Кватроченто (XV в.) характеризуется прежде всего возрождением классического искусства (греческого и латинского) в изобразительном искусстве, архитектуре и литературе. Однако из-за отсутствия документов о музыкальной греческой Античности и, следовательно, модели о подобном возрождении в области музыки говорить нельзя. По этой причине начиная с XIV в. музыка продолжала развиваться по пути умножения и расширения формальных направлений полифонии. Лишь к концу XVI в., когда общее возрождение постепенно стало утрачивать свой ореол, в музыке со становлением так называемой франко-фламандской школы, или бургундско-фламандской школы в Италии, наступило определенное возрождение классического направления.
Вокальная музыка: фламандская школа
Фламандская школа как музыкальное направление, господствовавшее в эпоху Возрождения и возникшее в областях Северной Франции и современной Бельгии, развивалось примерно с 1450 г. и до конца XVI в. Специалисты насчитали шесть поколений авторов между двумя последовательными крупными этапами развития этого направления: бургундско-фламандским и франко-фламандским. Представители обоих этапов были родом из Фландрии, но школа в целом носила интернациональный характер, поскольку деятельность музыкантов в большинстве случаев протекла в иностранных государствах и их стиль быстро распространялся по всей Европе. Часто фламандскую школу называют нидерландской, обобщая бургундское, фламандское, франко-фламандское и англо-франко-фламандское направления. Уже с начала XVI в. новый язык вызвал широкий отклик во Франции, Германии, Италии, Англии и Испании и определил рождение в отдельных странах новых форм и стилей, в которых отразились отдельные национальные традиции. Однако во второй половине XVI в. эти же франко-фламандские музыканты уже вынуждены были находиться не только в состоянии противостояния с крупнейшими представителями отдельных европейских музыкальных традиций (в Италии, например с такими авторами, как Лука Маренцио, Дж. Палестрина и К. Монтеверди), но и следовать их вкусу и стилю.
Несмотря на сложность и разнообразие стилей и выразительных средств, свойственных фламандской школе, все же можно выделить типичные и своеобразные явления, например создание стиля, основанного на идеальной равноценности всех частей ткани контрапункта (Жоскен Депре) и на использовании строгой имитации в качестве средства придания органичности структуре сочинения. Применение сложнейших способов контрапунктирования укладывается в эстетическую концепцию фламандской школы. Композиторы этого направления создали новый полифонический стиль – так называемый строгий стиль. Ведущие жанры школы – месса, мотет, полифонический шансон, мадригал, фроттола, вилланелла, канцонетта. Принципы полифонической композиции, выработанные композиторами школы, стали универсальными для последующих поколений. К фламандской школе относятся некоторые крупнейшие европейские музыканты XV – XVI вв. Это Йоханнес Окегем, Якоб Обрехт, Хенрик Изак, Жоскен Депре, Пьер де Ла Рю, Жан Мутон, Адриен Вилларт, Николя Гомберт, Якоб Аркадельт, Филипп де Монте, Якобус де Керле, Орландо ди Лассо, Жьяш де Верт, Жакоб Реньяр, Джованни Маке.
Гийом Дюфаи
Глава школы бургундско-фламандского направления Гийом Дюфаи (около 1400 – 1474, Камбре) мальчиком пел при кафедральном соборе в Камбре; в 1420 г. обосновался в Италии и поступил на службу в семью Малатеста в Пезаро и в Римини; затем 1428 по 1433 г. пел в папской капелле в Риме, потом во Флоренции и Болонье, где из-за волнений укрывался папа; с 1437 по 1444 г. состоял на службе при дворе Людовика Савойского и, наконец, вернулся в Камбре. Дюфаи, человек большой культуры, изучив и применив на практике все современные ему достижения музыкального искусства, осуществил впервые синтез строгой техники и гармонической ясности и мелодической напевности. В его творческом наследии 9 полных месс, 32 мотета, гимны, антифоны и 37 фрагментов мессы. Его юношеские мессы (Missa Sanoti, Missa Sanoti Antonii Viennensis) составлены по типу 3-голосной мессы, в которой верхний голос мелодически преобладает над двумя нижними. Однако начиная с мессы Missa Caput (около 1440 г.) и в следующих мессах Se la face ay pale, L’homme arme, Ave Regina caelorum и Ecce anoilla Domini композитор использует cantu firmus (лат. – буквально прочный напев), в котором различные разделы ординария разработаны на теме общей мелодии, заимствованной из григорианского или внелитургического репертуара или сочиненной заново. По изяществу мелодии, мастерству полифонической обработки месса Ave Regina caelorum является его лучшим произведением.
