сложная трехчастная, с точной репризой.

Ноктюрн Грига сохраняет задумчивое настроение, однако с оттенком печали и меланхолии. Мелодия построена на одной из любимых интонаций композитора, которую он, с небольшими варьированиями, использовал во многих своих сочинениях: первая - седьмая высокая - пятая. Мелодию сопровождает непрерывный аккордовый аккомпанемент восьмыми. В контрастной части, построенной на восходящей секвенции, язык композитора приобретает черты стиля импрессионистов.

Форма пьесы – простая трехчастная, с контрастной серединой, точной репризой и кодой. Завершается пьеса необычайно мощным и широким (от субконтроктавы до первой) аккордом.

Фрагмент картины из серии «Руанский собор» Клода Моне

Пьеса Колокольный звон снова словно дает отсылку к музыке французских импрессионистов:  мелодия в правой руке, построенная на параллельных квинтах, сопровождается параллельными квинтами в низком регистре. Композитор свободно передвигает небольшие мотивы, словно исследуя, как меняется звучность одного и того мотива, проведенного на разной высоте, как сочетаются эти небольшие кусочки между собой. Композиция напоминает калейдоскоп, где ограниченное количество элементов дает бесконечное количество вариантов рисунков.

За счет использования параллельных кварт и квинт размывается тональный центр. Функциональная логика отходит на второй план, уступая звукописи, созданию интересных звуковых сочетаний.

 

Пьеса полностью построена на паттерне, заложенном в первых четырех тактах. Ее форма – простая трехчастная. Чтобы избежать статичности в контрастной части композитор меняет направление мелодии с нисходящего на восходящее и усиливает контраст между отдельными двухтактовыми блоками. Если в экспозиции Григ остается внутри звукоряда до мажора, то в середине он значительно от него отходит.

Чтобы завершить пьесу, поставить точку в музыкальном тексте Григ прибегает к привычным аккордовым структурам. Он все же не использует стандартные функциональные последовательности, однако с помощью аккордов обозначает тональный центр. 

Тетрадь №6

Шестая тетрадь начинается с пьесы Ушедшие дни. Форма пьесы – сложная трехчастная. Первый раздел проникнут печалью, тоской, нервным напряжением. Контрастная середина в быстром темпе и одноименном мажоре словно рисует те самые радостные, но безвозвратно ушедшие времена, по которым скучает лирический герой. Завершается пьеса точной репризой, возвращаясь к изначальному, проникнутому тоской, настроению.

Печальное и задумчивое настроение продолжает пьеса Иллюзия. Здесь композитор вновь обращается к способу варьированию музыкального материала: вся пьеса построена на развитии изначального паттерна, данного в первом такте. Он проходит в разных регистрах, в разных ладовых наклонениях, секвенцируется. Из одной небольшой интонации вырастает полноценная, продолжительная пьеса.

Следующая пьеса, Секрет, наполнена радостным волнением. Мелодия построена на стремящемся вверх движении. Экспозиция длится десять тактов, затем идет середина, которая строится на регистровом контрасте, варьировании фактуры и секвенциях. В репризе тема проходит в тональности минорной субдоминанты, однако уже во втором предложении она возвращается в изначальный соль мажор.


Танцевальный характер пятого номера заложен в самом названии – Она танцует. По характеру это вальс, легкий, жизнерадостный, беззаботный. Основная мелодическая интонация пьесы – восходящее движение широкими интервалами шестнадцатыми. За исключением каденционных разделов формы на ней строится все произведение.

 

Меланхолия, Эдвард Мунк 

Завершает шестую тетрадь пьеса Тоска по родине. Она полна печали и спокойной грусти. По форме пьеса представляет собой сложную трехчастную форму. 

Мелодия укладывается в пределы кварты и представляет собой нисходящее движение от третьей ступени к тонике. Первое проведение темы, которое укладывается в восемь тактов, идет на фоне широкий интервалов крупными длительностями, что дает легкость звучания и не отвлекает слушателя от мелодии. Второе проведение проходит на октаву выше и сопровождается развитым подголоском. Третье проведение в точности совпадает с первым.

Середина эпизода несет в себе совершенно другой образный строй: радостный, легкий, почти фантастический. Медленный темп сменяется на быстрый, минорное наклонение на мажорное, средний регистр на высокий. Мелодия средней части становится более подвижной, она более развита с ритмической стороны: появляется пунктирный ритм, секстоли, множество мелких длительностей. Аккомпанемент переходит к пульсации восьмыми и движению широкими интервалами. 

