Введение
Идея создать балет "Спартак" пришла Араму Хачатуряну в непростое время для нашей страны - в декабре 1941 года. Этой работой, композитор хотел показать героического образ человека древней истории, что было особенно актуально в условиях военных событий, для поддержания волевого духа народа в борьбе за свою свободу и независимость.
История создания
В декабре 1941 гола, B самые трагические дни Великой Отечественной войны, Хачатурян B газетной статье сообщал о своих творческих планах:
"В 1941 году по заказу Большого театра СССР, совместно с либреттистом Н.Д. Волковым и балетмейстером И.А. Моисеевым я приступаю к работе над балетом "Спартак". Это должен быть монументальный героический спектакль, который покажет советскому зрителю самого лучшего человека всей древней истории, каким, по выражению Маркса, является Спартак".
Этот образ, давно привлекавший Хачатуряна, казался ему особенно актуальным в связи с ожесточенной борьбой, которую приходилось вести нашему народу. Об этом композитор также упоминал в одной из статей:
"Некоторые были удивлены выбором мною этой темы, упрекали за уход B глубь истории. Hо мне кажется, что тема Спартака и восстания рабов в древнем Риме имеет в наше время огромное значение и большое общественное звучание. Нужно, чтобы народы знали и вспоминали имена тех, кто еще на заре человеческой истории смело подымался против поработителей за свою свободу и независимость".
Либреттист H. Волков (1894-1965) начал работу над "Спартаком" еще B 1933 году. Он пользовался консультациями художника Ф. Федоровского (1883-1955) и балетмейстера И. Моисеева ( 1906-2007), давно уже мечтавшего поставить этот спектакль. В работе над либретто Волков обращался к свидетельствам античных историков, в особенности к "Жизнеописаниям" Плутарха (50-120), были им использованы и сатиры Ювенала (ок. 60-140). Кроме того, либреттист опирался на статью Л. Фрицлендера "Картины из бытовой жизни Рима" и книгу советского историка А. Мишулина "Спартаковское восстание", кое - что было почерпнуто из популярного романа Джованьоли "Спартак" (описание ристалищ) и исторической хроники М. Оливье "Спартак".
"Архитектоника балета слагалась как трагедия о Спартаке, писал Волков, как рассказ о возвышении и гибели вождя, как история героя, чей ум, воля и высокие идеалы преодолели ограниченность своего времени и стали бессмертными символами борьбы угнетенных классов и народов против угнетателей".
Не удивительно, что предложенный сюжет получил одобрение властей. Однако работа над балетом была отложена на многие годы.
В 1950 году Хачатурян побывал в Италии, видел Колизей, Аппиеву дорогу. Возможно, именно с этими впечатлениями было связано возвращение к задуманному балету. Работа над музыкой продолжалась три с половиной года - последняя точка в партитуре была поставлена в начале февраля 1954го. Премьера "Спартака" состоялась в Ленинградском театре оперы и балета имени Кирова (Мариинском) 27 декабря 1956 года в постановке одного из самых оригинальных балетмейстеров советского времени, продолжателя традиций Фокина, прославленного мастера хореографической миниатюры Л. Якобсона (1904 - 1975). В стремлении отойти от господствовавших в те годы на балетной сцене принципов "драмбалета" Якобсон перенес на сцену скульптурно - пластическую выразительность, увиденную им в экспрессии фигур сражающихся богов и титанов на знаменитом Пергамском алтаре, зкспонировавшемся тогда в Эрмитаже.
"В его спектакле ожили фигуры, словно сошедшие с вазовых рисунков, античных мозаик, барельефов, пишет автор книги об Аскольде Макарове, первом исполнителе роли Спартака, балетный критик М. Ильичева. Композиция спектакля складывалась как грандиозный архитектурный ансамбль с храмами, Дворцами, аренами и амфитеатрами, в декоре своем несущими темы Спартака, Эгины, Красса. Спартак, высящийся монументом среди разгула и мишуры "буйного Рима", представал героем своеобразной алтарной композиции... Четкие шаги, резкие выпады, тяжелый топот пехоты, наступательные скачки всадников намечали образ военной машины. Лаконизм и чеканность движений воинского марша, торжественность выхода сенаторов сообщали зрелищу скульптурность. Эти качества определяли всю композицию, развернутую на зрителя..."
Ансамблевые номера отличались тем, что каждому артисту кордебалета предлагался свой индивидуальный пластический текст. Таким образом создавалась своеобразная хореографическая полифония. Женские партии исполнялись не на пуантах и солистки и кордебалет танцевали в сандапиях.