В священных и хвалебно-политических мотетах Дюфаи идет по пути своих предшественников как в отношении многообразия текстов, так и в отношении изоритмии, впрочем не являющейся исключительной в сочинениях мотетов бургундского композитора, предпочитающего порой более свободный стиль в дисконте (практика возвратного движения, когда один голос идет вверх, а другой вниз). Из самых известных мотетов следует назвать Vasilissa ergo gaude (посвященный Клеофу Малатесте), Apostolo glorioso (для освящения Сант-Андреа в Патрасе, где Малатеста был архиепископом), Ecclesiae miliantus (для возведения на папский престол Евгения IV в 1431 г.), Nuper rosarum flores (для освящения Флорентийского собора в 1486 г.).
Chanson, отличающиеся обилием укрощений, писались обычно для 3 голосов; 2 верхних голоса вели мелодическую линию, а нижний ее гармонически поддерживал. Здесь явно преобладают сочинения о любви в форме баллад, рондо или виреле (Adieu m’amour, Se la face ay pale, Resvelons nous, Bon jour, bon mois, Ce moys de mai, Mabelle dame souveraine,Mon chver amy); некоторые канцоны сочинены на итальянском языке: Dona y ardenti ray, Donna gentil, La dolce vista и изумительная канцона Vergine bella на слова Франческо Петрарки.
Йоханнес Окегем
Йоханнес Окегем (около 1420/25 Тремонде, Фландрия – 1497, Тур) свыше 40 лет служил в капелле французского короля. Пользовался большим уважением и признанием; был казначеем аббатства Сен-Мартен в туре, т.е. занимал один из самых высоких постов в королевстве, пользовался многими привилегиями, в том числе и финансовыми.
Считался современниками ведущим композитором и является центральной фигурой второго поколения фламандской школы, последовавшего за Г. Дюфаи и предшествовавшего Ж. Депре (написавшего на смерть Окегема знаменитое Deploration, сожаление). Окегем – представитель полифонии строго стиля. Он обогатил технику сквозной имитации, утвердил полнозвучное 4-голосие в хоровом стиле a cappella (без инструментального сопровождения). В его творческом наследии 19 месс (только 10 из которых полных, в остальных же отсутствуют разделы ординария), Ordinarium missae, Requiem, дюжина мотетов, около 20 шансон, а также ,, Месса любого тона’’, допускающая исполнение от разных ступней звукоряда. Это говорит о том, что композитор строил свои произведения на математических расчетах.
Жоскен Депре
Жоскен Депре (около 1440, Вермандуа в Пикардии – 1521, Конде-сюр-л’Эско, Валенсьен), с 1459 по 1472 г. был певчим в Миланском соборе, позднее поступил в капеллу герцога Малеаццо Мария Сфорца, а с 1479 г., по всей вероятности, состоял на службе кардинала Асканио Сфорца (отсюда его прозвище Жоскен д’Асканио). С 1486 по 1494 г. он пел в папской капелле, а в 1503 г. поступил на службу к герцогу Эрколю I д’Эсте в Ферраре; затем обосновался во Франции и до 1515 г. служил при дворе Людовика XII; в последние годы являлся каноником-пребендарием в столице Конде. Был связан с габсбургским двором и с Маргаритой Австрийской, привившей в Нидерландах. Слава Жоскена Депре, которой он пользовался уже при жизни, оценивается по той частоте, с которой его имя встречается в печатных изданиях, особенно в первые два десятилетия XVI в., а также по сравнению, которое установил флорентийский писатель Козимо Бартоли между ним и Микеланджело Буонарроти.
Автор третьего поколения фламандцев, он открыл путь к новому пониманию текста, установив тесную взаимозависимость между словом и музыкой и связав строгую сложность конструктивных процессов с непрерывным поиском экспрессии.
Некоторые из 18 месс, содержащихся в его каталоге, сочинены в традиционной технике cantus firmus (Ave Maris stella, De heata Viroine, Missa di dadi, D’ung aulire amer, Faisant regretz, Gaudeamus, Hercules dux Ferrariae, La sol fa re mi, L’homme arme sextitoni L’homme arme super voces musicales, Pange lingua и др.).
