Галина Павловна Вишневская - одна из самых ярких артисток XX века. Благодаря своим природным данным, трудолюбию, стоическому характеру, она смогла преодолеть все трудности своего времени: войну, голод, блокаду Ленинграда, противоречивый политический режим, и стать примером для подражания не только в России, но и за ее пределами.
В век различных научных достижений, в то время, когда человечество отыскало множество способов борьбы с болезнями, когда уровень жизни населения заметно вырос, вопрос о духовной пище общества стоит особенно остро. Предпосылками к этому стали массовые засилья низкосортных и некачественных образцов интеллектуального труда, будь то сфера литературы, кинематографа или же музыки. Открытие новых возможностей в сфере технологий и их общедоступность привели к тому, что желание и возможность создавать и продвигать свои замыслы приобрели, в том числе и люди, не имеющие должных навыков, знаний и умений. Сейчас российское общество пожинает плоды непрофессионализма, дилетантизма и, как следствие, общего упадка массовой культуры. Перечисленные выше факторы привели к снижению в России интереса как к русскому культурному наследию в целом, так и к классической музыке в частности. Проблематику российской музыкальной среды составляет непопулярность классической музыки среди молодежи, которая связана с избытком на российской музыкальной сцене "коммерческих" исполнителей не всегда высокого качества.
Русское оперное наследие нуждается в сохранении традиций, пропаганде своих достижений за рубежом, в расширении знакомства зарубежной аудитории с русским музыкальным наследием и исполнительским искусством, а также в популяризации классической музыки и оперы в России. В наше время, когда происходит активная интеграция России в мировое культурное пространство, продвижение российской культуры за рубеж становится важным, приоритетным направлением. Посредством вечного искусства - русской классической музыки и оперы, мы имеем возможность сделать свой вклад в формирование положительного имиджа России в мировом сообществе, чтобы русские люди, в том числе проживающие за границей, по праву гордились своей страной и ее культурой.
Благодаря усилиям Галины Вишневской, в Москве произошло создание Центра оперного пения, где талантливые молодые певцы, уже закончившие высшие музыкальные заведения, могут пройти стажировку, получить бесценный сценический опыт и улучшить свои знания и умения. Богатейший творческий опыт Галины Вишневской, уникальные знания природы человеческого голоса и актерского мастерства побуждают ее вести активную преподавательскую и просветительскую деятельность. Галина Вишневская - почетный доктор ряда университетов, почетный профессор Московской государственной консерватории, основатель и художественный руководитель Центра оперного пения в Москве.
В Галине Вишневской живут три человека. Один из них - актриса, исполнитель, яркий во всем: от манеры держать себя, повествовать о себе в автобиографии и до просветительского труда (будь то обучение молодых вокалистов в собственном Центре оперного пения или создание музея Шостаковича в Петербурге). Второй человек - воительница, сродни богине Афине. И, наконец, третий человек - педагог-просветитель, продолжатель традиций русской вокальной школы, что в наше время потерянных ценностных ориентиров, очень важно.
В связи с этим, роль Вишневской в современной российской культуре очень велика и тема данной работы является актуальной.
Этапы творческого пути Г. Вишневской.
Становление творческой личности певицы.
Галина Вишневская родилась в 1926 году в Ленинграде (ныне Санкт-Петербург). Будучи недоношенным и некрасивым ребенком, она не вызвала у своих отца и матери высоких родительских чувств и в возрасте шести недель была отдана на воспитание бабушке. Чуткая и творческая душа ребенка находила отраду в музыке: доносившихся из радиоприемника мелодиях, в звучании патефона, который однажды был подарен матерью вместе с комплектом пластинок оперы П. И. Чайковского "Евгений Онегин". Юная Галя самозабвенно пела под пластинки, выучила наизусть все арии и сцены, и иначе как "Галька-артистка" во дворе ее не называли.
