Эйтор Вила Лобос (1887-1959) по праву считается одним из ярчайших представителей бразильской национальной музыкальной культуры. Его значение для мирового искусства связано с открытием бразильского фольклора и соединением его с классической европейской музыкальной традицией, своего рода «открытие» Бразилии для Европы. В своих сочинениях композитор сумел воссоздать обобщенный колоритный и поэтичный образ своей страны.
Творческое наследие Вила-Лобоса огромно. Им написано 9 опер, 15 балетов, 20 симфоний, 18 симфонических поэм, 9 концертов, 17 струнных квартетов; 14 «Шорос» (1920-29), «Бразильские бахианы» (1944) для инструментальных ансамблей, множество хоров, песен, произведения для детей, обработки фольклорного материала – всего свыше тысячи самых разнообразных сочинений. Исследователи насчитывают около 1500, так как ряд его произведений по-прежнему остаются неопубликованными и не каталогизированы. Одним из лучших его творений считается цикл «Бразильские бахианы», в котором необычайно органично переплетаются национально-бразильская музыкальная основа и классическая форма европейского искусства.
Интерес к творчеству Э. Вила-Лобоса проявили не так много отечественных исследователей. В основном, материалы об этом композиторе, сведения из биографии, документы и анализы сочинений содержатся в работах европейских исследователей, особенно «земляков» Вила Лобоса – бразильских исследователей. Уже «классикой» стал труд Васко Мариза «Эйтор Вила Лобос. Жизнь и творчество». Также ценной является большая статья П.А. Пичугина «Эйтор Вилла-Лобос и бразильская национальная музыкальная культура», которая содержит выдержки из исследований иностранных авторов и дает представление об Э. Вила Лобосе в широком культурном контексте. В 1983 году была защищена диссертация Федотовой В.Н. «Творчество Эйтора Вила-Лобоса как представителя бразильской музыкальной культуры» (Государственный институт искусствознания, Москва).
Творчество Вила Лобоса неоднородно по стилю, на протяжении творческого пути композитор испытывал влияние различных направлений и стилей, однако самое сильное влияние на его музыку оказал импрессионизм. В лучших сочинениях передан национальный колорит через претворение ладовых, гармонических, ритмических, жанровых особенностей бразильского фольклора. Сам композитор говорил о себе: «Я не фольклорист. Фольклор меня не заботит. Моя музыка такая, какая есть, ибо именно так я ее чувствую. Я не охочусь за темами. Я пишу свои произведения как чистую музыку. Я отдаюсь на волю своего темперамента. Мою музыку находят слишком бразильской! Это прежде всего потому, что она отражает бразильское мироощущение. Это есть и мое мироощущение; у меня не могло бы быть иного... Почти все мои музыкальные темы — моего собственного сочинения» . Сочинения Вила Лобоса еще при его жизни завоевали широкую популярность не только в его родной Бразилии, но и за ее границами.
Кратко обозначим основные события жизненного и творческого пути этого Э. Вила Лобоса.
Отец композитора был широко образованным человеком и привил сыну любовь к музыке, давая ему базовые уроки игры на кларнете и виолончели. Начальное музыкальное образование Эйтор получил, посещая музыкальные классы в колледже св. Петра в Рио-де-Жанейро, а затем продолжил обучение в Национальном музыкальном институте. Однако полного законченного музыкального образования Вила Лобосу так и не удалось получить, так как ему рано пришлось задуматься о заработке в связи с тяжелым финансовым положением его семьи. После смерти отца Вила Лобос зарабатывал на жизнь, работая аккомпаниатором в немом кинотеатре, играл в уличных оркестрах, а затем был скрипачом в оперном театре.
Музыкальное будущее его было предопределено. Еще в детстве Вила Лобос много общался с народными музыкантами, играя в небольших уличных ансамблях – шоро. Благодаря этому у него проявился глубокий интерес к национальному фольклору, который он впоследствии перенес в свою музыку. С целью сбора и изучения музыкального фольклора, народных обрядов, сказок, легенд Вила-Лобос принял участие в фольклорной экспедиции в 1904-1905 гг., а затем в 1910-1912 гг.
Влияние бразильской народной музыки отчетливо сказалось на первом крупном произведении Вила-Лобоса – «Песни сертана» для камерного оркестра (1909). Знаменательным для музыканта стало знакомство с композитором Д. Мийо и пианистом Артуром Рубинштейном. С Рубинштейном Вила Лобоса связывала многолетняя творческая дружба, для этого пианиста композитор сочинил целый ряд фортепианных сочинений («Грубая поэма», некоторые номера из первой сюиты «Семья малыша»).
В 1912 году Вила Лобос взял в жены пианистку Лусилию Гимараинш, которая стала его спутницей на всю дальнейшую жизнь. В этот же период он сознательно начал свою композиторскую карьеру. В 1913 году были опубликованы его первые сочинения.
В 1923 году Вила-Лобос переехал на восемь лет в Париж, где общался с выдающимися музыкантами-современниками: М. Равелем, М. Де Фальей, В. д'Энди, С. Прокофьевым. К этому времени Вила-Лобос был уже сформировавшимся композитором с ярким самобытным стилем, его произведения уже получили широкую известность не только в Бразилии, но и в Европе. В Париже был завершен огромный инструментальный цикл «Шорос», отразивший авторское преломление национального бразильского фольклора. Также в этот период появились такие сочинения как третья сюита цикла «Семья малыша», фортепианный цикл «Сиранды» (1926).
В начале 30-х годов Вила Лобос вернулся в Бразилию и начал активно развивать музыкальную культуру страны. Он давал концерты как дирижер в городах и провинциях, пропагандировал национальное искусство. Слава и признание пришли к Вила Лобосу еще при жизни. Также он работал по поручению правительства над организацией музыкального образования. Национальная консерватория, десятки музыкальных школ и хоровых коллективов – результат огромной работы Вила Лобоса. Созданное им учебное пособие «Практическое руководство для изучения фольклора» считается энциклопедией музыкально-поэтического фольклора Бразилии, в нем собраны песни на два-три голоса a cappella или в сопровождении фортепиано. В 1945 году по инициативе Вила Лобоса в 1945 году в Рио-де-Жанейро была открыта Бразильская академия музыки, которую композитор возглавлял до последних дней жизни.
Жизнь Эйтора Вила Лобоса была по-бразильски пестрой и насыщенной, его деятельность отличалась большим размахом: композитор, дирижер, педагог, исследователь-фольклорист, музыкальный критик и писатель, администратор, на протяжении многих лет возглавлявшего ведущие музыкальные учреждения страны (среди которых немало созданных по его инициативе и при его личном участии), член правительства по вопросам народного образования, делегат Бразильского национального комитета ЮНЕСКО, деятель Международного музыкального совета. По словам исследователя П. Казальса, Вила Лобос стал «величайшей гордостью страны, которая его породила». Крупнейший зал Национального театра в Рио-де-Жанейро носит имя этого выдающегося музыканта.