Утонченная выразительность в творчестве Жоскена присуща мотетам (около 85), большая часть которых, видимо, относится к зрелому периоду, особенно это касается светских (примерно 70) сочинений. Среди его работ следует также отметить шансон, свободные от связи с так называемыми твердыми формами (forms fixes) (Adieu mes amours, Bergerette savoyenne, En l’ombre d’un buiss-onnet, Ma bouche rit, Mille regretz, Petite camusette) и фроттола в итальянском стиле (El grillo e buon cantore, Scaramella va alla Guerra, In te domine speravi). Особого внимания заслуживает красивейшее сочинение Deplorazione – сожаление по поводу смерти Йоханнеса Окегема на текст Молинета.
Николя Гомберт и Адриен Вилларт
Композитор XVI в. четвертого поколения фламандской школы Николя Гомберт (около 1500, Бругес? – 1556, Турне?) служил в частной капелле императора Карла V, которого сопровождал в длительном путешествии по Испании, Италии, Германии и Австрии. С 1640 г., вероятно, жил в Турне, так как был там каноником традиции фламандского контрапункта, ученик Депре, Гомберт достиг в своих произведениях (10 месс, около 160 мотетов, 8 магнификатов, примерно 60 шансон) высочайшего технического и выразительного уровня, оказав сильное влияние на современных ему композиторов и композитором следующих поколений. Его стиль характеризуется непрерывной имитацией и почти постоянным участием всех голосов. Для духовного творчества Николя Гомберта типичен строгий и лаконичный стиль, оно гораздо выше по уровню, чем светские произведения композитора.
Адриан Вилларт (около 1490, Бругес – 1560, Венеция), уроженец Фландрии, был в Италии певчим сначала в Феррари при дворе герцога Альфонса I д’Эсте, затем в Милане в капелле архиепископа Ипполита II д’Эсте и, наконец, капельмейстером в капелле собора Св. Марка (с 1527 г. до смерти). В эти неполные 35 лет служения в Венеции к его композиторской деятельности добавилась педагогическая практика: впервые в Италии он начал обучать фламандской технике, сгруппировав вокруг себя настоящую школу. В области духовной музыки он написал 9 месс и более 850 мотетов, в сочинении которых он показал себя настоящим мастером, знатоком всех известных методов: помимо привязанности к фламандской традиции (cantus firmus, сочинение канонов), он проявлял интерес к итальянской светской музыке и ко всем приемам полифонической записи. В его псалмах Salmi spezzati (1550 г.) при 8-голосном пении поражает эффект противопоставления двух хоров. Из учеников Вилларта большим авторитетом пользовались К. Роре, его преемник в соборе Св. Марка, автор 5 месс, 87 мотетов, Passione secondo S. Giovanni, 116 мадригалов, а также Дж. Царлино, также капельмейстер собора Св. Марка, педагог и композитор, известный прежде всего по трактатам о гармонии, А. Габриели.
Орландо ди Лассо
Сведений о музыкальном образовании Орландо ди Лассо или Ролана де Лассю (1530/32, Монс, Нено – 1594, Монако) не сохранилось. Неизвестны имена его учителей, но ясно, что он был знаком с крупными музыкантами своего времени и находился под влиянием их творчества. Мальчиком он был певчим у вице-короля Сицилии Ф. Гонзаги. Затем оказался в Неаполе (с 1549 г.) и, наконец, в качестве капельмейстера капеллы собора Св. Иоанна в Латерано в Риме. После путешествия на родину, а также в Англию и Францию Лассо обосновался в 1557 г. в Мюнхене сначала в качестве тенора в капелле герцога Альберта V Баварского, а затем в 1562 – 1563 гг. в качестве капельмейстера. Сопровождая герцога в путешествии по Европе, Лассо попутно изучал музыкальный опыт композиторов других стран, пользуясь благосклонностью крупных дворах.
Его огромное творчество охватывает почти все музыкальные жанры эпохи, он сочинил 700 мотетов, 58 месс, чуть менее 200 мадригалов, 33 вилланеллы, более 90 немецких Lied, около 150 шансон. Лассо пользовался привилегией печати уже с момента написания своих первых сборников мотетов, опубликованных в 1556 г. в Анвере (Антверпен); I книга мадригалов на 5 голосов была издана в Венеции А. Гардаго еще в 1555 г. В творчестве Лассо можно обнаружить следы синтеза фламандской, итальянской и немецкой традиций. Вместе с Дж. П. Палестриной Лассо – фигура, возвышающаяся над своим поколением; в области духовной музыки первостепенное значение приобретает у него, по сравнению с мессой, мотет, написанный для 2 -8 голосов. В этом жанре Лассо удалось показать, что музыка может извлечь из текста сущность его выразительного материала, не подчиняясь ему. В совершенстве владея средствами мадригалов, он вновь со всей тонкостью своего искусства выделяет малейшие нюансы описательного и эмоционального значения текста. Результат такого мастерства можно оценить, проследив за хроматически утонченным гармоническим профилем произведений и ритмическими контрастами и оригинальностью и необычностью мелодических линий.