В Москве "Спартак" появился только через полтора года (11.03.1958), в постановке И. Моисеева, одного из самого титулованных мастеров, прославившегося своим Ансамблем народного танца. Балет приобрел широчайшую популярность, был поставлен во многих городах нашей страны и стран Восточной Европы. В 1968 году в Москве была осуществлена постановка еще одного мастера советского балета, Ю. Григоровича (р. 1927), полемизирующая со спектаклем Якобсона и отличающаяся большим психологизмом и, трагической напряженностью.
Постановки
27 декабря 1956 года - хореограф Леонид Якобсон, художник Валентина Ходасевич, Дирижёр Павел Фельдт. Исполнители: Спартак - Аскольд Макаров, Фригия - Инна Зубковская, Эгина - Алла Шелест, Красс - Роберт Гербек. Согласно Ф.В. Лопухову, при работе над постановкой Л.B. Якобсон использовал ключ балета "Египетские ночи" в постановке М.М. Фокина.
Большой театр
11 марта 1958 года - хореограф Игорь Моисеев, художник Александр Константиновский, дирижёр Юрий'Файер. Исполнители: Спартак - Дмитрий Бегак, Фригия - Наталья Рыженко, Эгина - Майя Плисецкая, Гармодий - Николай Фадеечев.
4 апреля 1962 года - хореограф Леонид Якобсон, художник Вадим Рындин, дирижёр Юрий Файер. Исполнители: Спартак - Дмитрий Бегак, Фригия - Майя Плисецкая, Эгина - Наталья Рыженко, Красс - Александр Радунский, Раб - Владимир Васильев.
9 апреля 1968 года - хореограф Юрий Григорович, художник Симон Вирсаладзе, дирижёр Геннадий Рождественский. Исполнители: Спартак - Владимир Васильев, Фригия - Екатерина Максимова, Эгина - Нина Тимофеева, Красс - Марис Лиепа. Как только работа над партитурой была закончена, композитор принялся обсуждать все детали постановки с балетмейстером Леонидом Якобсоном.
Тут то и возникли основные проблемы. Этот хореограф успел прославиться благодаря своим реформаторским идеям. Любопытно, что к тому времени, как Якобсон принялся работать над балетом Хачатуряна, его дважды выгоняли из мариинского театра , но каждый раз его вновь принимали обратно. Это не удивительно, ведь он был невероятно талантливым хореографом и в 1950 году даже удостоился высшей в то время сталинской премии за его работу над балетом "Шурале". Когда балетмейстеру предложили поставить "Спартака", то сразу же поставили непременное условие - выполнить все в кратчайшие сроки. Для ознакомления с партитурой и собственно начала репетиций ему предоставили десять дней. Его балет критики назвали "свободной пластикой", ведь все в нем было новаторским. Сам хореограф хотел псдчеркнуть именно дух античности и поэтому решительно отверг все классические танцы и наряды исполнителей.
Премьера спектакля успешно прошла в конце декабря 1956 года. Дирижером выступил Павел Фельдт, главные партии превосходно исполнили Аскольд Макаров, Роберт Гербек. Публика и критики были в восторге от увиденного и балет сразу же назвали истинной сенсацией в мире искусства. Любопытно, что до этого времени ни один балет не вызвал столько интересна и такой бурной реакции со стороны общественности. Однако несмотря на успех, долго в репертуаре он не задержался, в 1962 году он был вновь восстановлен, а затем снова снят по ряду причин.
В столице премьера состоялась в марте 1958 года, благодаря стараниям И. Моисеева. Вот только удачной ее не назовешь и продержалась на сцене она совсем мало. В 1962 году Леонид Якобсон решил повторить свою версию уже на сцене Большого театра в Москве, однако его также не ждал огромный успех и постановка долго не задержалась.
В апреле 1968 года свою версию представил в Большом театре Юрий Григорович. Он остался верен традициям академического балета, с его классическим танцем, но усилил психологическую сторону спектакля. Об успехе его версии говорит тот факт, что в 1975 году студия "Мосфильм" занялась экранизацией балета. После успешной премьеры, балет Григоровича был представлен во многих городах страны и за ее пределами, где публика по достоинству оценила произведение Хачатуряна. Интересную версию представили в 2009 году B театре балета им. Якобсона. Руководитель Юрий Петухов решил воссоздать первоначальную версию спектакля, со всеми присущими нюансами.
Содержание
События спектакля развиваются в 73 - 71 годах до н.э. в Римской империи.