Но детство Вишневской, как и детство множества людей того времени, резко закончилось с нападением фашистов на СССР. Война отняла дорогих ей людей. Девушка осталась одна. Во время блокады Ленинграда, находившаяся в городе Галина была мобилизована в МПВО — местной противовоздушной обороны, в так называемую "голубую дивизию", где служила два года и в 16 лет была награждена медалью "За оборону Ленинграда". Уже в то время Галина Иванова отличалась высокой силой духа и целеустремленностью. 19 января 1943 года блокада была прорвана. А Галину взяли на работу в Выборгский дом культуры помощником осветителя сцены. Тогда же появилась возможность систематически заниматься с педагогом-вокалистом - Иваном Сергеевичем Дид-Зурабовым, который работал в музыкальной школе для взрослых. Но "благодаря" его неправильному педагогическому подходу к индивидуальности голоса, часть природного сопранового диапазона Вишневской надолго исчезла... Верхний регистр стал обрезанным и нестабильным. Девушка все равно пела, но — уже как меццо-сопрано.
Попав в творческую среду через участие в самодеятельности, Галина Павловна начинала свою музыкальную жизнь в военное время. В 1944 году была принята в Ленинградский областной театр оперетты. Когда немцы отступили от Ленинграда, этот разъездной театр стал выступать в воинских частях Ленинградской области, среди колоссальных разрушений поднимая своими постановками боевой дух солдат. Условия были тяжелыми, часто артисты выходили на сцену полуголодные, больные, не имея при этом возможности отменить своего выступления, так как лишь работа могла обеспечить их едой и средствами к существованию в это непростое время. Галина Павловна на своем опыте поняла, как губительно для голоса неправильное к нему отношение, как сказываются перегрузки, состояние здоровья, незнание вокальных приемов, сохраняющих голос при активной вокальной практике. Но люди театра научили самоотверженно служить искусству. В своей автобиографической книге "Галина", Вишневская описывает это так: "На сцену приходилось выходить ежедневно. Это приучило меня к постоянному тренажу, и с тех пор всю свою жизнь я работаю, репетирую каждый день. Суровая школа, пройденная мною в самом начале творческого пути, помогла мне так надолго сохранить голос и сценическую форму. Не выдержав нечеловеческой нагрузки, прямо на сцене умерла наша актриса Шура Домогацкая. Умерла от кровоизлияния в мозг, 35 лет от роду, так в гриме ее и похоронили. Весь ее репертуар лег на мои плечи".
Впоследствии, именно подорванное здоровье, к которому добавились смерть первого ребенка актрисы, осложнения после родов и тяжелые переживания, станут причиной открывшегося у нее туберкулеза. Тогда, уже в послевоенные годы, врачи определили риск скоротечного процесса и заявили, что нужно наложить пневмоторакс, то есть поддуть, сжать легкое - иного выхода нет. А это означало, что вокальная карьера Вишневской будет закончена. Но Галина Павловна всегда отличалась особенной жаждой жизни. В книге она пишет: "…Пытаться сохранить жизнь, чтобы влачить жалкое существование, никогда не петь, превратиться в те серые халаты... серые халаты... Да ни за что на свете! Лучше умереть!" С криком: "Не трогайте меня, не смейте, не смейте!.." - я соскакиваю с операционного стола, расталкиваю врачей и бегу прочь..."[4] Много усилий тогда Вишневская приложила для того, чтобы вылечиться, и ей удалось победить болезнь.
Ключевую роль в становлении Галины Вишневской как певицы, и затем педагога, сыграла Вера Николаевна Гарина, поэтому, говоря о творческом и педагогическом наследии артистки, невозможно оставить личность Гариной в стороне. "У тебя звезда во лбу" - констатировала Вера Николаевна Гарина, когда услышала голос Вишневской. Это было в послевоенном Ленинграде. Начинался новый виток эпохи, обновление жизни страны. Разделяя с окружающими настроения надежд, молодая Галина Павловна пришла к Гариной, надеясь в ее лице найти профессионального вокального педагога, честного наставника.
Скромная учительница, дававшая частные уроки вокала - в то время Гариной было восемьдесят лет. Но пению она училась еще в XIX веке у знаменитой Полины де Лукка, в Вене. Основные положения вокального искусства, преподанного Галине, заключались в необходимости умом понимать ощущения переключения регистров голоса, сознательном включении и переключении грудного, среднего и головного регистров, умении владеть дыханием.