Его контрапунктический язык в каком-то аспекте предвещает речитативный стиль одноголосия, утвердившийся в следующее десятилетие после его смерти.
Формы вокального искусства в Италии: мадригал
Музыкальная жизнь Италии в течение XV и XVI вв. поддерживалась меценатством, осуществляемым просвещенными богатыми домами: Медичи во Флоренции, Эсте в Феррари и Сфорца а Милане. Покровители искусства из этих известных родов были движимы настоящей любовью и к самому искусству, и к артистам. Любовь эта проявлялась в экономической поддержке, предоставлении заказов, основании академий. Художественная жизнь при материальной поддержке кипела. В такой благоприятной обстановке наступил золотой век мадригала. В музыкальном плане этот расцвет стал важной предпосылкой для развития светской вокальной полифонии, уходящей своими корнями в местную традицию, а именно – для возникновения многоголосный песни фроттолы.
Фроттола
Вокальный жанр народного происхождения, сыгравший значительную роль в итальянской музыке XVI в., фроттола, называемая еще бардзелеттой или страмботто, пелась уже с конца XV в. Обычно она сочинялась для 4 голосов с простым ритмическим и мелодическим движением, с легко запоминающейся мелодией. Широко исполнялась фроттола при дворе Изабеллы д’Эсте в Мантуе, где ее расцвету способствовали М. Кара, Б. Тромбончино, М. Пезанти. Отсюда фроттола попала в другие родовые замки Италии. При своей всякой претензии на изысканность фроттола имела важное значение в том смысле, что поэтический текст легко сочетался с простой формой и живым ритмом. От профессиональной музыке фроттола переняла полифоническую запись, освободив ее от всякого интеллектуализма: вместо имитационного контрапункта во фроттоле использовались мелодии, основанные на точном ритме, непосредственно вытекающем из текста стиха. Предпочтение отдавалось ритму, в мелодия явно предназначалась для верхнего голоса, что еще четче проступало в переложениях для голоса и лютни.
Мадригал и его развитие
Мадригал Возрождения развивался примерно с 1530 г. он возник, когда фламандские маэстро, использовавшие контрапункт, оказались под влиянием итальянской фроттолы, основанной на аккордной гармонии с преобладанием верхнего голоса. В эпоху Возрождения в мадригале становится все теснее и глубже связь между словом и музыкальной: если в первых образцах К. Феста, Ф. Вердело, Я. Аркодельт не отказываются от поиска автономной композиционной гармонии музыки, то А. Вилларт, К. де Роре, Ф. де Монте, Орландо ди Лассо уже стремятся показать в своих мадригалах ,,оттенки’’ текста, используя для этого хроматизм, контрапункт, гармонию, тембр.
В своей истории мадригал достиг почти всех эстетических вершин, но примерно в середине XVII в. заканчивает свое развитие. Некоторые его характеристики (например, теснейшая связь между словесным и музыкальным размерами) перешли в другие формы, в частности в камерную кантату.
Апогей мадригала: Лука Маренцио
Лука Маренцио (около 1553, Коккальо, близ Брешии – 1599, Рим) жил преимущественно в Риме, сначала был на службе у кардинала Кристофора Мадруццо (1572 – 1578), а затем у Луиджи д’Эсте (1578 – 1585). В 1589 г. принимал участие в церемонии бракосочетания Фердинанда де Медичи с Кристиной ди Лорена во Флоренции. По этому случаю он сочинил две интермедии: La gara fra Muse e Pieridi и II combattimento poetico di Appolo. В этом же году Маренцио вернулся в Рим и поступил на службу к кардиналу Монтальто. В 1595 г. он перешел в подчинение польского короля Сигизмунда III, однако достоверных сведений о его пребывании в этой стране не сохранилось. В 1598 г. Маренцио находился в Венеции, а спустя год – в Риме (возможно, в качестве музыканта папской капеллы), где и умер. Слава Маренцио связана главным образом с сочинением мадригалов. Искусное использование сложнейшей записи контрапункта XVI в. способствовало нахождению новых средств художественного выражения. Маренци. Написал 419 мадригалов (составивших книгу песен на 4 голоса, 9 книг на 5 голосов, 6 книг на 6 голосов и другие тома); кроме того, ему принадлежат изысканные вилланеллы (118 в 5 книгах), которые, как и мадригалы, были широко известны за пределами Италии. Не менее значительно и духовное творчество Луки Маренцио (известны 77 мотетов).
