Идея синтеза искусств стала в академической музыке общепринятой со времен эпохи романтизма. Взаимодействие между различными видами искусств в XIX веке становится более тесным и это взаимодействие приносит богатые плоды: формируются новые жанры (такие как симфоническая поэма), развиваются старые (появляется программная симфония и художественная песня, совершенствуются вокальные жанры в целом) и даже появляются новые стили (например, импрессионизм).
XX век выводит идею синтеза на новый уровень. Композиторы начинают обращаться не только к искусству, но также и к науке. Появляются музыкальные произведения, основанные на математических моделях, первые электронные инструменты и синтезаторы звука (терменвокс, ритмикон, нивотон, волны Мартено).
Одной из самых интересных фигур, в чьей деятельности особенно ярко проявилась тенденция сближения музыки с точными науками, является Янис Ксенакис – выдающийся композитор и архитектор XX века.
Янис родился в 1922 году в румынском городе Брэила. Когда ему было 10 лет его семья вернулась в Грецию, тогда же он начал посещать уроки фортепиано и изучать теорию музыки. Университетское образование Янис получил в области архитектуры и инженерного дела (он закончил Афинский политехнический университет). Однако он не переставал интересоваться музыкой и во время учебы в Афинах помимо технических дисциплин брал уроки гармонии и полифонии у композитора Аристотеля Кутурова (интересно отметить, что сам Кутуров учился в Московской консерватории у Глиэра и Ипполитова-Иванова).
Во время Второй мировой войны Янис был участником партизанского отряда, он также присоединился к Национально-освободительному фронту Греции. Во время войны был тяжело ранен и потерял левый глаз. На тот момент ему было всего 22 года. В 1947 году, когда начались репрессии против участников Национально-освободительного фронта, Янис бежал во Францию. Несмотря на то, что на родине его приговорили к смертной казни, вина за побег преследовала его долгие годы.
Комплекс «Жилая единица» в Марселе
Оказавшись в Париже Янис начал работать в архитектурной студии Ле Корбюзье, одного из ведущих архитекторов того времени. Он отметился в ряде важных проектов Ле Корбюзье, пожалуй, самым известным из них является комплекс “Жилая единица” в Марселе.
Также Янис возобновляет свои занятия музыкой: он учится у композиторов Шестерки Артюра Онеггера и Дариуса Мийо, берет уроки композиции у Оливье Мессиана.
В этот период Ксенакис пишет “Метазис”, одно из самых известных своих сочинений. Создавая “Метастазис” Ксенакис использовал математические модели Ле Корбюзье, числа Фибоначчи, идеи Эйнштейна о течении времени и собственные воспоминания о войне. Первоначально пьеса была записана в виде графической партитуры. “Метастазис” можно отнести к трехчастной форме. Конечно, это произведение не следует шаблонам трехчастности XIX века. Однако даже взглянув на графическую партитуру мы можем отчетливо увидеть три ярко выраженных отдела: средний отдел, частично построенный на додекафонии, обрамленный двумя разделами оркестрового глиссандо.
В 1954 году, по рекомендации Мессиана, Ксенакис был принят в Группу исследования конкретной музыки. Помимо Мессиана и Ксенакиса в нее входили Карлхайнц Штокхаузен, Пьер Булез, Эдгар Варез, Артюр Онеггер и другие. Что же эти люди изучали?
Конкретная музыка это разновидность электронной музыки, она подразумевает запись звуков и шумов окружающего мира с последующим их редактированием и компонованием. Конкретная музыка представляет собой торжество фигуры композитора: с такими композициями исключаются какие-либо вольности со стороны исполнителя-интерпретатора (ведь его попросту не может быть), произведение существует под абсолютным контролем композитора.
Пионером конкретной музыки является французский инженер Пьер Шеффер, самые ранние его эксперименты в этой области относятся к 1948 году. Такие смелые идеи не могли не привлечь композиторов к изучению конкретной музыки, что, впрочем, не спасло ее от того, что в начале 1960-х она была вытеснена другими видами электронной музыки.
“Метастазис” был создан в 1954 году, а в 1958 году на базе набросков к этой пьесе Ксенакис создает проект павильона “Филипс” для всемирной выставки в Брюсселе. При этом Ксенакис не только спроектировал этот павильон: вместе с Эдгаром Варезом он также создал для него музыкальное и визуальное наполнение. Внутри павильона можно было услышать два произведения – “Электронную поэму” Вареза и пьесу “Concret PH” в жанре конкретной музыки. Поистине прекрасный образец синтеза искусств, как в масштабах самих пьес, так и в масштабе проекта в целом.
Постепенно Ксенакис получает признание в качестве композитора. В 1957 он получает первую награду за свои сочинения. Покинув архитектурную студию Ле Корбюзье в 1959 он полностью посвящает себя композиции и преподаванию. Он работал в Университете Индианы и Сорбонне, помимо этого читал лекции и в других учебных заведениях.
Продолжая свое изучение электронной музыки в 1966 Ксенакис создает Центр музыкально-математических исследований ( Centre d’Etudes de Mathématique et Automatique Musicales). А в 1983 он становится членом Французской академии изящных искусств.
Также Ксенакис пишет ряд статей и эссе о музыке. В 1963 выходит его книга “Структурированная музыка: мысли и математика в композиции”. Несмотря на свой статус признанного композитора у Ксенакиса были и конфликтные моменты в биографии: не всем понравились его статьи с критикой сериалистического пуантилизма. Особенно негативно в адрес Ксенакиса высказывались Булез и Штокхаузен (адепты критикуемой композиторской техники).
Политоп в Клюни
В какой-то степени Ксенакис продолжил линию Александра Скрябина. Ксенакис создал серию “политопов” – произведений, сочетающих музыку (как традиционную симфоническую и хоровую, так и электронную) и световые эффекты. Каждый политоп создавался для определенного архитектурного пространства. К самым известным политопам относятся Политоп Персиполиса, Политоп Клюни, Политон Микен.
Среди произведений Ксенакиса, которые построены на математических моделях, можно выделить следующие: “Питопракта” (Pithoprakta) построенная на принципах статистической механики; в “Диаморфисе” (Diamorphoses) композиция выстроена с помощью использования математической статистики; пьесы “Дуэль” и “Стратегия” (Duel, Stratégie) созданы на базе теории игр. И это лишь небольшая часть работ подобного плана.
Несмотря на то, что произведения Ксенакиса построены на сложных концепциях, для понимания которых нужна отдельная подготовка, его музыка в первую очередь остается музыкой, и лишь потом уже объектом исследования музыковедов и математиков. Для того, чтобы получать от музыки удовольствие не обязательно в точности понимать все нюансы математических построений, с помощью которых она выстроена. Свое знакомство с музыкой Ксенакиса можно начать со вдумчивого слушания и лишь потом, при желании, знакомиться с композиционными приемами, на которых эта музыка основана.