В англоязычном музыковедении есть термин “common practice period”, который обозначает период от позднего барокко до начала XX века, то есть ту музыку, которую мы условно называем “классической”. Произведения этого периода подробно изучают в училищах и консерваториях, они составляют большую часть программы концертных залов. Отчего так сложилось и почему музыка Средневековья пользуется гораздо меньшей востребованностью? и получает гораздо меньше внимания? Попробуем разобраться в этом, рассмотрев ее основные черты и особенности.
Эпоха Средневековья – самый продолжительный период в истории западноевропейской композиторской музыки. Она началась на рубеже VII-IX веков и закончилась в XV веке . В этот период появляются те импульсы, которые впоследствии, путем длительного развития и метаморфоз, приведут к формированию привычной нам тональной, ориентированной на мелодию, музыки.
В период Средневековья музыка имеет сугубо практическое значение – она является частью религиозных обрядов . Ранние образцы средневековой музыки совершенно не похожи на ту музыку, которая сопровождает нашу повседневность: в ней нет ни постоянной ритмической пульсации, ни привычных нам тональных тяготений, ни гармонии, ни как таковой мелодии. Но что же в ней все-таки есть?
Главное в духовной музыке Средневековья – это текст. Подавляющее большинство произведений этого периода – вокальные, без инструментального сопровождения. Преобладание текста над музыкой и доминирование вокальных жанров сохранится и после окончания эпохи Средневековья и продлится аж до зрелого барокко.
Важной вехой для в истории европейской музыки является создание Григорианского хорала. Это сборник церковных песнопений на латинском языке. Хотя легенды приписывают создание этого сборника папе Григорию Великому, это скорее дань уважения, нежели исторический факт: Григорий Великий умер в начале VII века, тогда как самые ранние образцы Григорианского хорала относятся к началу IX. Перечислим характерные черты песнопений Григорианского хорала:
• Использование монодии (одноголосия)
• Тексты на латинском языке. Основной источник текстов – Библия, однако со временем стали появляться тексты и из других источников
• Отсутствие постоянной ритмической пульсации (в библейских текстах важно каждое слово и ни одно не может быть выделено больше, чем другие)
• Небольшой диапазон песнопений
• Плавное движение мелодии
• Горизонтальное (то есть мелодическое, а не гармоничное, функциональное, мышление)
• Мелодии строятся по логике церковных ладов
Прихожане должны были внимательно слушать слова службы, поэтому все, что могло от этого отвлечь (причудливые мелодии, скачки, многоголосие) поначалу считалось излишним.
Важно отметить, что лады ранней Средневековой музыки совершенно не похожи на те лады, которые мы знаем сейчас. Современные лады представляет собой абстрактную последовательность тонов и полутонов. Тогда как церковные лады имели строго определенный диапазон, связанный напрямую с диапазоном певческого голоса (например, от фа малой октавы до фа первой октавы) и ряд характеристик, которые сейчас в широкой практике не используются. Например:
• Амбитус – диапазон лада
• Тенор – главный, опорный тон
• Реперкусса – второй опорный тон
• Финалис – заключительный тон песнопения
• Конфиналис – тон, через который осуществляется переход в другой лад
Все эти категории помогали организовывать мелодии (сейчас эти функции выполняют гармонические последовательности, например, простейший оборот T-S-D-T).
Период Арс Антиква IX-XIII века
Не смотря на то, что слова сохраняют ведущую роль и текст всё еще гораздо важнее музыки, музыка начинает развиваться. На смену простейшему пению в унисон приходит многоголосие. Появляется понятие органума, оно обозначает как техники многоголосного письма так и произведения, созданные с помощью этих техник. Кратко рассмотрим эволюцию раннего многоголосия.
Самый древний вид многоголосия, параллельный органум, представляет собой дублирование основной мелодии в квинту или октаву.
В X веке появляется так называемый классический органум, в котором появляется косвенное и противоположное движение голосов.
XII век ознаменован появлением мелизматического огранума, в котором на один слог текста приходится от трех до двенадцати нот. Также важно отметить появление техники письма на кантус фирмус (на закрепленный мотив). Мелодия, обычно взятая из Григорианского хорала, проводилась крупными длительностями в нижнем голосе, а два верхних голоса излагались более мелкими длительностями. Эта техника будет существовать долгое время после окончания эпохи Средневековья и окончательно уйдет только с эпохой Классицизма.
Изобретение нотации
Создание сложных многоголосных произведений не было бы возможным без изобретения нотаций. Хотя изначально она была создана совсем не ради облегчения работы композиторов, а для вполне приземленных целей – сохранения единообразия церковной музыки на обширной территории, находящейся под влиянием католической церкви.
Невменная нотация Сама идея фиксации мелодии не является изобретением Средневековья: культуры Древнего Египта и Греции также имели свои системы записи музыкального текста. Однако именно в Средневековье появляется привычная нам запись мелодий на линейках.
Впрочем, и ей предшествовала менее совершенная невменная нотация. Она не предполагала точной записи мелодии. С помощью знаков она напоминала общее направление движения мелодии и некоторые особенности звукоизвлечения (то есть к записям песнопений изначально должен был прилагаться человек, которые эти песнопения знает, иначе воспроизвести их весьма проблематично).
То, что Гвидо Аретинский изобрел линейную нотацию в XI веке, является распространенным фактом. Не так широко известно, что Гвидо не придумал свою систему записи на пустом месте, варианты линейной нотации были и до него. Однако он сделал важный шаг – закрепил количество линеек (изначально их было четыре, а не пять) и придумал прототипы ключей, что позволило связать знаки на линейках с конкретными звуками.
Помимо Гвидо над изобретением нотации работали и другие деятели эпохи Средневековья. Например, Герман Расслабленный, монах, астроном и композитор XI века, предлагал вариант буквенной нотации, где записывались не сами звуки, интервалы между ними.
Дасийская нотация До Гвидо существовала дасийская нотация, которая фиксировала звуки довольно точно. Именно с ее помощью были записаны первые двухголосные органумы. Однако при такой нотации певцам неудобно было читать текст и, что немаловажно для периода, когда бумага была большой редкостью и книги переписывались вручную, она требовала очень много места.
Система нотной записи Гвидо оказалась самой удобной и экономной. С течением времени она совершенствовалась, однако основные ее принципы сохранились и до наших дней.
Внедрение единой нотации обеспечило распространение и обмен информацией, заложило фундамент для светского музицирования, позволило композиторам сочинять необычайно сложные многоголосные сочинения и развивать полифонические техники письма. Без появления нотации невозможным было бы создание крупных оркестровых произведений. В какой-то степени линейная нотация стала одним из источников гармонического мышления: недаром его часто называют вертикальным, по аналогии с вертикальной записью аккордов.