Экспрессионизм и декламация: Джезуальдо
Карло Джезкальдо, князь Венозы (около 1560 – 1613, Неаполь) и племянник Карла Барромео со стороны матери, особенно прославился благодаря двум событиям: убийству молодой жены Марии д’Авалос, застигнутой со своим любовником Фабрицио Карафа в 1590 г., и второй женитьбе на Элоноре д’Эсте племяннице герцога Альфонсо II, в 1594 г. Перебравшись в Феррару, Джезуальдно поступил в единственную в эпоху Возрождения музыкальную академию, в которой работали Т. Тассо, Дж. В. Гуарини, Д. Лудзаски и Ж. де Верт. Композитор с прихотливым воображением и сугубо индивидуальным творчеством, Джезуальдо написал 6 книг мадригалов на 5 голосов (первые 4 были опубликованы в Феррари между 1594 и 1596 гг., 2 последние – в Джезуальдо близ Неаполя в 1611г.), 2 книги мотетов и книгу респонсориев; некоторые 6-голосные мадригалы были опубликованы в 1626 г. М. Эфремом; 5-голосные канцонетты Джезуальдо Ненна включил в свою 8-ю книгу мадригалов Ottavo Libro di Madrigali (1628). Мадригалы Джезуальдо характеризуются экспрессионистской направленностью, которая проявляется в непрерывном чередовании тени и света, в неожиданных хроматизмах, в резких сменах диссонансов; звуковыразительность в его произведениях представляется подчеркнутой декламационным вокальным стилем, что далеко как от опыта его современника К. Монтеверди.
Духовная вокальная музыка: Палестрина
Джованни Пьер Луиджи Палестрина (1525 -1594, Рим) пел в базилике Санта Мария Маджоре в Риме. В 1544 г. он служил органистом и учителем пения в соборе Палестрины. С 1551 г. работал в Риме в качестве педагога капеллы папы Юлия III, позже (1555) стал певцом Сикстинской капелле, но в этом же году был вынужден оставить пост из-за женитьбы. С 1555 по 1560 г. руководил капеллой базилики Сан Иоанна в Латерано и с 1561 до 1566г. в Санта Мария Маджоре. Прослужив некоторый период в Римской коллегии и у кардинала Ипполита д’Эсте, в 1571 г. вновь вернулся к руководству капеллой Санта Мария Маджоре, где оставался до смерти. В последние годы жизни Джованни Пелестрина занимался изданием своих сочинений (это дело продолжил его сын), так что его слава вышла за пределы родины и распространилась по всей Европе. Духовное наследие Палестрины включает 104 мессы (авторство остальных прописываемых ему вызывает сомнения), свыше 300 мотетов и многочисленные литургические песнопения (79 гимнов, 35 магнификатов, плачи, литании, 68 офферториев, Stabat Mater), весьма незначительно светское наследие: 140 мадригалов. В 1581 и 1594 гг. опубликовал две книги духовных мадригалов, вторая из которых называется Priego alla Vergine.
Стиль Палестрины
Вершиной творчества Палестрины являются мессы, в которых редко используются наиболее типичные методы фламандской полифонии, как-то : cantus firmus и канон; гораздо чаще композитор прибегает имитации и парафразе. В совершенстве владея полифоническим языком периода полного его расцвета в XVI в., Палестрина создал высокоразвитое полифоническое искусство, опирающееся на гармоническую основу.
Письмо франко-фламандской школы оттачивается до совершенства: большее внимание уделяется качеству и соразмерности тембра и звука вокального комплекса, достигаются простота, чистота и выпуклость декламации текста. В этом направлении Палестрина работал уже с 1560 г., когда ему было поручено привести духовную музыку в соответствие с решениями Тридентского собора (легендарным стало событие, когда знаменитая Месса папы Марчелло заставила участников собора, которое хотели отказаться от многоголосия, сохранить формы духовной музыки).
