Творческий путь Д. Я. Пантофель-Нечецкой
Дебора Пантофель родилась 30 декабря 1904 года в городе Омске в семье русских евреев. Фамилия семьи Пантофель берет свое начало от деда Деборы Яковлевны по отцовской линии Абрама Марковича Пантофеля. Его в восьмилетнем возрасте сдала в рекруты бедная многодетная семья по фамилии Корыто, проживавшая в Волынской губернии Белоруссии. Мальчика забрали в солдаты-кантонисты вместо сына зажиточного крестьянина Пантофеля. Эта фамилия осталась у него на всю жизнь. После 25лет солдатской службы он обосновался в городе Омске. Абрам Маркович на службе проявил способности к грамоте и музыке, служил писарем, играл на скрипке, трубе, барабане.
В доме сына Абрама Марковича – Якова, тоже бывшего солдата, музыка, песни, поэзия были любимым занятием. Яков, отец Деборы, гравер по специальности, играл на кларнете; Софья, ее мать, прекрасно пела. Они были очень внимательными, добрыми, любящими родителями. В доме часто бывали гости, звучали народные песни, романсы, дети в семье пели вместе со взрослыми, и у них, воспитывалось чувство любви к музыке. Постоянно читались стихи Пушкина, Лермонтова. Из любимых писателей были: Толстой, Тургенев, Чарская и особенно Чехов. Шестерых детей всегда окружала атмосфера доброты, тепла и уюта.
Двоюродный брат Михаил, который пел на любительской оперной сцене, первым обратил внимание на музыкальные способности девочек-сестер Деборы и Песи. Дебора, кроме этого, хорошо рисовала, любила танцевать. По его совету они стали брать уроки игры на фортепиано у педагога Д'Оранж. Дебора учится одновременно в гимназии и в музыкальной школе, а в 1919году поступает в Омский музыкальный техникум (ныне Омское музыкальное училище имени Щебалина) сначала по классу фортепиано, а потом по классу сольного пения. Ее первая преподавательница по вокалу была – В.С.Клопотовская – бывшая солистка оперного театра Зимина в Москве.
Через некоторое время Дебора Пантофель начинает сочетать учебу с работой преподавателем обязательного фортепиано в училище, пианисткой в драмтеатре и «тапером» в кинотеатре «Луч». В 1926 году, после окончания техникума, по рекомендации Союза РАБИС она держит экзамен в Ленинградскую Государственную консерваторию перед комиссией, возглавляемой ректором, композитором инициалыГлазуновым, и принимается вне конкурса в класс сольного пения профессора Е.А.Бронской.
Евгения Адольфовна Бронская (1882 – 1953) – лирико-колоратурное сопрано, получила итальянскую школу пения у своей мамы баронессы фон Гаке – ученицы Полины Виардо, дочери знаменитого певца и педагога Мануэля Гарсиа. Солистка Мариинского, Михайловского оперных театров Санкт-Петербурга, гастролировала в лучших оперных театрах России, с блеском выступала за границей. После окончания сценической деятельности была превосходным педагогом-вокалистом. Весь период блокады Ленинграда она оставалась в городе.
Профессор Бронская последовательно, умело и с чуткостью формирует у молодой певицы свойства творческой личности, помогает выработке своей жизненной позиции. Она развивает у своей ученицы музыкальный эстетический вкус, способствует формированию внутреннего духовного мира.
Дебора Пантофель, как и во время учебы в музыкальном техникуме, все консерваторские годы была вынуждена работать: как дочь кустаря-одиночки она не имела права ни на стипендию, ни на общежитие. Поэтому вечером, после занятий, она спешила в клуб макаронной фабрики, где была пианисткой в известной «Синей блузе» – бригаде художественной самодеятельности рабочей молодежи.
С первых лет учебы специалисты обращают внимание на выдающиеся вокальные данные будущей певицы. Она обладала тончайшим слухом, у ее голоса был широкий диапазон, он имел особую лирическую окраску и естественную чистоту интонации, обладал мягкой нежностью и трогательной женственностью. Ее голос от природы был подвижен и гибок. Развитию творческого потенциала, безусловно, способствуют владение фортепиано, глубокое знание теории музыки, гармонии, азов вокала и восприятие в детстве и юности культурных общечеловеческих ценностей.
Следует отметить, что уже будучи известной певицей, Пантофель-Нечецкая считала необходимым хотя бы раз в год побывать у своего педагога, чтобы с ее помощью "подстроить" себя, проверить сохранность полученной школы.
