Вы когда-либо задавались вопросом, отчего период творческой активности Гайдна, Моцарта и Бетховена называют классицизмом? Ответ на этот вопрос кроется в самом названии. Латинское слово “classicus” переводится как “образцовый”. В период с середины XVIII века по начало XIX в академической музыке выкристаллизовалась основные жанры и формы, окончательно закрепилась тональная система, сформировался принцип симфонического оркестра. Это период становления образцов (в какой-то мере даже шаблонов).
Композиторы следующей эпохи развивали те импульсы, которые были заложены венским классицизмом, а порой даже и шли против них. Герой нашей статьи был одним из виднейших представителей романтизма. Композитор, дирижер, педагог, пианист-виртуоз, суперзвезда музыкальной сцены XIX века – Ференц Лист отметился во многим областях. Его творческое наследие также разнообразно: в отличие от Шопена, с которым его часто сравнивали, Лист не ограничивался фортепианной музыкой. Поговорим сегодня о его симфонических поэмах.
Перед тем как говорить непосредственно о творчестве Листа вспомним, что из себя представляет симфония в целом. Симфония – многочастное оркестровое произведение. Количество частей может варьироваться, однако эталонным является четыре:
Первая часть в быстром темпе и обязательно в сонатной форме;
вторая часть – в медленном темпе, в форме вариаций, рондо, иногда также в сонатной форме;
третья часть – в быстром темпе, форма – менуэт или скерцо, обычно в сложной трехчастной форме.
четвертая часть или финал – в быстром темпе, в сонатной форме или в форме рондо.
Вышепредставленное описание является очень схематичным, однако для нашего контекста достаточным. В эпоху романтизма развитие симфонии идет в двух направлениях: как в сторону большей масштабности (в “Фантастической симфонии” Берлиоза уже не четыре части, а пять, а симфония “Ромео и Джульетта” разрослась уже до семи частей) так и в сторону уменьшения размеров.
Важный момент, без которого не были бы возможно формирование жанра симфонической поэмы, это программность. Она может присутствовать в музыке в большей степени, как, например, в опере, где есть сюжет и литературная основа. Или существовать лишь в качестве названия пьесы, которое помогает слушателю понять музыкальный образ, к примеру “Веселый крестьянин возвращающийся с работы” Шумана или “Одинокий странник” Грига.
Первые предпосылки романтической программности появляются еще в Шестой, “Пасторальной”, симфонии Бетховена, каждая часть которой имеет свое название («Радостные чувства по прибытии в деревню», «Сцена у ручья» и так далее).
Симфоническая поэма, как зачастую и родственные ей жанры вроде симфонической картины, раскрывают яркий образ, взятый из других видов искусств - литературы, живописи. По форме симфонические поэмы довольно свободны, чаще всего они представляют сочетание различных жанров – увертюры сонатного аллегро, вариаций.
Ференц Лист создал тринадцать симфонических поэм, в основном в период с 1847 по 1858 год (лишь свою последнюю поэму Лист написал незадолго до смерти, в 1882 году). Первую из них – “Что слышно на горе” (“Ce qu'on entend sur la montagne”) – Лист первоначально закончил в 1848 году, однако, несколько раз возвращался к работе над произведением (финальный вариант был создан в 1854 году).
Литературной основой для этой поэмы послужило одноименное стихотворение Виктора Гюго. В нем сочетаются и философское начало, и любование природой, словом, благодатная основа для произведения эпохи романтизма. Несмотря на то, что жанр симфонической поэмы скорее тяготеет к миниатюре, одночастная “Что слышно на горе” по масштабам сопоставима с полноценными симфониями Моцарта, состоящими из четырех частей.
Вторая симфоническая поэма – “Тассо. Жалоба и триумф”, также подверглась ряду переработок. Она рисует портрет итальянского поэта эпохи Возрождения Торквато Тассо. Мелодическая основа произведения – песня гондольера, которую Лист услышал во время своего пребывания в Италии. Соответствуя своему названию, поэма условно делится на две части – медленное и скорбное начало, “жалобу”, и оживленный “триумф”. В одной из поздних редакций в качестве перехода между двумя контрастными разделами композитор добавил середину в духе менуэта.
“Прелюды” – третья и, пожалуй, самая популярная и загадочная из симфонических поэм Листа. Изначально текст “Прелюдов” создавался как увертюра к хоровому циклу “Четыре элемента” (“Les quatre élémens”). Однако, вдохновившись творчеством французского поэта Альфонса де Ламартина, Лист меняет концепцию произведения.
Изначально партитура “Прелюдов” была опубликована с вводным текстом, первое предложение которого звучит так: “Что наша жизнь, если не череда прелюдий к тому неизвестному Гимну, первый и торжественный звук которого запевает Смерть?”. Несмотря на философское и несколько печальное литературное дополнение сама музыка полна оптимизма и жизнеутверждающих настроений.
Миф об Орфее и Эвридике в прочтении художника XIX века Эдварда Пойнтера
Четвертая симфоническая поэма Листа также посвящена выдающейся фигуре, однако в этот раз уже не исторической, а мифической. “Орфей” был впервые исполнен под руководством самого Листа в 1854 году в Веймаре в качестве преамбулы к опере Глюка “Орфей и Эвридика”.
В этой поэме Лист отдает предпочтение деревянным духовым вместо медных, за счет этого звучание оркестра становится более мягким и лирическим. Также композитор вводит две арфы создания образа самого Орфея. Музыка этого произведения отличается большим спокойствием созерцательностью и нежностью, нежели остальные поэмы.
Пятым по счету и третьим в ряду поэм-портретов идет “Прометей”. Изначально на этот сюжет Лист написал увертюру и восемь хоров с оркестровым сопровождением, однако в ходе переработок Лист увертюра расширилась до симфонической поэмы, а хоры стали самостоятельным произведением.
В отличие от почти идеалистического “Орфея” “Прометей” с первых тактов наполнен зашкаливающей эмоциональностью. Главная тема полна напряжения и диссонансов и даже несмотря на то, что поэма заканчивается торжественным триумфом, современникам было тяжело воспринимать это произведение.
Шестая симфоническая поэма носит название “Мазепа”, которое зачастую смущает русскоязычных слушателей. Не тот ли это гетман Мазепа, которого Пушкин описывает в своей “Полтаве”?
“Он стар. Он удручен годами,
Войной, заботами, трудами…”
Как же этот старый и усталый человек попал в компанию героических образов Листа: Тассо, Орфея, Прометея? Все дело в том, что вдохновением для поэмы Листа была произведение не Пушкина, а стихотворение Виктора Гюго, в котором Мазепа описывается вполне в духе романтизма: молодой влюбленный юноша, который оказывается в центре опасного приключения.
Как и во многих других поэмах, в “Мазепе” соседствуют две образные сферы: страдания, мучения, борьбы (первый раздел симфонической поэмы, которую называют “скачкой Мазепы”) и торжественного триумфа, победы (“марш”).
Стоит отметить, что Лист запечатлел этот сюжет не только в своем симфоническом творчестве, но и фортепианном: четвертый Трансцендентный этюд носит подзаголовок “Мазепа”.
Симфонические поэмы – важная часть наследия Ференца Листа. Они являются не только отличным образцом композиторского языка Листа, но примером зрелого романтизма в целом. В симфонических поэмах нашли отражение основные идеи стиля: синтез искусств, поиск новых звучаний, интерес к духовной жизни человека и национальной идентичности отдельных народов.