Стиль Палестрины, называемый еще ,,античным’’, являлся моделью для изучения контрапункта, а в XIX в. рассматривался цецилианским движением как ,,духовная музыка’’ высшей степени совершенства.
Классический размеренный стиль присущ и светски работам композитора (мадригалам), причем и в этом случае Палестрина избегал тревожащих углубленных поисков, к чему стремились другие композиторы позднего Чинквеченто.
Венецианская музыка: А. и Дж. Габриели
Согласно документам, музыкальная жизнь в Венеции была сосредоточена в капелле собора Св. Марка, в которой работали органисты и при которой была создана певческая школа. В музыкальном отношении Венеция в XVI в. была крупным центром, привлекавшим ведущих музыкантов; там же жили солидные музыкальные издатели (Петруччи, Скотто, Джордано). Из музыкантов в этот период в Венеции работали фламандцы А. Вилларт, руководивший герцогской капеллой с 1527 по 1562 г., и Ф. Вердело. Из наиболее знаменитых музыкантов следует назвать венецианца Габриели.
Андреа Габриели
Сведения о первом этапе жизненного пути Андреа Габриели, органиста и композитора (около 1510/33 – 1585, Венеция), противоречивы. По всей вероятности, он был учеником А. Вилларта. В 1564 г. Габриели унаследовал должность второго органиста от Аннибале Падовано в соборе Св. Марка, а в 1585 г. стал главным органистом после К. Меруло, получив должность, которую ему учтиво уступил племянник Джованни, выигравший конкурс. Габриели пользовался огромной славой в Европе благодаря своим международным связям и распространению сочинений в печати (6 месс, свыше 130 мотетов, около 170 мадригалов, примерно 70 инструментальных сочинений и др.). Кроме многочисленных итальянцев, в Венецию к Габриели приезжали учиться немецкие и голландские музыканты, например Х.Д. Хаслер и Г. Айхингер; также у него учился Я. П. Свелинк.
Андреа Габриели считается создателем венецианской много хоровой школы, названной так из-за широкого использования переработан Габриели, часто вводившим солирующие голоса и инструменты (смычковые и медные духовые), усиливаемые аккомпанементом двух органов. Крупные много хоровые сочинения (с разделенными хорами) содержатся в сборнике, опубликованном в 1587 г. (Concerti – концерты). В нем же содержатся аналогичные работы его племянника Джованни. В много хоровом стиле Габриели написал также не мало светских сочинений, в том числе хорошо известное Battaglia per sonar d’iestrum enti a fiato (,,Битва за исполнение на духовых инструментах’’; сохранилась посмертная обработка 1587 г., транскрипция La guerre - ,,Война’’ – К. Жанекена).
По сравнению с вокальной инструментальная музыка в творчестве Габриели имеет меньшее значение, но ее виртуозная техника послужила одной из предпосылок для развития композиторского стиля Дж. Фрескобальди. А. Габриели опубликовал книгу 6-голосных месс (1572), 2 книги мотетов на 5 голосов (1565) и на 4 голоса (1576), книгу псалмов Давида на 6 голосов (1583), 7 книг 3 – 6 -голосных мадригалов, 6 книг сочинений для клавишных инструментов и многочисленные вокальные произведения светского и духовного содержания. Посмертно был опубликован сборник хоров для трагедий Софокла ,,Эдип-царь’’, переведенных О. Джустиниани и исполненных по случаю открытия театра Олимпико, построенного в г. Виченца по проекту А. Палладио (1585).
Джованни Габриели
Джованни Габриели (около 1554/57 – 1612, Венеция) – племянник и ученик Андреа, после которого он стал в 1586 г. первым органистом в соборе Св. Марка, сохранив должность до самой смерти. О его жизни известно немного: имеются свидетельства, в прочем спорные, что с 1575 по 1579 г. он мог служить в Монако. В свое время Габриели был известен во всей Европе и, как дядя, принимал в свою школу музыкантов, становившихся впоследствии известными (среди них Г. Шютц). Кроме того, контактировал с Г.Л. Хаслером, однако не был лично знаком с М. Преториусом, который широко рекламировал музыку Габриели в своем трактате Syntagwa musica.