Неожиданно для себя, во время каникул, проводимых в родном Омске, в 1928 году Дебора получает приглашение принять участие в опере Гуно "Фауст" вместе с известным басом Б.Касторским и с блеском справляется с этой работой.
Во время каникул в 1929 году происходят два важных события в жизни молодой певицы. Она совершает свое первое концертное турне по городам Сибири со знаменитым баритоном Н.А. Шевелевым. А на молодежной вечеринке у общих друзей, где Дебора пела, встречается со своим земляком Нечецким Давидом Абрамовичем, влюбившимся в нее с первого взгляда и "с первого звука". Любовь оказалась взаимной, Дебора выходит замуж и прибавляет к своей фамилии фамилию мужа.
С 1931 года после успешного окончания консерватории начинается сценическая деятельность Пантофель-Нечецкой. Со всем пылом, она погружается в бурные волны музыки и пения. Жизнь складывается прекрасно! Успехи на сцене, семейное счастье с горячо любимым мужем, рождение сына.
Она поет в Омском радиоцентре и от концертного бюро много ездит по Сибири. Ее приглашают петь в Новосибирск в театр музыкальной комедии, где она исполняет ведущие партии в опереттах "Гейша" Джонса, "Фиалка Монмартра" Кальмана, "Нищий студент" Миллёкера, часто выступает на радио,(все фамилии пишите с инициалами) а с 1936 года становится артисткой театра оперы и балета в Свердловске. Такие выдающиеся певцы страны, как И.Козловский, С.Лемешев, И.Архипова тоже начинали свою карьеру с этой оперной сцены. В спектаклях театра принимали участие великие русские певцы Л.Собинов и А.Нежданова.
Ко времени прихода в театр Пантофель-Нечецкой там пели замечательные певцы: А.Фирсанов, Н.Киселевская, А.Месняев, А.Новиков, Н.Щегольков; руководили постановками дирижеры А.Маргулян, А.Людмилин, режиссер И.Келлер.
Пантофель-Нечецкой доверяют сложнейшие партии в операх Верди "Риголетто", "Травиата", Делиба "Лакме", Россини "Севильский цирюльник", Гуно "Ромео и Джульетта".
Параллельно с оперной сценой Пантофель-Нечецкая много выступает с концертами в залах, клубах, на предприятиях Урала и Сибири, в воинских частях. К этому времени Пантофель-Нечецкая уже сложившаяся, профессионально прекрасно подготовленная певица с большим разнообразным репертуаром, насчитывающим около двухсот произведений: арий, романсов, песен русских, зарубежных и советских композиторов, народных песен. Ее популярность в Свердловске, городах Урала и Сибири растет. Концерты и спектакли с ее участием постоянно собирают полные залы.
1938 году в жизни Деборы Яковлевны случается страшное горе –умирает любимый муж, который буквально "носил ее на руках", полностью посвятив ей и ее творчеству свою жизнь, взявший на себя все заботы, по содержанию семьи и воспитанию сына. Она неимоверно тяжело переживала утрату.
В 1939 году, еще не успевшую придти в себя от беды, ее направляют в Москву для участия в Первом Всесоюзном конкурсе артистов эстрады. Она не хотела ехать. Однако родные, близкие, товарищи по работе в театре настояли на ее поездке.
Пантофель-Нечецкая стала Лауреатом этого конкурса, получив первую премию. Окрыленная успехом, она возвращается в Свердловск, но скоро ее снова вызывают в Москву для участия в торжественном концерте в Колонном зале Дома Союзов, посвященном участникам экспедиции на ледоколе "Георгий Седов". Концерт, в котором выступали самые известные артисты и музыкальные коллективы страны, транслировался по Всесоюзному радио, и Дебору Яовлевну, спевшую романс Алябьева "Соловей", услышала и узнала вся страна. Кристально чистый голос, мягкая женственность и нежность интонации, виртуозная техника и глубина чувств заворожили публику. К Пантофель-Нечецкой приходит известность, а вместе с ней огромное количество концертов и спектаклей. Она становится одной из самых любимых и популярных певиц того времени.
Продолжает расти ее мастерство. Этому способствует также выдающийся концертмейстер - С.К.Стучевский, ставший ее музыкальным руководителем и аккомпаниатором. Под его руководством расширяется репертуар певицы, совершенствуется техника, еще более развивается художественный вкус.