После радостной и светлой середины композитор переходит к точной репризе, вновь возвращаясь к печали и тоске.

Период с 1893 по 1901 год был для Эдварда Грига особенно продуктивным в плане работы над фортепианными произведениями. За это время он создал последние четыре тетради Лирических пьес, с седьмой по десятую.

 

Тетрадь №7

Седьмую тетрадь открывает пьеса под названием Сильфида. Сильфиды – духи природы, олицетворения воздуха, родственные феям. Не удивительно, что образ, который рисует композитор, отличается легкостью, подвижность, сказочностью. 

Отличительные интонации пьесы построены на широких восходящий скачках и пунктирном ритме. Аккомпанемент – ненавязчивый, он поддерживает мелодическую линию, но не выходит за эти рамки. Пьеса написана в трехчастной форме с двухтактовым вступлением и десятитактовой кодой. Средняя часть построена на ритме экспозиции и скорее оттеняет ее, чем контрастирует с ней.

Легким характером отличается и следующая пьеса – Благодраность. Мелодия песенного характера проходит на фоне аккордового аккомпанемента. Первое предложение состоит из двух шеститактовых фраз, построенных по одному мелодическому лекалу. Заканчивается предложение отклонением в тональность доминанты.

Середина развивающего характера построена на восходящей секвенции. Она состоит из трехзвучного мотива (взятого из основной темы экспозиции), сопровождаемого аккордами. Приближаясь к кульминации секвенция приобретает все более напряженный характер. Заканчивается середина доминантовым аккордом к основной тональности.

Реприза возвращает слушателя к первоначальной теме, которая проходит ряд тональных варьирований. Заканчивается пьеса репризой на материале контрастной части.


Дух, картина Жоржа Ру  (George Roux)
Пьеса Призрак продолжает фантастическую линию. Ее отличает необычайно мягкое, нежное, сказочное звучание. Плавная мелодия в размере 6/8 звучит на фоне непрерывного аккомпанемента восьмыми. Гармония играет в этой пьесе ведущую роль. Композитор собирает композицию из четырехтактовых кусочков, проводя мелодию в разных тональностях. На протяжении четырех тактов сопровождение держится на одном аккорде, что дает ощущение неподвижности. Еще одно выразительное средство, с помощью которого идет развитие – органный пункт.

Последнее произведение седьмой Лирической тетради – Возвращение домой. Пьеса открывается жизнерадостным и веселым настроением. Композитор проводит основную тему дважды, в первый раз в средней регистре, а во второй – в верхнем с октавным удвоением. Радостное предвкушение Григ создает  с помощью использования мажорного наклонения, восходящих секвенций, множества повторов. Необычное звучание дают и энгармонические модуляции.
Контрастная середина написана в одноименном миноре и использует новый тематический материал. Ее мелодия построена на восходящем минорном трезвучии. По форме пьеса представляет собой трехчастную форму с точной репризой.

Тетрадь №8 

Меланхолия, Констанс Мари Шарпантье Пьеса под названием Меланхолия  уже была в четвертой тетради. Григ возвращается к той же теме и по новому ее раскрывает. Аккомпанемент остается простым, а вот мелодическая линия уже полна диссонансов и ритмических сложностей. В ней нет привычной певучести григовских мелодий, но с созданием беспокойного, мрачного, тяжелого настроения она справляется отлично.

Контрастом к тоскливому образу предыдущего номера идет легкий, блестящий и жизнерадостный Салон. В нем композитор играет на контрасте двух мажорных тональностей – ля мажора и ля бемоль мажора.
 
“Lento lugubre”, медленно и жалобно, такую пометку дает Григ к исполнению Баллады. Плавная и скорбная мелодия идет с аккордовым сопровождением. Во втором проведении к ней добавляется октавная дублировка. В контрастной части тема проходит в си бемоль мажоре и ля бемоль мажоре, затем возвращаясь в изначальный до минор с помощью альтерированной доминанты. 

