Особую сложность в записи живых инструментов составляет правильный подбор инструмента, микрофона, предусилителя и конвертер. И так, в чем же сложность?
Микрофон и предусилитель.
Наилучшая запись акустической гитары получается только при помощи микрофона. Правильно выбранный микрофон и предусилитель играют большую роль в записи исходного материала. На данный момент существует много разных микрофонов для решения этой задачи. Не меньше и предусилителей. Каждый микрофон и предусилитель обладает своим звучанием (характером). На вкус и цвет, как говориться, все фломастеры разные. Лучшим результатом будет являться тот, который больше всего будет отвечать поставленной задаче. На наш взгляд, лучше выбрать нейтральный предусилитель и микрофон, особо не выделяющий никакие частоты. Далее в процессе сведения, таким звуком будет гораздо проще управлять.
Гитара.
Для того, чтобы получить хороший звук гитары на записи, надо в первую очередь иметь этот звук изначально. Для этого необходим качественный инструмент и музыкант, который собственно и заставляет звучать инструмент. Никакие приборы не спасут музыканта, который не правильно извлекает звук, когда инструмент, к примеру, не держит строй, когда сама гитара не дает необходимого звука. Подходить к микрофону надо с максимально хорошим инструментом, с новыми струнами, с хорошо выученными партиями (или быть готовым к импровизации). После этого можно начинать чисто техническую работу.
Конвертер.
Все вышеперечисленное не имеет особого смысла, если нет хорошего конвертера. Гитарист сыграл великолепно, микрофон и предусилители ТОП класса, соответственно и конвертер звукового сигнала должен быть на уровне. Здесь ситуация, на наш взгляд, схожа с микрофоном и предусилителем. Лучше выбрать нейтральный конвертер, нужное Вам звучание лучше сделать в процессе обработки.
Запись.
Существуют три метода записи акустической гитары - с помощью одного микрофона (моно), с помощью двух микрофонов (стерео) и с помощью встроенного звукоснимателя.
Запись в один микрофон.
Если установить микрофон прямо напротив розетки, то на записи получится мутное, низкое звучание. Чем выше по грифу будет установлен микрофон, тем более чистый звук вы получите на записи. Однако следует помнить, что вместе с "мутностью" исчезает и объемность звучания.
Если установить микрофон напротив подставки, то в результате может получиться звучание с чрезмерно яркими средними частотами, что в ряде случаев нежелательно.
Вообще, существует бесчисленное множество вариантов установки микрофона. Иногда звук, записанный на значительном расстоянии между микрофоном и гитарой, лучше соответствует песне и инструменту. Также известны случаи, когда удавалось превосходно записать гитару, располагая микрофон над головой или даже за спиной гитариста.
Начните с расстояния 20-30 сантиметров между микрофоном и гитарой, пробуйте менять это расстояние до тех пор, пока не получите нужное звучание.
Запись в два микрофона
Акустическая гитара, записанная с помощью двух микрофонов, звучит более естественно. Если у вас есть два микрофона, то установите один из них напротив 12 лада, а второй - напротив подставки. Жестко распанорамируйте их - один микрофон должен записывать только левый канал, другой - только правый (стерео-метод). При этом, микрофоны должны быть расположены строго перпендикулярно по отношению к корпусу гитары.
Еще один способ создания более реалистичной записи акустической гитары с помощью двух микрофонов состоит в том, чтобы установить один микрофон близко к гитаре, а второй - на некотором расстоянии от нее. При синхронном наложении, трек, записанный отдаленным микрофоном, создаст ощущение естественной реверберации, добавит объемности звучанию. Этот способ применим при записи гитары только в таких помещениях, где естественная реверберация приятна и не слишком интенсивна.
Запись акустической гитары с помощью звукоснимателя
Профессионалы рекомендуют записывать акустическую гитару через микрофон, т.к. в большинстве случаев качество встроенных звукоснимателей оставляет желать лучшего. Однако вы можете совместить запись с микрофонов с записью со звукоснимателя (запись с микрофона и со звукоснимателя в этом случае делается одновременно). Как правило, это помогает добиться наиболее четкого звучания гитары на записи. Однако если ваш встроенный звукосниматель не очень хорошего качества, то лучше не пользуйтесь им.
На наш взгляд лучше использовать комбинацию из двух микрофонов. Эксперементируя с положением которых Вы добьетесь максимального результата. А если позволяет бюджет, то можно использовать и третий микрофон на некотором удалении от гитариста, для записи "воздуха".
Вот собственно и все. Удачных всем записей.