Пантофель-Нечецкую приглашают работать в Московскую Государственную филармонию, и она переезжает с семьей в Москву.
В 1940 году на Ленфильме снимается музыкальный фильм "Антон Иванович сердится" с замечательными артистами П.Кадочниковым, С.Мартинсоном, Л.Целиковской. Музыку к фильму написал композитор (инициалы)Кабалевский. Все, что в фильме должна петь героиня Симочка (играла ее Л.Целиковская), исполняла за кадром Пантофель-Нечецкая. Этот фильм, до сих пор любимый широкой публикой, во многом обязан своей популярностью очень удачному сочетанию, слиянию солнечного образа Целиковской и светлого тембра голоса Пантофель-Нечецкой.
В то же время продолжаются ее выступления в Москве: в Большом зале Консерватории, в Колонном зале Дома Союзов, в концертном зале имени П.И.Чайковского.
22 апреля 1941 года в газете "Правда" была напечатана рецензия Г.Хубова на сольный концерт Деборы Яковлевны, состоявшийся в Большом зале консерватории: "Д.Пантофель-Нечецкая, бесспорно, певица крупного дарования, прошедшая отличную школу вокального мастерства... Она обладает чистым, полнозвучным голосом редкой красоты и силы. В самой манере ее исполнения, технически безупречного, есть обаяние мягкой задушевности, теплота и нежность лирического чувства"(). Сноска в конец
Вместе со С.К.Стучевским она готовит большие программы для самостоятельных концертов. Главное внимание при этом уделялось стремлению глубже вникнуть в содержание произведений и найти наиболее выразительные средства его раскрытия при строгом соблюдении всех указаний композитора. Все, что было тщательно отработано и многократно повторено на репетициях, на концертах эмоционально захватывало и восхищало слушателей.
Всесоюзное гастрольно-концертное объединение (ВГКО) организует гастроли Пантофель-Нечецкой в городах Ленинграде, Киеве, Саратове, Свердловске, Кисловодске. Она участвует в оперных спектаклях в театре оперы и балета им. С.М.Кирова в Ленинграде. Весной 1941 года Пантофель-Нечецкая удачно дебютирует в Большом театре в спектаклях "Риголетто" и "Травиата". Эти выступления пресса оценивала так: "Джильда в исполнении дебютантки (Пантофель-Нечецкой) это прежде всего вокальный образ, полный поэзии, очарования юности, целомудрия и горячего чувства... Она умеет внутренне оправдать колоратуру, наполнить ее смыслом, вдохнуть в нее жизнь... Безупречное мастерство пения артистки заставляет забывать о колоссальной трудности этой партии. Вокальный образ Джильды, созданный Пантофель-Нечецкой, убеждает художественной правдой, чарующей грацией и обаянием непосредственности". В конец, см образец в начале("Театральная неделя", № 24, 1941 г., Е.Канн)
"...Серебристость ее колоратуры есть нечто инструментальное - так чист и отчетлив каждый звук, так легка и непринужденна вокальная техника. По иному - с удивительной теплотой и мягкостью - звучит ее голос в широких мелодических фразах. В исполнении Пантофель-Нечецкой нет ничего случайного: каждая деталь точно выявлена, каждый штрих выполнен безукоризненно. Труднейшая партия Джильды нашла в лице Пантофель-Нечецкой прекрасную исполнительницу. Нельзя было не залюбоваться свободой и легкостью, благородной простотой трактовки. И знаменитая ария второго действия, и трогательная жалоба третьего прозвучали безупречно. Артистка проявила тонкий музыкальный вкус, сумела передать все лирическое обаяние вердиевской музыки. ("Вечерняя Москва", 4 июня 1941 г., И.Мартынов). также
Наступают суровые дни войны. 23 июня в Большом театре при полном аншлаге идет спектакль "Травиата" с участием Пантофель-Нечецкой. "Люди еще не осознали всего ужаса случившегося..." будет вспоминать впоследствии Дебора Яковлевна. Откуда цитата
Как и весь народ, артисты с первых дней войны включаются в эту труднейшую, жестокую борьбу. Бесконечная вереница выступлений на призывных пунктах, в госпиталях, участие в концертах, средства от которых идут в пользу детей-сирот, на строительство эскадрильи "Советский артист", на строительство танков. Навсегда запомнился Деборе Яковлевне концерт в Колонном зале Дома Союзов для воинов, прибывших защищать столицу из родной ей Сибири.