Менуэт, ранее будучи чрезвычайно популярным, к временам Грига уже устарел и уступил место более современным танцам. Не удивительно, что рисуя картину старины в пьесе Бабушкин менуэт композитор выбирает именно этот танец. Начинается произведение с изящной, украшенной форшлагами мелодии с характерным для менуэта аккомпанементом. Впрочем, композитор не стремиться копировать стиль предыдущих поколений, он говорит своим привычным языком.

Стоит отметить реверанс в сторону Иоганна Себастьяна Баха: в контрастную середину Григ включает секвенцию, напоминающую интермедию фуг великого барочного композитора. Впрочем, секвенция Грига хоть и напоминает Баха, но не копирует его. Она проходит одноголосно с октавным удвоением.

Вечер в горах рисует таинственный пейзаж: то пасторальный, то тревожный, то меланхоличный. Пьеса начинается с восьмитактового ступления на доминантовом органном пункте. В мелодию, которая первые тридцать восемь тактов идет одноголосно, без какого-либо сопровождения, Григ вплетает свою любимую интонацию: нисходящее движение от первой к высокой седьмой и затем к пятой. 

Второе проведение идет уже с аккордовым сопровождением и дополняется шеститактовой кодой на материале главной темы.

Нежная и романтическая пьеса У твоих ног наполнена мечтательным настроением, в котором блаженство сменяется волнением. Форма пьесы – трехчастная. Начинает произведение певучая мелодия на фоне разложенного аккордового аккомпанемента восьмыми. В середине развитие идет за счет восходящей секвенции, построенной на интонации из мелодического материала экспозиции. Также примечателен тональный контраст: после середины, прежде чем вернуться в изначальную тонально ре мажор, композитор проводит основную тему в ре бемоль мажоре.

В колыбели рисует светлый и умиротворенный образ. Пьеса написана в простой трехчастной форме. Экспозиция открывается мелодией, построенной на движении от первой ступени к пятой, в сопровождении подголоска в нижнем регистре.

В середине идет небольшое фактурное развитие в правой руке. Первые восемь тактов середины новый тематический материал проходит сначала в тональности фа диез минор, затем в си миноре. Следующие восемь тактов построены на нисходящей секвенции на мелодии предыдущего восьмитакта. Между серединой и репризой идет трехтактовый предыкт, в котором композитор разыгрывает аккорд двойной доминанты седьмой ступени с низкой терцией по тональности ми мажор.

Во втором предложении в репризы мелодия переходит в нижний регистр. Завершает пьесу семитактовая кода на тематическом материале середины.
Григ, хоть не был композитором импрессионистом или, тем более, минималистом, однако некоторые отдельные черты и первого, и второго стиля прослеживаются в его позднем творчестве. Летний вечер начинается с нежной мелодии в ре бемоль мажоре, украшенной характерными григовскими форшлагами, в сопровождении размеренного аккордового аккомпанемента.

Вся пьеса построена на развитии четырехтактовой фразы. Для создания нужной звучности композитор идет против правил классической гармонии, например, использует параллельные квинты. В части развития Григ берет двухтактовую попевку первоначальной мелодии и делает из нее восходящую хроматическую секвенцию. В репризе изначальный мелодический материал проходит на октаву выше с октавным удвоением и новой гармонизацией.  Последние четыре аккорда пьесы написаны с использованием септаккордов и по звучанию уже напоминают скорее джаз середины XX века, а не поздний романтизм.

Кобольд – аналог славянского домового в скандинавской культуре. В целом кобольды добродушные существа, однако могут и наказать человека за недостаточно уважительное отношение к ним. Образ этого сказочного существа у Грига получился живым и ярким: композитор использует тональность ми бемоль минор, оживленный темп, подвижный аккомпанемент. По характеру Кобольд напоминает Шествие гномов из пятой тетради.  

Былое – еще одна пьеса, построенная на варьировании небольших мелодических фраз. Основное средство развитие пьесы – тональное варьирование.

Первоначальную четырехтактовую фразу в ми миноре композитор проводит через ряд тональностей к кульминационному проведению в ми мажоре. Сначала из минора мы переходим в ля минор, тональность субдоминанты. Затем отклоняемся в си минор, ре мажор, ля мажор и ми мажор. Далее идет обратное движение – от ми мажора к ля минору (тональность минорной субдоминанты для ми мажора), ре минору (тональность субдоминанты к ля минору) и с помощью короткой связки мы снова попадаем в ми минор. Впрочем, полноценного закрепления тональности композитор делать не стал.