Занятия с Верой Гариной стали проходить каждое утро. Больше всего внимания уделялось работе над певческим дыханием, чтобы освободить зажатую диафрагму. Специальными упражнениями освобождался язык, гортань и весь певческий аппарат. Примерно через полгода добросовестных занятий, Вишневская обрела полный сопрановый диапазон - две с половиной октавы. Обладая чутким слухом, Гарина прекрасно чувствовала свою ученицу, показывала вокальные приемы, объясняла механизмы пения. Это способствовало тому, что Вишневская полностью переняла вокальную школу Гариной. Через два года занятий у Веры Николаевны, прерывавшихся на время из-за болезни туберкулезом, Вишневской постепенно открылись все тайны вокального искусства. Она научилась филировать звук, петь piano, стала обладательницей большого вокального дыхания, крепких и безотказных верхних нот.
В мае 1952 года Большой Театр объявил конкурсный набор в стажерскую группу, и, вдохновленная успешными занятиями у Гариной, Вишневская отправилась на прослушивание. Пройдя все три тура, молодая певица была зачислена в стажерскую группу Большого Театра.
Началась интереснейшая и успешная работа Вишневской на сцене Большого Театра. В 1966 году Галине Вишневской присвоили звание народной артистки СССР, в 1971 году ее наградили орденом Ленина.
Нельзя не отметить, что одну из важнейших ролей в творческом становлении Вишневской как музыканта сыграл Мстислав Ростропович. Он оказал большое влияние на эстетическое воспитание певицы, способствовал расширению профессионального кругозора и степени профессионализма. За годы совместного творчества, сложился яркий сценический дуэт, в котором Ростропович, будучи музыкантом высокого класса, зачастую создавал концертные программы, сначала в качестве пианиста, а впоследствии и дирижёра на самых престижных концертных площадках мира.
Однако ввиду того, что власти знали о тесном общении Вишневской и Мстислава Ростроповича, с опальным Александром Солженицыным, положение артистки в политическом контексте стало весьма шатким. После поездки в Венскую оперу в 1973 году, в газете "Известия" появилась заметка, которая стала последним официальным упоминанием имени Галины Вишневской в советской прессе. В следующий раз ее имя упомянули только в указе от 16 марта 1978 года о лишении Г. Вишневской советского гражданства. Она проживала в США, во Франции, выступала в крупнейших театрах мира до 1982, ставила в качестве режиссёра оперные спектакли.
В 1990 году Галине Вишневской и Мстиславу Ростроповичу было возвращено советское гражданство. В начале 1992 года в Большом театре в честь 42-летия сценической деятельности Галины Вишневской состоялся ее большой творческий вечер, подытоживший очередной этап ее творческой деятельности и возвративший ей звание именно русской артистки.
В этой работе мы рассмотрим деятельность Г.Вишневской с различных сторон, в частности
- творческая, педагогическая и просветительская деятельность Вишневской.
- процесс образования и воспитания вокалистов под руководством Г. Вишневской.
- рассмотреть деятельность Г. Вишневской в качестве просветителя и продолжателя традиций русской вокальной школы.
А так же поставим некоторые задачи:
- выявить этапы становления творческой личности певицы;
- изучить исполнительскую деятельность Г. Вишневской;
- проанализировать формирование основных педагогических принципов русской вокальной школы;
- рассмотреть деятельность Галины Вишневской, как продолжателя традиций русской вокальной школы.
Данная тема имеет практическую значимость для вокалистов, будущих исполнителей и педагогов.
Исполнительская деятельность Г. Вишневской.
Режиссер Большого театра Борис Александрович Покровский говорил: "Она откуда-то вдруг появилась в Большом театре. Нежданно-негаданно, никому не известная, но совершенно готовая, в высшей мере профессионал! Совершенно готовая для того, чтобы стать первоклассным исполнителем любой партии, любой роли; совершенно готовая для любого концерта, любой репетиции; совершенно готовая для того, чтобы мгновенно стать лидером актерского цеха прославленного Большого театра. Совершенно готовая!.. с экстраординарными музыкально‑вокальными данными, уже кем‑то, когда‑то отработанными, отшлифованными, натренированными, с актерским обаянием, темпераментом, природным сценическим самочувствием и ядовито‑дерзкой правдой на устах. Актриса!"
