Оперное творчество Д.Д. Шостаковича

23k

Музыкальный фрагмент из оперы "Нос"

Музыка Шостаковича всегда имела очень выраженную художественную силу. Его искусство проникнуто верой в разум человека, его благородство и волю. Оно проникнуто любовью к человеку и обличает враждебные ему силы и системы, подавляющие его достоинство: такие как фашизм, тоталитаризм и прочие формы тирании. Б.В. Асафьев, академик, так отозвался о музыке Шостаковича:

"Нервная, чутко отзывчивая к гигантским конфликтам действительности музыка звучит… как правдивое сказание о волнениях современного человечества, именно не отдельной личности и не отдельных людей, а человечества".

Шостакович говорил о событиях в СССР и во всем мире, пропуская их через сильные личные переживания. OH был не спокойным летописцем, а напротив - глубоким, страстным драматургом и мыслителем. В своих многочисленных сочинениях он предстает именно таким. Эти сочинения посвящены и историческим событиям (например, одиннадцатая симфония "1905 год", вокально - симфоническая поэма "Казнь Степана Разина" и другие), и современным ему (седьмая - "Ленинградская" - и восьмая симфонии, созданные в годы Великой Отечественной войны).

В творчестве советского композитора по - своему обработано богатство традиций Бетховена, Баха, Малера (Густав Малер (1860-1911) - замечательный австрийский композитор, автор 10 симфоний, вокального цикла "Песни странствующего подмастерья" и прочих произведений) и русских композиторов XIX и ХХ веков, включая Мусоргского, Чайковского и Прокофьева. О классиках прошлого Шостакович хорошо отозвался в одной из своих статей:

"…искусство классиков было всегда ищущим, беспокойным. Они всегда понимали целину, шли  на перекор рутине И мещерству, смело ставя В искусстве животрепещущие, наболевшие проблемы своего времени, смело создавая для него новыйе средства художественного выражения".

Эти же слова, однако, отлично характеризуют и творчество самого Шостаковича. Будучи автором ораториальных сочинений и симфоний, квартетов, концертов, вокальных циклов и опер, Шостакович сочинял музыку и к театральным спектаклям с фильмами. Его произведения требовали глубокого вслушивания и длительного "вчитывания" (подобно тончайшей психологической новелле). И у него же были сочинения, быстро ставшие популярными. Такие, как "Песня о встречном" - мелодия, относящаяся к романтике 30-х годов, - и "Ленинградская симфония", посвященная мужеству советского народа, проявленному в течение второй мировой войны.

Биография Д.Д. Шостаковича:

Дмитрий Дмитриевич Шостакович - один из самых великих и самых трагических музыкантов ХХ века. Он с потрясающей силой выразил беды своего времени, пропустив их через себя - человека с тонкой душевной организацией и трагическим мироощущением.

В 1925 г. он закончил Ленинградскую консерваторию и прославился Первой симфонией, своей дипломной работой. B ней обнаружился яркий и индивилуальный стиль, хотя здесь еще слышатся традиции петербургской культуры начала ХХ века, взрастившей музыканта.

За долгий творческий путь Шостаковичем написано 15 симфоний, 15 квартетов, оперы "Нос" (по Гоголю) и "Катерина Измайлова" (по Лескову), балеты "Болт", "Золотой век" и "Светлый ручей", скрипичные, виоолончельные и фортепианные концерты, романсы, инструментальная камерная музыка, музыка к книо и т.д.

Музыка Д.Д. Шостаковича характеризуется огромным напряжением, которое в привычных структурах симфонии, оперы чрезвычайно повышает роль контрастных сопоставлений тем, доводя контраст до парадоксальной неожиданности. Чтобы пояснить эту особенность музыки Д.Д. Шостаковича, обратимся к аналогии с романтическим искусством, используя понятия фаустианства и демонизма. Фигуры Фауста и Мефистофеля, возникшие B немецких народных легендах, стали в романтизме символами возвышенно- созерцательного и демонического образов - двух миров, которые остроконфликтны. Конфликт этот часто приводит к трагедии, как в "Фаусте" Гете, B симфонии "Фауст" Листа. Несмотря на то, что демонический мир в произведениях романтиков принимает разные обличья и может быть весьма обольстительным, все же расстояние между философским созерцанием и демонизмом всегда ощутимо. Д.Д. Шостакович эту грань уничтожает.

