Фортепиано – один из самых популярных инструментов в мире. Становление этого инструмента пришлось на эпоху классицизма. Однако Гайдн и Моцарт в своих фортепианных сочинениях сохраняют мышление, в большой степени ориентированное на особенности клавесина. Да и сами инструменты, для которых писали венские классики, хоть уже и носили название “фортепиано”, но все еще были далеки от привычного нам варианта, который появился в первой половине XIX века.
Фортепиано времен Моцарта
Значимую роль в формировании формировании фортепианного репертуара сыграли композиторы-романтики. Один из самых известных композиторов, отметившихся на этом поприще, – Фридерик Шопен. Познакомимся с его прелюдиями op. 28.
Что такое прелюдия? Это вступительная пьеса к какому-либо произведению, обычно для одного инструмента, небольшой продолжительности, иногда импровизационного характера. Часто в прелюдии используется один тип фактуры на протяжении всей пьесы.
Прелюдии Шопена op. 28 являются самостоятельными и законченными, а не импровизационными, произведениями. Однако от более старого типа прелюдий они сохраняют небольшой размер и отсутствие фактурного и тематического контраста.
Фридерик Шопен за фортепиано
Опус 28 представляет собой 24 прелюдии. Они организованы попарно: мажорную прелюдию дополняет прелюдия в параллельном миноре. Начиная с до мажора Шопен двигается по квинтовому кругу в направлении диезов. Каждая прелюдия – миниатюра, которая передает определенное эмоциональное состояние. За счет отсутствия тематического контраста и небольшой продолжительности высказывание композитора получается очень лаконичным и сконцентрированным.
Первая прелюдия написана в до мажоре. Она полна движения, радости, оживления. Композитор достигает такого настроения за счет использования размера 2/8, сложного ритма и широкого диапазона (от контроктавы до первой), нюанса меццо форте, который к кульминации переходит к фортиссимо. Форма прелюдии – период повторного строения. Первое предложение длится восемь тактов, второе, на которое приходится кульминация, за счет секвенционного расширения длится шестнадцать тактов. Чтобы поставить точку после активного движения, Шопен добавляет десятитактовую коду, в которой постепенно замедляет темп и переходит к пианиссимо.
Вторая прелюдия, ля минор, составляет контраст первой. Размер алла бреве (2/2), темп ленто, нюанс пиано, четкое разделение мелодии в правой руке и аккомпанемента в левой. На фоне монотонного сопровождения восьмыми в низком регистре композитор трижды проводит от разных звуков одну и ту же по интервальному строению мелодию, незначительно варьируя ее ритмически. В первых двух проведениях мелодия имеет явное мажорное наклонение, что дает интересный эффект в сочетании со все более диссонантными созвучиями в левой руке. Лишь в третий раз композитор приходит к ля минору. В последних двух тактах Шопен делает отсылку к девятой прелюдии того же опуса.
Третий номер снова возвращает слушателя к радостному и оживленному состоянию. Темп виво, пометка “leggiermente” (“легко, непринужденно”), непрерывное движение шестнадцатыми с преобладанием гаммообразности в левой руке, “простая” тональность соль мажор, мелодия песенного характера – все это создает ощущение беззаботной игры.
Как и в первой прелюдии, Шопен придерживается формы периода повторного строения. Первое восьмитактовое предложение предваряют два такта вступления. Между первым и вторым предложением – один такт предыкта, после которого Шопен повторяет первые четыре такта первого предложения. Второе предложение расширено до шестнадцати тактов за счет модуляции в тональность субдоминанты. Заканчивает произведения шеститактовая кода, построенная на фактуре партии аккомпанемента.
Фридерик Шопен, 3-d визуализация художника Хади Карими (Hadi Karimi)
Четвертая, контрастная к соль мажорной, прелюдия в ми миноре наполнена скорбью, тоской, горестными оцепенением. Медленный темп лярго, размер 2/2, монотонная, повторяющаяся мелодия, монотонный аккордовый аккомпанемент восьмыми в среднем регистре. Музыка словно сползает: опускает мелодия, опускаются вниз сопровождающие аккорды. Аккомпанемент идет более мелкими длительностями и повторяющиеся звуки мелодии постоянно получают новую окраску за счет смены аккордов в левой руке.
Кульминация пьесы приходится на второе предложение, мелодия от плавного движения половинных с точкой переходит к ломаными скачкам восьмыми, нюанс пиано меняется на форте. После непродолжительного напряжения композитор возвращается к крупным длительностям и пиано, завершая пьесу широкими аккордами в нижнем регистре.