Вот партии, которые в разные годы Галина Вишневская исполнила в Большом театре:- Татьяна в опере "Евгений Онегин" иЛиза в опере "Пиковая дама" П. И. Чайковского;- Леонора в "Фиделио" Л.Бетховена;- Тоска и Мадам Батерфляй в операх Дж.Пуччини;- Аида в одноименной опере Дж. Верди (в этой партии в 1962 дебютировала в театре "Ковент-Гарден", Лондон, выступала в “Метрополитен-Опера”, Нью-Йорк);- Марфа в "Царской невесте" и Купава в "Снегурочке" Н. А. Римского-Корсакова;- Катерина Измайлова в "Леди Макбет Мценского уезда" Д. Д. Шостаковича;- Полина в опере "Игрок" С. Прокофьева;- Донна Анна в опере "Каменный гость" А. С. Даргомыжского;
Работа в Большом театре принесла Г. Вишневской интересные наблюдения. Так, по ее мнению, если многие солисты прославленной труппы уделяя должное внимание технической стороне партии, были недостаточно требовательны к себе в работе над образом. Такие исполнители не могли заставить зал сопереживать, донести до слушателя нюансы композиторского замысла.
Вишневская решила строить работу над ролью исходя из своего эстрадного опыта. Она как бы привнесла некоторые эстрадные черты на оперную сцену и, как выяснилось, попала в точку. Результаты не замедлили сказаться. С приходом Вишневской в Большой театр традиционное представление об оперной певице как о тучной даме преклонных лет изменилось, роли молодых героинь все чаще стали давать именно молодым артисткам. 30 декабря 1959 года Г. Вишневская впервые вылетела на гастроли в США с Государственным симфоническим оркестром. Всего она гастролировала в США пять раз — в 1960, 1961, 1965, 1967, 1969 годах. В ее программу входили партии из "Аиды", "Чио-Чио-сан" и других опер, давала она и сольные концерты. Во время зарубежных гастролей Г. Вишневская думала о том, как быть понятой слушателями, не знающими русского языка, результатом чего стали углубление музыкальной фразировки, смелое использование красок голоса, разнообразие нюансировки, создание музыкальных картин средствами одной музыки, без слов. Все эти эксперименты принесли плоды и позволили певице сказать новое слово в оперном искусстве. Например, главный дирижер оркестра Большого театра А. Ш. Мелик-Пашаев утверждал, что впервые за всю свою карьеру в лице Г. Вишневской он познакомился с исполнительницей, способной выразить все нюансы творческого замысла композитора.
В октябре 1964 года труппа миланского театра "Ла Скала" побывала в Москве, а затем Большой театр впервые в своей истории выехал на гастроли в Милан. Вишневская пела в операх "Пиковая дама" и "Война и мир". Во время этих гастролей дирекция театра "Ла Скала" предложила Вишневской спеть в их труппе партию Лиу в "Турандот". Вишневская наперекор желанию нового руководства Большого театра согласилась, и в 1965 году состоялся ее дебют в миланском театре. Певица выступила с итальянской труппой и имела бешеный успех. В конце одной из арий она постепенно заглушила высокую ноту, чтобы у публики сложилось впечатление, будто это все, но в последний момент закончила петь во всю силу своего голоса. Зал застонал. Как сказал потом директор театра, у него было впечатление, будто из туннеля вырвался паровоз(изданная на компакт-дисках трансляционная запись спектакля 1964 года театра “Ла Скала”, ”Турандот”, Дж. Пуччини, где она выступила вместе с Франко Корелли и Биргит Нильсон, зафиксировала её триумфальный успех в партии Лиу). Вишневская выступала и записывалась с крупнейшими дирижёрами: Гербертом фон Караяном, Отто Клемперером, Игорем Маркевичем, Германом Абендротом, А. Ш. Мелик-Пашаевым, Б. Э. Хайкиным и другими. Была партнершей выдающихся певцов: за рубежом - Дитрих Фишер-Дискау, Пласидо Доминго, Николай Гедда. Со временем она стала одной из первых советских оперных певиц, добившихся признания на мировой оперной сцене.