Спартак - это фракиец, захваченный в плен вместе со своей женой и вынужденный теперь быть подневольным, он участвует в гладиаторских боях. Он поднимает восстание среди борцов, мотивируя их покончить с такой жизнью и бороться за свою свободу. Остальные гладиаторы поддерживают его и поднимается народное восстание. К их лагерю по приказу полководца Красса примыкает фракиец Гармонии. Он узнает все планы Спартака и в нужный момент рассказывает о них своему хозяину. Благодаря этому римляне устраивают восставшим засаду и нападают на них.
В результате жесточайшей схватки погибает Спартак, а предателя Гармония Красс приказывает убить. Уцелевшие воины фракийцев находят тело поверженного Спартака и поднимают его на щит. В этот момент линию горизонта озаряет золотое сияние - восходит солнце.
Автор либретто Н. Волков при работе использовал подлинные исторические источники: "Жизнеописания" Плутарха, сатиры Ювенала и некоторые художественные произведения. В сюжете балета тесно сплетаются тема героизма, борьбы и преданной любви. Несмотря на то, что сюжет балета получил одобрение среди властей, работу над своим самым известным произведением Хачатурян вынужден был отложить на некоторое время. Так, он вновь приступил к нему лишь в 1950 году после поездки в Италию. Возможно, посетив Колизей и Аппиеву дорогу, где когда-то и произошла судьбоносная битва восставшего народа, он решился написать давно задуманное произведение.
Премьера балета состоялась в феврале 1954 года и была по достоинству оценена публикой и критикой, более того, она стала настоящей сенсацией и вызвала бурю эмоций. Все были поражены необычайной постановкой, казалось, что герои - это ожившие скульптуры, которые сошли с исторических страниц, античных мозаик, а над ними всеми возвышался образ героя - Спартака. Даже исполнители танцевали не на пуантах, а в сандапиях, облаченные в туники, чтобы не отходить от исторического сюжета.
Существует монета номиналом 100 рублей, на которой можно увидеть сцены из "Спартака". Её выпуск приурочили к 225-летнему юбилею Большого театра.
Хореограф Леонид Якобсон поначалу раскритиковал балет! Ему не понравилось в нем практически все: либретто схематичное и слишком затянутая музыкальная часть. Естественно, Араму Ильичу это пришлось не по нраву, тем более он категорически был против того, чтобы сокращать партитуру. В результате между ними вспыхнул настоящий скандал прямо на Невском проспекте посреди улицы! В ход пошли даже кулаки, настолько сильно каждый отстаивал свою правоту, что пришлось вызывать полицию. Однако, законы театра таковы, что последнее слово всегда остается за белетмейстером. Поэтому Якобсон все же внес некоторые корректировки для своей новаторской постановки.
"Спартак" - остаётся самой великой и известной постановкой Хачатуряна, за которую автор был награждён орденом Ленина.
Фрагменты данного произведения можно встретить в двух сериях популярной мультипликационной франшизы "Ледниковый период", а именно: "Глобальное потепление" и "Эра динозавров".
Любопытно, что о таком известном герое, как Спартак, до наших дней дошло крайне мало информации, поэтому либреттистам пришлось где - то досочинить его биографию.
Хачатурян сочинил балет за 3,5 года. Еще до премьеры в театре, слушатели смогли познакомиться с некоторыми номерами из балета благодаря сюите, которая часто исполнялась на симфонических концертах, пользуясь огромной популярностью.
Постановка Якобсона разрушила все существующие традиции. Его исполнители были облачены в свободные одеяния и сандалии, что поначалу вызвало шок у всех.
Хачатурян остался недоволен премьерой спектакля "Спартак", потому что мыслил его все же в классическом исполнении. Bo многом это было связано с тем, что Якобсон нарушил симфонические законы в партитуре, позволив себе некоторые купюры и перестановку номеров. Одно из главных отличий этого спектакля в том, что он мужской, ведь главные партии принадлежат здесь Спартаку и Kpaccy, что было большой редкостью для балета.
На сегодняшний день в мире насчитывается около 20 версий постановок этого произведения, но самыми популярными считаются лишь две: Григоровича и Якобсона.
Музыка
В музыке "Спартака", одного из лучших произведений Хачатуряна, воплотились наиболее яркие особенности его творчества: броские, запоминающиеся образы, пышные и блестящие массовые сцены, своеобразная мелодика, в которой европейские черты органично сочетаются с восточными интонациями. Музыкальная драматургия балета основана на резких контрастах, но при этом отличается внутренней цельностью и направлена на раскрытие основной идеи. Балету свойственны сквозное симфоническое развитие, крупные музыкально-хореографические сцены, интонационное единство, широкое использование системы лейтмотивов.