Обучение в музыкальных школах страдает, главным образом, от переизбытка тренировочного материала, осваиваемого учениками для развития техники. При этом результаты, достигаемые от многочасовой ежедневной игры этих произведений, не соответствуют затраченому времени. Кроме того, от такого подхода страдает музыкальность учеников. Ошибки здесь состоят в том, что, с одной стороны, педагоги не учат упражняться правильно; с другой стороны, дается много давольно бесполезного материала, и слишком мало времени остается на освоение репертуарных произведений. Несколько же произведений, предназначенных для публичного исполнения, наоборот, обычно отрабатываются до чрезмерности, поскольку служат скорее поддержанию репутации педагога, чем прогрессу ученика.
Поэтому, прежде всего, количество тренировочного материала должно быть ограничено, и он должен быть заменен такими упражнениями, которые бы за более короткий срок обеспечили бы те же результаты. Упражнения для пальцев при этом более предпочтительны, чем произведения, поскольку не требуют времени для запоминания, и могут легко играться по памяти, так что все внимание ученика будет сосредоточено на правильности исполнения, а не на правильности нот.
После подготовительных этапов обучения необходим и достаточен продуманный набор из произведений Иоганна Баптиста Крамера и Анри Бертини; позднее-подборка "Gradus ad Parnassum" Муцио Клементи. Все остальное, даже Черни, избыточно, там нет ничего, чего нельзя достигнуть упражнениями для пальцев. Этюды Шопена и Листа, напротив, принадлежат к категории концертных произведений и играют важную роль на более позднем этапе обучения, так же как "Двухголосные и трехголосные инвенции" Баха в сочетании с произведениями Крамера и Бертини и "Хорошо темперированный клавир" Баха в сочетании с произведениями Клементи.
Убрав ненужные этюды, можно сохранить время для репертуарных произведений. И это время можно потратить еще лучше, если доводить до вполне завершенного состояния лишь некоторые из них.Учитель уже должен быть удовлетворен, если ученик играет произведение в правильной и ясной манере, пускай несовершенно. Такой подход принесет пользу ученику в долгосрочной преспективе, поэтому чувство стиля развивается только от достаточного знакомства с большим разнообразием музыкальной литературы.
Познакомиться с большим разнообразием музыкальной литературы можно только читая с листа. Я немогу выразить словами, как важно учиться чтению с листа и начинать читать с листа как можно раньше. При этом нужно играть произведение с листа не один раз, а несколько, чтобы хорошо с ним ознакомиться. На это могут возразить, что частое чтение с листа ведет к поверхностному, неточному исполнению, но это можно компенсировать, устанавливая более высокие планки качества для тщательно подготавливаемых произведений и упражнений. Чтение же с листа имеет преимущества, о которых, к сожалению, многие и не догадываются: помимо музыкального кругозора и упоминающегося чувства стиля, чтение с листа ведет к быстрому развитию техники, потому что в пальцах появляются ловкость и уверенность.
Чем меньше времени отводится на чисто технические упражнения, тем более важно заниматься ими с полной концентрацией внимания. Совершенно бесполезно играть упражнения в бездумной механистической манере. Даже в простейшем упражнении все внимание должно быть сосредоточено на работе пальцев и правильности звучания, каждая нота должна играться осознанно.Нужно тренировать не столько пальцы, сколько через работу пальцев тренировать мозг.
Среди упражнений для пальцев есть несколько сборников, представляющих большой интерес. Они, одинаково, содержат слишком много упражнений, практическая ценность которых спорна. В сборнике Донаньи приведены упражнения в очень сжатой форме, но с таким полным охватом навыков, какой только возможен. Помимо учащихся, которым упражнения помогут достигнуть уверенной техники, сборник будет полезен и для сформировавшихся пианистов, которым он поможет совершенствовать и поддерживать уже обретенную технику. Многие упражнения здесь новые, хотя не претендуют ни на красоту, ни на оригинальность. Надеюсь, тем не менее, что они докажут свою полезность.
Эрне Донаньи (Будапешт, июнь 1929 г.) перевод Ярослава Васильева.
Вот с такого предисловия начинается сборник упражнений Эрне Донаньи, написано на мой субъективный взгляд очень интересно, не смотря на то, что датировано вышесказанное 1929 годом, актуальности данный текс не утратил и по сей день. На мой взгляд с умозаключениями Э.Донаньи было бы хорошо ознакомиться молодым педагогам, для более глубокого анализа своей педагогической деятельности, и методики преподавания дисциплин ( дабы не отбить, особенно у начинающих музыкантов, желания обучаться музыки). А так же для исполнителей, для более грамотного распределения тренировочного времени, и составления более структурированного плана занятий.