Во время оперных спектаклей в Большом театре даже налеты фашистской авиации не могли заставить прекратить выступление артистов "Под звуки сирены, - вспоминает Дебора Яковлевна, - зрители и артисты спешно уходили в бомбоубежище, а после отбоя все возвращались в зал, и спектакль продолжался с того места, где он был прерван налетом". откуда
Пантофель-Нечецкая участвует и в работе фронтовых концертных бригад. В музее Большого театра хранятся фотографии, сделанные на Западном фронте, в районе г. Клина, где вместе с летчиками и другими военнослужащими сняты артисты С.Хромченко (руководитель бригады), А.Иванов, Д.Пантофель-Нечецкая, балерина С.Головкина, мхатовцы О.Андровская и М.Яншин.
В эти трудные годы Пантофель-Нечецкая особенно чувствует всю значимость служения искусству для народа, для Победы. Она щедро отдает свой голос и талант для каждого, поет ли для рабочих и служащих тыла или для солдат и генералов-фронтовиков.
Всю войну она была донором. В 1942 году она эвакуировалась в Свердловск, но регулярно приезжала в Москву для концертов в воинских частях и на оборонных предприятиях. Продолжаются гастроли по всей стране, в том числе в Куйбышеве, Уфе, Челябинске, Омске, Ирбите, Нижнем Тагиле, Горьком.
Замечательным событием в жизни и творчестве Деборы Яковлевны явилась встреча с композитором Р.М.Глиэром. Создавая свой знаменитый "Концерт для колоратурного сопрано с оркестром", он советуется с ней при работе над отдельными особенно трудными фрагментами вокальной партии. Рейнгольд Морицевич посвятил этот концерт Пантофель-Нечецкой. Она на всю жизнь запомнила то эмоциональное состояние, которое ей посчастливилось пережить при работе с композитором над концертом, создаваемым в самые тяжелые и героические годы войны.
Впоследствии, неоднократно исполняя концерт (нередко оркестром при этом управлял сам маэстро), Дебора Яковлевна всегда мысленно сопоставляла великую музыку произведения с грозным и горестным дыханием войны в первой части концерта и радостным искрометным чувством уверенности в победе во второй части. Это, по ее словам, помогало ей полнее раскрыть глубокое содержание концерта.
В 1943 году Пантофель-Нечецкая возвращается из эвакуации в Москву, где, продолжая работать над репертуаром, постоянно выступает в концертных залах Москвы, в воинских частях, совершает гастрольные поездки в Вологду, Ярославль, Киров, Горький, Тулу, Калинин. Голос певицы часто звучит по радио. Дебора Яковлевна долго потом будет бережно хранить искренние слова признательности, преклонения и благодарности, написанные наспех в письмах - "треугольничках" поклонниками ее таланта и голоса.
Однажды в разгар войны Дебору Яковлевну приглашают на концерт в военный госпиталь, разместившийся на территории Сельскохозяйственной академии им. Тимирязева. После выступления перед ранеными и врачами в зале ее просят спеть отдельно для тяжело раненых военачальников К.К.Рокоссовского и А.Е.Еременко, лежащих в отдельных палатах. Для К.К. Рокоссовского она исполняет вальсы Шопена, специально переложенные для ее голоса, а для А.И. Еременко "Соловья" Алябьева и народную песню "Лучинушка". Этот концерт и слова благодарности от героев Великой Отечественной войны Пантофель-Нечецкая запомнила навсегда и гордилась ими всю жизнь. Большое впечатление в памяти певицы оставило выступление в концерте для участников парада Победы в июне 1945г.
В 1945 году за выдающиеся успехи в области вокального искусства Президиум Верховного Совета РСФСР присваивает Пантофель-Нечецкой звание заслуженной артистки РСФСР. В 1946 году было опубликовано постановление Совета Народных Комисаров СССР о присуждении Сталинских Премий писателям, артистам, музыкантам. Среди лауреатов - А.Толстой, инициалы можно только имяТвардовский, Симонов, Хмелев, Кедров, Завадский, Ильинский, Голованов, Прокофьев, Глиэр, Мясковский, Шапорин, Гилельс, Максакова.
Официальное признание заслуг, широкая известность и популярность в народе вдохновляют певицу, и она с неугасающей энергией продолжает свою гастрольно-концертную деятельность. Одно за другим следуют выступления в разрушенных войной городах страны: Киеве, Минске, Харькове, Вильнюсе...