Джованни следовал направлениям, разработанным дядей, но оказался большим новатором, особенно в области инструментальной музыки. В его канцонах да сонар (инструментальные пьесы) число голосов изменялось от 6 до 20 (он первым использовал слово соната): наиболее известна его соната Sonata pian e forte (1597). Меньшее значение имеют сочинения для органа. В вокальных светских и духовных сочинениях он продемонстрировал более высокую технику, по сравнению с техникой Андреа. Из сборников в печати появилась две Sacrae Symphoniae (1597 и 1625). В сборниках содержатся 44 и 32 сочинения соответственно.
Немецкая национальная музыка
Национальную немецкую музыку характеризует такое явление, как Lied (песня). В монодийном творчестве миннезингеров использовались народные мелодии духовные характера, которые могли бы быть трансформированы в лютеранский хорал. Именно к истории Lied, прошедший разные стадии развития, относится становление в XV – XVI вв. музыкально- поэтической школы майстерзанга (пение мастеров), появившейся уже в конце XIV в. Деятельность мейстерзингеров, протекавшая в городских корпорациях, регулировалась скрупулезно разработанным церемониалом и комплексом жестких норм (входивших в сборник, называемый ,,Табулятором’’), устанавливающих малейшие детали сочинения текстов и мелодий. Одним из самых знаменитых мейстерзингеров, во многом благодаря опере Рихарда Вагнера ,,Нюрнбергские мейстерзингеры’’, был Ганс Сакс (1494 – 1576), сочинивший более 6000 песен.
Во второй половине XV в. возник жанр полифонической немецкой песни (Lied), достигший полного расцвета в Чинквеченто (также благодаря распространению через печать). Эта форма вдохновляла на многие полифонические разработки лютеранского хорала. Первыми немецкими полифонистами в XV в. обычно называют Адама фон Фульда и Генриха Финка, тяготевших к фламандским образцам. Большое значение имела деятельность австрийца Г. Хофхайнера, органиста Максимилиана I и фламандца Г. Изака. Выделяются так же фигуры Т. Штольцера и особенно швейцарца Л. Зенфля.
Протестантская Реформация XVI в. определила появление хоралов и заложила основу для разработки чисто немецких литургических форм музыкантами, остававшимися под влиянием фламандской школы.
Во второй половине века доминирующей фигурой был Орландо ди Лассо, служивший при мюнхенском дворе: через него возрастало влияние итальянской школы, он способствовал распространению мадригала, канцонетты, вилланеллы и полифонического стиля. В этот период наиболее значительными были такие музыканты, как Леонгард Лехнер и Ганс Лео Хаслер. Последний, как позднее и А. Преториус, И. Эккард, Якоб Хандель и др., внес заметный вклад в распространение в Германии венецианского полихорального стиля.
Французская национальная музыка
Изменения, происходившие в области французской музыки той эпохи, трудно отделить от профиля бургундской-франко-фламандской школы. Тем не менее нельзя не обратить внимания на новизну французской шансон, создание которой приписывают Ж. Беншуа; речь идет о новом жанре полифонической канцоны, на которую повлияли достижения Ф. Ландини в Италии и Д. Данстейбла в Англии. В XVI в. в блеске французского двора работали Клоден Сермизи и Клеман Жанекен, крупнейшие представители нового жанра, пользовавшегося всеобщей известностью (в том числе благодаря распространению нотопечатания). Канцона была вне конкурса, и только в конце XVIв. ее вытеснили водевилем (от которого произошел air de cour - придворный стиль), бержеретта, шансонетка.
С распространением новых танцев появился также обширный репертуар сочинений для лютни, создаваемых по схеме air de cour; одновременно быстро разрасталась органная музыка (Ж. Титлуз и Г. Костеле), которая дала начало развитию клавишных инструментов. Наконец, нужно упомянуть о появлении балета, пришедшего во Францию с постановкой Ballet comigue de la Royne, осуществленной в 1581 г. импресарио, хореографом и композитором итальянского происхождения В. Бальтадзарини.
Английская национальная музыка
Значительный расцвет полифонии в XII – XIII в. увенчался в эпоху Возрождения творчеством Джона Данстейбла (около 1380 – 1453, Лондон), который работал преимущественно за границей и оказал заметное влияние на представителей франко-фламандской школы. Г. Дюфаи и Ж. Беншуа. Данстейблу удалось объединить письмо французского Ars nova (с его сложным контрапунктом и ритмом) с английскими традициями. Из его творений до нас дошло около 60 работ, в том числе 2 мессы, 14 разделов мессы, 28 мотетов и 5 шансон (из которых весьма известная O Rosa bella). Его достойным последователями были Л. Пауэр и Р. Ферфакс, автор духовной музыки (на латинский текст) и легких светских пьес (на английский или французский тест), а также Дж. Тавернер. Таким автором, как К. Тай, Т. Таллис и Р. Уайт, удалось обособить музыкальные формы, ставшие типичным для реформированной английской литургии (антем, сервис-служба и др.).