Произошло это не сразу. Уже в ранний период творчества одной из основных задач для Шостаковича становится обличение, сатира. В написанной в 1928 г. опере "Нос" представлено только мефистофельское начало без соприкосновения с фаустовским. Ее главные герои представляют галерею духовных уродов - тупых, алчных, жестоких существ. В ней нет ни одного положительного персонажа.

В Третьей симфонии ("Первомайской"), созданной B 1929 г., как и B написанной ранее симфонии "Посвящение Октябрю" (1927 г.), композитор пытался воплотить тему революции, героику новой жизни B радостном ключе, плакатно, без сложного анализа. Балеты "Золотой век", "Болт" - веселые спектакли с жанрово-характерными танцами 20 - гг., с шаржированными, но не отталкивающими персонажами. Много остроумия и фантазии содержит музыка к пьесе Маяковского "Клоп" в театре Мейерхольда, к спектаклям в Театре рабочей молодежи.

В своей музыке композитор нередко смеется, но все - таки главное его предназначение - раскрыть трагический облик мира, его противоречия. Он стремится найти новый музыкальный язык, отражающий новые общественные реалии. И такой язык был создан. Во многих произведениях 30-40-х гг., не прибегая ни к программе, ни к слову, Шостакович дал такой анализ действительности, который не смогли дать ни литература, ни поэзия, ни публицистика того времени. Возвращаясь к аналогии с фаустианским и мефистофельским началом, к разрушенной преграде между добром и злом, подчеркнем связь этого явления с действительностью 30 - гг. При парадоксальном сочетании проповеди оптимизма и осуществляющихся массовых арестах и расстрелах личность человека искореживалась, процветало двуличие, предательство, когда умный и душевно чуткий друг оказывался доносчиком, а призванный в армию простой деревенский парень - убийцей, расстреливающим безвинных.

B опере "Леди Макбет Мценского уезда", поставленной в 1936 г., Д.Д. Шостаковичем была представлена именно такая искореженная личность. В ней соединено трагедийное, фаустианское и гротесково - сатирическое, демоническое начала. Опера была подвергнута разгромной критике в газете "Правда" и снята с репертуара. Вскоре появилась статья о балетах Шостаковича - "Балетная фальшь". Так был "расстрелян" музыкальный театр Д.Д. Шостаковича.

Шостакович переключился на жанры "чистой музыки". В тридцатые гг. появляются шедевры - Четвертая, Пятая, Шестая симфонии, Фортепианный квинтет. В симфониях Шостакович продолжил идеи "Леди Макбет Мценского уезда".

В них фаустианские размышления неожиданно оборачивались разрушающим мефистофельским гротеском. От возвышенной созерцательной лирики Шостакович, постепенно развивая темы, словно "перевертывал" их, и они обнажали скрытую в них жестокую демоническую силу. В результате трагедийная сущность музыки обнажалась до предела. Даже там, где композитор, как в пятой симфонии, заканчивал финал триумфальным мажором, в нем все равно слышна мучительная поступь предшествующих том.

В годы Великой Отечественной войны Шостаковичем написаны потрясающие по силе симфонии, посвященные теме войны и мира Седьмая ("Ленинградская") и Восьмая. В 1945 г., после победы, написана легкая и радостная Девятая симфония 1948 г. был особенно тяжелым в жизни Шостаковича и всей страны. Партийным постановлением его произведения, также как и произведения лучших советских композиторов, были репрессированы. Шостакович был уволен из консерватории.

Сочинения этих лет обнажают резкие контрасты. Музыка к кинофильмам — для заработка. Оратории и кантаты — как уступка требованиям. Но Шостакович не изменяет свого тяготения к сложным симфоническим концепциям, настойчиво изгоняемым из искусства. OH уводит их «в подполье» — B камерный и концертный жанры. Самые значительные произведения конца 40-х гг. — квартеты, концерт для скрипки с оркестром и вокальный цикл «Из еврейской народной поэзии». К юбилею Баха Шостакович создает цикл из 24 прелюдий и фуг, повторяющий его опыт в ХХ веке.Написанная B 1952 г. Десятая симфония трагедийна. Песенные темы по мере раскрытия наполняются драматизмом. Загадочны преобразования тем в финале, приводящие в кульминации к трагическому провозглашению темы монограммы DSCH (Дмитрий Шостакович) - ре, ми-бемоль, до, си.

Поиск в области симфонического жанра привел к появлению программных симфоний: Одиннадцатой ("1905 год"), Двенадцатой ("1917 год"), Тринадцатой (на слова Е. Евтушенко) и Четырнадцатой (на слова четырех поэтов). Главные темы философских размышлений Шостаковича этого периода - жизнь, смерть, бессмертие.