В мае 1945г. Пантофель-Нечецкую с группой творческой интеллигенции направляют в Чехословакию и Румынию для ознакомления общественности этих стран с советской наукой и искусством. В составе группы академики Н.В. Цицин, В.В. Парин, артисты И.С. Козловский, С.Н. Головкина, М.М. Габович. В Праге их принимает президент Бенеш, в Бухаресте - король Михай.
Несколько позднее, в Иране в честь советских артистов Шах Ирана Реза Пехлеви, устраивает торжественный прием, куда едет Дебора Яковлевна с гастролями. Об этих выступлениях много пишет отечественная и зарубежная пресса. Продолжаются гастроли и в самых отдаленных городах и областях страны: Новосибирск, Кузбасс, Кемерово, Сталинск, Прокопьевск, Иркутск, Заполярье, Норильск.
Важной вехой в творчестве певицы стало участие в постановке оперы Моцарта "Волшебная флейта", где она пела партию "Царицы ночи". Опера шла в концертном исполнении, дирижировал оркестром знаменитый дирижер Курт Зандерлинг.
Довелось Деборе Яковлевне поработать и с Дмитрием Дмитриевичем Шостаковичем. С его согласия и одобрения она исполняла цикл его песен, переработанных для высокого голоса. Эти песни прочно вошли в ее репертуар.
Пантофель-Нечецкая регулярно записывается в студиях грамзаписи, ее пластинки расходятся большими тиражами. Часто выступает она на радио, как в Москве, так и в радиоцентрах других городов. В фонотеках радио до настоящего времени хранятся многие записи Пантофель-Нечецкой.
К Пантофель-Нечецкой неоднократно обращались за помощью или советом молодые артисты, и она всегда старалась помочь им. Так, ею была оказана серьезная поддержка певице Виктории Ивановой, голосом которой она всегда восхищалась. Дебора Яковлевна была почитательницей певцов с яркими тембрами голосов. Она высоко чтила голоса инициалыЛисициана, Лемешева, Козловского, ее партнеров по оперной и концертной сцене, с любовью слушала Георга Отса, Анну Герман, Юрия Гуляева. Кумирами ее были Шаляпин и Нежданова. А когда в Союз приехала неизвестная в то время певица Гоар Гаспарян, в комиссию приглашают Пантофель-Нечецкую для ее прослушивания, чтобы определить необходимость ее работы в стране. Она что за границей жила? Прослушав ее, Дебора Яковлевна безоговорочно поддержала талантливую певицу и во многом способствовала ее становлению на советской концертной сцене.
В 50-60ые годы Пантофель-Нечецкая подготавливает ежегодно несколько сольных концертов в Большом зале консерватории, Концертном зале им. П.И.Чайковского, в зале Дома ученых. Программы этих концертов повторяются также в регулярных выступлениях в лучших залах Ленинграда. Дебора Яковлевна глубоко любила этот город своей студенческой молодости и очень дорожила встречами с ленинградцами, считая их особенными ценителями музыки. В то же время Пантофель-Нечецкая по-прежнему много гастролирует.
Для любого певца и актера уход со сцены всегда связан с тяжелыми переживаниями. Не была исключением и Дебора Яковлевна, так как по ее мнению, высокие лирические голоса раньше других должны уступать место молодым. И хотя она была еще в прекрасной форме, время брало свое. Только самые близкие люди знали, да и то не до конца, как трудно ей было принять неизбежное решение...
В феврале 1964 года в концертном зале института им. Гнесиных состоялся ее последний сольный концерт. Успех был как всегда большой. Певицу долго не отпускали со сцены.
1994 год был юбилейным для Пантофель-Нечецкой. Ей исполнилось 90. В связи с торжественной датой она была награждена Орденом Почета за заслуги в области искусства. В том же году состоялся торжественный вечер, посвященный юбилею Деборы Яковлевны. Вечер проходил в Доме-музее Ф.И.Шаляпина. На вечере выступали мастера искусств, товарищи Пантофель-Нечецкой по прежним выступлениям, молодые певицы, ее бывшие ученики.
Умерла Пантофель-Нечецкая 16 февраля 1998 года на 94 году жизни, но до самых последних дней продолжала периодически заниматься с певицами, консультировать их, живо интересоваться происходящими в стране процессами, сохранила ясный ум, любовь к жизни и тревогу за судьбу близких и дорогих ей людей.