С воцарением королевы Елизаветы I настал период расцвета английской музыки. Последняя поощрялась при дворе самой повелительницей, поддерживавшей контакты с современными итальянскими школами, на принципах которых создавалось большинство английских мадригалов: сначала ayre (ария, родственная канцонетте и итальянской фроттоле), затем кетч (качча) и гли (glee – песня).
Уильям Берд
Уильям Берд (?1543 – 1623, Стондон Масси, Эссекс) был органистом в соборе Линкольна и в королевской капелле Елизаветы I Английской. В 1575 г. вместе с Т. Таллисом он добился монополии на нотопечатание в Англии сроком на 21 год. Уильям Берд, несомненно, самый крупный английский композитор начала XVII в., писавший в стиле, более близком к фламандской традиции, чем к итальянской. В 1575, 1589 и 1591 гг. Берд выпустил 3 книги Cantiones Saccrae (Священные песнопения). В первой книге содержатся только сочинения Таллиса. Затем в 1605 и 1607 гг. появляются две книги Gradualia; три мессы, вероятно относящиеся к периоду 1592 – 1595 гг., которые характеризуются богатой и плотной полифонической тканью.
Стиль Берда отличается гибким письмом и пронизан стремлением к сдержанности и краткости. Приверженность, католической церкви не мешала Берду сочинять музыку для англиканского культа: ему принадлежат Great Service (Большая Служба – одна из лучших работ), Short Service (Малая Служба), дюжина полнозвучных антемов и многое другое. Из светской музыки можно назвать тома ,,Псалмы, сонеты и песни’’ (Psalmes, sonets, e Songs of Sadness and pietie, 1589), сочинения на религиозные и моральные темы, не предназначенные для литургического использования, а также Songs of Sundrie natures (1589, разные песни). Большой интерес представляет также инструментальное наследие, включающее фантазии, танцы, вариации, описательные фрагменты для вёрджинела, несколько пьес для консорта и виол.
Испанская национальная музыка
Свидетельства о полифонической музыке XIII – XIV вв. содержатся в Codice de las Huelgas, однако о сочинениях первой половины XV в. ничего не известно. Тем не менее во второй половине XV века музыка бурно развивалась: появились духовные произведения вильянсикос и романсы Хуана де Энсины (1468 – 1529), а также сочинения других композиторов, составившие известный ,,Дворцовый сборник’’ (,,Кансьёнеро де Паласио’’) и другие сборники. Крупнейшие личности Чинквеченто Кристобаль де Моралес (около 1500 – 1553), Томас Луис де Виктория и Франсиско Герреро (1528 – 1599) – один из лучших представителей духовной вокальной музыки Европы XVI в. Большое значение имела также музыка для органа Антонио де Кабесона (1528 – 1566). Богатые орнаментикой сочинения для виуэлы писали Луис Милан (около 1500 – после 1561), Луис де Нарваэс (около 1500 – после 1555), Алонсо де Мударра (около 1508 – 1580) и многие другие.
Томас Луис де Виктория
Томас Луис де Виктория (около 1550, Авила – 1611, Мадрид) был послан в Рим для обучения в Колледжо-Джерманико. Его учителем, возможно, был Дж. П. Палестрина. В 1569 г. Томас Луис де Виктория был назначен органистом и вице-капельмейстером в капелле Санта Мария ди Монсеррато. С 1573 по 1578 г. он служил в римской семинарии и в церкви Св. Аполлинария. В 1575 г. принял духовный сан. В 1579 г. поступил на службу к императрице Марии. С 1596 по 1607 г. Луис де Виктория был капелланом мадридского монастыря Дескальсас Реалес. Автор исключительно духовных сочинений, Томас Луис де Виктория написал 20 месс, 50 мотетов. Лучшими композитор считал Officium Hebdomadae Sanotae для 4 – 8 голосов (1585) и Officium Defunctorum для 6 голосов (1605). Серьезный возвышенный стиль он соединял с большой эмоциональной выразительностью, что сделало его великим испанским полифонистом XVI в.