В Четырнадцатой симфонии, написанной на стихи Г. Лорки, Г. Аполлинера, В. Кюхельбекера и М. Рильке, Шостакович разворачивает в 11 частях картину "песен и плясок смерти". Она возникла под впечатлением цикла М.П.

Мусоргского "Песни и пляски смерти", над инструментовкой которого он работал незадолго до создания симфонии. В симфонии Шостаковича образ смерти носит тотальный характер. От него нет избавления, ему не противостоит ничто, B том числе и бессмертие. Это симфония не только о человеческой гибели, но и о смерти моральной, духовной, о тиранстве, ведущем к смерти, о гибели поэтов, судьба которых мрачна и трагична. Отсутствие выхода подчеркивают заключительные такты симфонии: они обрываются, словно произошло падение B бездну Последнее произведение Шостаковича - Альтовая соната (1975 г.). Главная Идея сосредоточена B финале, где звучит тема, напоминающая "Лунную" сонату Бетховена. Это - прощание, прощание с творчеством и жизнью.

1990 год по решению ЮНЕСКО был объявлен годом Д.Д. Шостаковича. По всему миру прошли фестивали, посвященные его творчеству. Музыка Шостаковича - автобиография, но автобиография нового типа - философская, история жизни духа, познающего себя и окружающий мир.

Шостакович мог бы сказать об этом словами Н. Бердяева: "Я пережил мир, весь мировой и исторический процесс, все события моего времени как часть моего микрокосмоса, как мой духовный путь. ...И настоящее осмысление заключается в том, чтобы понять все происшедшее: миром как происшедшее со мной". Каждой нотой своего произведения Д.Д. Шостакович исследовал "происходящее с миром", пропуская полученную информацию через свое сердце.

Оперное творчество Д. Шостаковича:

Шостаковичем созданы следующие оперы: "Нос" (по повести H. Гоголя) - 1928 "Катерина Измайлова" ("Леди Макбет Мценского уезда") (по Н. Лескову) - 1932 "Игроки" (по Гоголю) (не закончена)

Шостакович по своей природе - художник универсального дарования. Oн был наделен непревзойденным талантом истинно театрального композитора.

Но грубый и несправедливый разнос, учиненный в 1936 г. в редакционной статье газеты "Правда" псд заглавием "Сумбур вместо музыки", посвященной опере "Леди Макбет Мценского уезда", надолго отбил у него охоту заниматься оперным жанром. Предпринимавшиеся позже попытки (опера "Игроки" по Гоголю) так и остались незавершенными. Шостакович - композитор одной темы, раскрываемой им в каждом сочинении глубоко индивидуально. Л.А. Мазель назвал ее темой "обличения зла и защиты человека". Гуманистическая направленность творчества сближает Шостаковича со многими большими художниками, но "вечная тема" раскрывается в его музыке по-новому: предельно - обобщенно и в то же время необычайно конкретно. Зло "фантастически - грандиозных масштабов" и в то же время пронзительно - реальное. Такого сочетания до Шостаковича музыка нe знала.

Две оперы Шостаковича представляют как бы два этапа поисков основной творческой идеи. В опере "Нос" наиболее полно выражена реальность и всеобщность зла, порожденного бесчеловечностью общества. Единственным позитивным началом в этом сатирическом произведении представляется сила ненависти композитора к тому, что он изображает, неприятие зла.

В "Катерине Измайловой" уже окончательно оформилась "модель" конфликта, который будет затем разрабатываться в инструментальных сочинениях. Различные его модификации мы найдем повсюду, где возникает диалектическое единство "полярных" состояний: благородства - H пошлости, жестокости, злобы. Основной конфликт, характерный также для драматических симфоний Шостаковича, выражен в его второй опере не только театральными, но и чистыми симфоническими  средствами.

Опера "Нос": Уже в ранний период творчества одной из основных задач для Шостаковича становится обличение, сатира. В 1928 г. он создает оперу "Нос", где фантасмагорический, абсурдистский сюжет повести Гоголя приобрел реальные черты. Шостакович развенчивает мир тотального зла, уничтожившего все разумное, духовное. Что же существует в этом мире? Тупая и страшная полицейская власть квартального, основывающаяся на доносах и насилии, бюрократическая волокита, полнейшее равнодушие и глухота ко всему окружающему, хамство, взяточничество. Отделившийся от своего хозяина Нос - в опере Шостаковича уже не просто абсурд, а символ абсолютного уничтожения личности как духовного существа, ее деградации.

