Характеристика творчества Ференца Листа.
Ференц (Франц) Лист (22.10.1811 – 31.07.1886) – венгерский композитор, пианист, музыкально-общественный деятель. Игре на фортепиано в детстве учился у отца – музыканта-любителя, концертировал с 9 лет.
Лист совершенствовался у К. Черни (фортепиано) и А. Сальери (композиция) в Вене, у Ф. Паэра и А. Рейхи (композиция) в Париже (с 1823), где в 1825 году была поставлена опера Листа "Дон Санчо, или Замок любви" (жанр, в котором Лист ничего законченного больше не создал), написаны первые фортепьянные сочинения – 12 этюдов и др.
Одновременно успешно выступал как пианист. Увлечение философией просветителей, романтической поэзией и главным образом общение с Г. Берлиозом, Н. Паганини и Ф. Шопеном оказали влияние на формирование эстетических принципов Листа, которые нашли отражение в его музыкальном творчестве, а также в статьях, написанных совместно с М. д'Агу (она печаталась под псевдонимом Даниель Стерн).
Лист приветствовал Июльскую революцию 1830 года; под впечатлением революционных событий он написал "Революционную симфонию" (не окончена). В 1838-1847, гастролируя с триумфом во всех странах Европы, Лист прославился как непревзойденный пианист. Он придал оркестровое звучание фортепиано, расширил сферу его художественного воздействия, превратив фортепиано из салонно-камерного инструмента в инструмент для массовой аудитории, что соответствовало его идее демократизации искусства. Реформаторские устремления Листа особенно ярко проявились в оперных фантазиях, виртуозных переложениях и обработках для фортепьяно – "Фантастической симфонии" Берлиоза (1833), симфоний Л. ван Бетховена, увертюры "Вильгельм Телль" Дж. Россини (1838) и др.
Во время гастролей в России (1842, 1843 и 1847) Лист встречался с М. И. Глинкой и В. Ф. Одоевским. Он проникся любовью к русской музыке и сделал транскрипции "Соловья" А. Алябьева и "Марша Черномора" Глинки.
В конце 1830-х гг. Лист создал ряд прославивших его оригинальных произведений для фортепьяно, в т. ч. "Альбом путешественника", 12 больших этюдов, "Три сонета Петрарки" и "Пляску смерти".
Велики достижения Листа и в симфоническом творчестве, расцвет которого связан с первым – Веймарским периодом его творчества (1848-1861), когда, отказавшись от карьеры концертирующего виртуоза и приняв должность придворного капельмейстера в Веймаре, композитор создал крупнейшие программные сочинения для оркестра: "Фауст-симфонию" (1854-1857), симфонию к "Божественной комедии" Данте (1855-1856), 12 симфонических поэм, в том числе "Тассо. Жалоба и триумф" (по Гёте – 1849-1854), "Прелюды" (по Отрану и Ламартину – 1848-1854).
Лист создал новый музыкальный жанр – программную одночастную симфоническую поэму. Он воплотил в музыке "вечные образы" мирового искусства (Фауст, Прометей, Орфей, Гамлет и др.). Претворяя в симфонических поэмах поэтически-сюжетный замысел, Лист стремился создавать музыку более доступную. К программно-симфоническим произведениям примыкают по замыслу крупнейшие фортепьянные сочинения - соната h-moll (1853), цикл пьес "Годы странствий" (1-й год – 1836-1854, 2-й год – 1838-1860, 3-й год – 1867-1877), основанные на впечатлениях от путешествий по Швейцарии и Италии и на образах искусства, а также "Поэтические и религиозные гармонии" (1845-1852).
В 1840-60-е гг. Лист создал 2 концерта ( 1849-1856, 1839-1861) и "Фантазию на венгерские народные темы" (1852) для фортепиано с оркестром, а также другие сочинения на венгерские темы, свидетельствующие о неразрывных творческих связях Листа с родиной. В Веймаре вокруг Листа объединились видные музыканты, образовавшие Веймарскую школу. Лист реализовал свои демократические идеи и как дирижёр-пропагандист сочинений современных ему композиторов (в т. ч. опер Р. Вагнера), и как музыкальный публицист (статьи о сочинениях Берлиоза, Шумана, Вебера).
Разочаровавшись в окружающей действительности, охваченный пессимистическими настроениями, Лист в 1865 году принял сан аббата. В 1860-1880 он создал ряд церковных сочинений – органных и хоровых, а также многие сочинения для фортепьяно, в том числе 2-й и 3-й "Мефисто-вальсы" и знаменитые "Три забытых вальса". Одновременно он продолжал содействовать развитию передового искусства, особенно венгерского: участвовал в учреждении в 1875 году Академии музыки в Будапеште (она носит имя Листа), был её первым президентом; способствовал формированию исполнительского и композиторского творчества венгерских музыкантов, а также деятелей национальной музыкальной культуры других стран. Также у него были тесные связи с русскими музыкантами, творчество которых он высоко ценил.
Не лишённая противоречий, но в целом прогрессивная разносторонняя деятельность Листа имела огромное значение для развития мировой музыкальной культуры, содействуя становлению многих национальных композиторских школ, в первую очередь венгерской.
Фортепианное творчество:
Швейцария:
- "Годы странствий" - это цикл фортепианных пьес, созданных композитором под впечатлением его многочисленных путешествий. Существует 3 тетради. первый год странствий
- "Часовая Вильгельма Телля".
- "На Валленштадском озере".
- "Пастораль".
- "У родника".
- "Гроза".
- "Домена Обермана".
- "Эклога".
- "Тоска по Родине".
- "Женевские колокола" (ноктюрн).
Италия (второй год странствий):
- "Обручение".
- "Мыслитель".
- "Канцонетта Сальватора Розы".
- "Сонет Петрарки" № 47.
- "Сонет Петрарки" № 104.
- "Сонет Петрарки" № 123.
- "После чтения Данте" (соната-фаниазия).
Третий год странствий (без названия)…
- "Ангелюс".
- "У кипарисов виллы д Эсте Тренодия".
- "У кипарисов виллы д Эсте".
- "Фонтаны виллы д Эсте".
- "Sunt lacrymae rerum".
- "Похоронный марш".
- "Sursum corda".
- "Венгерские рапсодии". Их 19 штук. При создании этих сочинений ярко проявилось национальное самосознание композитора. В основе пьес – венгерский городской фольклор – венбуркош. Композитор не только заимствует венгерские и цыганские народные песни и пляски, но обрабатывает их. Типичный прием – варьирование, возможны эпизоды, представляющие собой фантазии на народные темы.
- Транскрипции и парафразы – фортепианные переработки симфонических и оперных сочинений других композиторов и своих собственных. Иногда это были фортепианное переложение, близкое к источнику.
- Этюды высшего исполнительского мастерства.
- Концерты для фортепиано с оркестром.
- Фортепианные миниатюры.