Вместе с Ростроповичем Вишневская вошла в круг друзей Шостаковича, стала первым интерпретатором многих его вокальных сочинений, посвященных ей, и это ввело ее имя в историю советского композиторского творчества. Вишневская так же исполнила главную роль в фильме-опере "Леди Макбет Мценского уезда" (реж. М. Шапиро).Галина Павловна вспоминает съемки в своей автобиографической книге: "Снимали фильм около восьми месяцев... В первых числах сентября съемки были закончены, и вдруг хватились, что не снят крупный - финальный! - план: тонущих Катерины и ее соперницы Сонетки. Всю сцену мы сняли в городе Николаеве под Одессой, на широкой реке, где я уже"утопилась". Теперь же нужно было лезть в воду Финского залива под Ленинградом, когда температура воды восемь градусов по Цельсию. На крупный план дублершу не поставишь, но не лишать же фильм сильнейшего эпизода... Кстати, его, такого яркого в повести Лескова, в сценарии фильма не было, чтобы еще раз не подчеркивать жестокость характера героини, но я настояла, чтобы его включили. Теперь нужно было рискнуть принять ледяную ванну. Начинался кадр с гладкой поверхности воды, из которой вдруг появляются, казалось бы, уже утонувшие Сонетка и Катерина. Увидев уплывающую от нее соперницу, Катерина догоняет ее, наваливается на нее всем телом и снова увлекает ее с собою под воду. Снимали на большой глубине, и на специальном плоту рядом с киноаппаратурой стояли в полной готовности четверо профессиональных спортсменов-пловцов, чтобы кинуться нам на помощь, спасать, если что-то случится. Намазали нам тело жиром, надели толстое шерстяное белье. Когда мы обе, в тяжелой арестантской одежде, в платках, плюхнулись в ледяную воду, ощущение было жуткое... Холод продирал до костей, намокшая толстая шинель, как камень, тянула ко дну... Пришлось несколько раз репетировать: нужно было уйти под воду и сосчитать про себя - ей до пяти и вынырнуть на поверхность, мне же до десяти и тоже вынырнуть, затем догнать ее, и уже с нею вместе снова уйти под воду, и снова считать до десяти... Для оперной певицы эпизод не такой уж простой! Наконец, сняли первый дубль. - Вылезайте скорее, нужно камеру перезаряжать. - Если вылезу, то никакие силы обратно меня в воду не загонят - будем в воде ждать... Скорее! Уцепившись руками за плот, мы старались не шевелиться, чтобы под одеждой не менялась вода. Наконец, сняли второй дубль. Мы пробыли в воде сорок минут, и съемки "Катерины Измайловой" закончились".
В 1961 году, концертируя в Лондоне, Вишневская познакомилась с английским композитором Бенджамином Бриттеном. Ему настолько понравилось выступление Вишневской, что специально для нее он прописал партию для сопрано в своем "Военном Реквиеме".В Монако в театре у княжеского дворца она исполняла под аккомпанемент Ростроповича программу романсов и арий. В январе 1975 года Ростроповича и Вишневскую пригласили на гастроли в Израиль.Галина Вишневская награждена самыми престижными мировыми премиями за неоценимый вклад в мировое музыкальное искусство, в том числе - Международной премией Джаккомо Пуччини, многочисленными наградами Правительств разных стран: медалью "За оборону Ленинграда" (1943), Орденом Ленина (1971), Алмазной медалью города Парижа, Орденом "За заслуги перед Отечеством" III степени (1996 г.). Галина Вишневская - Grand-officier Ордена литературы и искусства (Франция, 1982), Кавалер Ордена Почетного Легиона (Франция. 1983), Почетный гражданин города Кронштадта (1996). За огромный вклад в российскую культуру и в связи с 60-летием творческой деятельности, отмечавшимся 1 сентября 2004 г., Галина Вишневская была награждена Орденом Святой равноапостольной княгини Ольги Русской Православной Церкви и Орденом Петра Великого Академии МВД. Доктор гуманитарных наук honoris causa Ривер-колледжа (Нашуа, Нью-Хемпшир, США). Почетная степень доктора музыки Гамильтонского колледжа. Доктор музыки университета Сент-Лоуренс (Кантон, штат Нью-Йорк, США). Вишневская - почетный профессор Московской консерватории.