Сюжет повести Гоголя фантастически точно совпал с теми чертами советской действительности, которые для многих людей того времени еще затмевались революционной романтикой, энтузиазмом строительства нового мира. Сюжет, раскрытый музыкой при помощи пародирования, резко искажающего привычный смысл, приобрел черты острейшей трагической сатиры. Злое, демоническое начало торжествует в опере. В ней представлены образы ужасающе отталкивающих людей, бесконечно удаленных от своего естества, Из человеческого мира перешедкших в античеловеческий.

Музыкальная речь оперы, сложная в интонационном отношении, выдвигает на первый план принципы гротеска, пародии и трансформации. Система обличения, господствующая в сочинении, заставляет композитора изменять привычные оперные сцены, жанры, формы. Например, первый развернутый эпизод просыпающегося статского советника Ковалева находится на месте традиционной «выходной» арии героя. Его музыкальное решение настолько прозаично, отталкивающе натуралистично подчеркивает низменную сущность персонажа, что уже ничто возвысить его уже не сможет.Пародируя в другом, ансамблевом эпизоде - октете дворников - разноголосицу классического ансамбля, Шостакович доводит до кульминации всю абсурдную сцену в газетной экспедиции. Здесь, где процветает самодурство, бюрократизм, никто никого не понимает и не хочет понять. Абсурдны поведение участников и их речи. А нелепые, одновременно звучащие объявления дворников, в которых при всем старании смысл не уловить‚ становятся общим апогеем общей глухоты и бессмыслия.

Опера "Нос" содержит много трагических и страшных страниц, связанных с образами полицейских. Шостакович, может быть, одним из первых осознал, в какую жестокую силу превращается мещанство, если приобретает власть. В антракте, который исполняют одни ударные инструменты, образ никчемного Квартального (он и поет-то, словно евнух, фальцетом) вырастает до инквизиторского.

Но, пожалуй, еще более ужасающее впечатление производит тихая, безыскусная песня полицейских о повешенном. Простая лирическая мелодия в сочетании с натуралистическим текстом производит почти сюрреалистический эффект, от которого становится не по себе, ибо насилие стало нормой психологии этих людей.

От описания полицейских и Квартального в опере "Нос" до обличения фашизма в будущих симфониях Шостаковича - один шаг.

Дмитрий Дмитриевич Шостакович - величайший музыкант ХХ века. Никто в современном искусстве несравним с ним по остроте восприятия эпохи, отзывчивости на ее социальный, идейно - художественные процессы. Сила, его музыки в абсолютной правдивости.

С невиданной полнотой и глубиной эта музыка запечатлела народную жизнь на переломных этапах - революции 1905 года и первой мировой войны, Великой Октябрьской социалистической революции и гражданской войны, становления социалистического общества, борьбы с фашизмом в Великую Отечественную войну, а также проблемы послевоенного мира.

Творчество Шостаковича стало и летописью и исповедью поколений,стремившихся к великому будущему, потрясенных и выстоявших в творческих испытаниях. "Музыка была для него не профессия, а необходимость высказаться, выразить то, чем жили люди в его век, на его родине. Природа наградила его особой чуткостью слуха. Он слышал, как плачут люди, он улавливал низкий гул гнева и режущий сердце стон отчаяния. Он слышал, как гудела земля: шли толпы за справедливостью, гневные песни закипали над пригородами, ветер доносил напевы окраин, взвизгивала грошовая гармошка, в строгий мир симфоний входила революционная песня. Потом лязгало и скрежетало железо на окровавленных полях, выли над Европой гудки стачек и сирены войны. Он слышал стон и хрип: Ha мысль надевали намордник‚ щелкали кнутом, искусство учили припрыгивать у сапога власти‚ выпрашивать подачку и стоять нa задних лапах перед квартальным... вновь и вновь въезжали на пылающее небо всадники апокалипсиса. Над миром завывали сирены, как трубы Страшного суда. Менялись времена. Он трудился всю жизнь". He только в музыке. Пример E. Мравинского, исполнителя многих симфоний Шостаковича:

"...обращаясь к тёмным сторонам действительности, он пробуждает в слушателях протест, возмущение злом, жестокостью, бесчеловечностью и зовёт к активной борьбе с ними. Поэтому и так называемые отрицательные образы музыки Шостаковича - это, по сути, образы положительные, ибо композитор, обличая зло, тем самым утверждает добро, утверждает необходимость преодоления зла"