Пятая прелюдия по характеру похожа на первую: то же взволнованное настроение, однако в этом случае уже не такое безоблачно радостное. Размер ⅜, темп мольто аллегро, моноритмическое движение обеих рук шестнадцатыми, мелодическая линия с обилием широких скачков – все это создает ощущение активного и быстрого движения.
Памятная марка
Шестая прелюдия, си минор, возвращает нас к песенному жанру. В начале нотного текста стоит пометка “sotto voce”, “вполголоса”. Мелодия проходит в левом руке, в нижнем регистре, основная ее интонация – восходящее тоническое трезвучие. Аккомпанемент переходит в правую руку, верхний голос идет восьмыми, а средние четвертями, что дает ощущение неспешного, но постоянного движения.
Первое предложение длится восемь тактов, заканчиваясь половинной каденцией. Второе предложение в первых тактах повторяет мелодию первого, однако уже в четвертом такте Шопен отклоняется в до мажор (тональность неаполитанской субдоминанты по отношению к си минору), однако долго там не задерживается и уже в шестом такте второго предложения возвращается в си минор. За счет мелодических повторов и прерванной каденции второе предложение расширяет до 14 тактов. завершает пьесу четырехтактовая кода, построенная на повторении первоначального мелодического материала и тоническом органном пункте в правой руке.
Восьмая прелюдия, несмотря на свой медленный темп (andantino) и очень спокойное, почти созерцательное, настроение, имеет танцевальный, в духе полонеза, характер. Широкий, прозрачный и простой аккомпанемент в левой сопровождает мелодию, изложенную аккордами параллельными интервалами в среднем регистре. Вся прелюдия умещается в шестнадцатитактовый период повторного строения.
Простота шестой прелюдии кажется передышкой, перед контрастной ей девятой прелюдией. “Темная” тональность фа диез минор, быстрый темп, использование мелких длительностей, аккомпанемент триолями – даже несмотря на указанный нюанс пиано это все производит впечатление сбивающего с ног урагана, неистовой разъяренной бури. Мелодия, значительную часть которой составляет нисходящая хроматическая секвенция, проходит в среднем голосе, в то время как ее украшают пассажи в верхнем.
Восьмая прелюдия контрастирует в предыдущей еще и за счет масштабов. Большинство произведений 28 опуса написаны в форме периода, но конкретно эта пьеса расширилась до простой трехчастной формы с репризой повторного строения.
Девятая прелюдия напоминает величественное шествие, торжественный марш. Ощущение монументальности складывается из-за использования низкого регистра, аккордов в тесном расположении, диезной тональности (ми мажор). В верхнем и нижнем голосах проходят две разные, но дополняющие друг друга мелодии. Чтобы не допустить излишней тяжести и статичности музыкального материала, Шопен использует непрерывные триоли в средних голосах и пунктирный ритм в мелодических голосах.
Контрастная десятая прелюдия в до диез миноре в противовес полна активного движения. В ней все наоборот: вместо 4/4 размер 3/4, вместо ощутимой четвертной пульсации использование секстолей, вместо нижнего регистра – верхний, а нюанс форте сменяет нюанс пиано. Аккомпанемент весьма аскетичен – широкие аккорды арпеджиато. Форма – период повторного строения с небольшой двухтактовой кодой.
Одиннадцатая прелюдия, си мажор, полна простоты и, вместе с тем, изящества. Легкая и подвижная мелодия, украшенная форшлагами, сочетает в себе гаммообразное движение и широкие скачки. И мелодия, и аккомпанемент идут в моноритмическом движении восьмыми в размере 6/8. Сопровождающая партия строится на широком скачкообразном движении по звукам трезвучий. Вся прелюдия укладывается всего в 26 тактов, включая шеститактовую коду, построенную на интонация главной темы.
Контрастная, соль диез минорная, двенадцатая прелюдия в какой-то степени продолжает линию предыдущей: быстрый темп (в одиннадцатой прелюдии был темп виваче, здесь – даже еще быстрее, престо), трехдольный размер. Шопен словно создает картину безумной скачки: тяжелые аккорды на каждую долю с особым акцентом на первой, октавные дублировки в левой руке, мелодия, построенная на повторах и движении вверх малыми секундами.
Прелюдия разрастается до масштабов простой трехчастной формы с развитой серединой и большой пятнадцатитактовой кодой, которую можно разделить на две части (первые восемь тактов построены на материале основной темы, в оставшихся тактах композитор переходит к аккордовой фактуре и использованию крупных длительностей, чтобы после очень активного движения пьесы плавно прийти к завершению).
Фортепиано времен Шопена
Тринадцатая прелюдия в фа диез мажоре – одна из самых крупных в этом опусе. Ее характер – размеренный, спокойный. За счет размера 6/4 и непрерывного скачкообразного аккомпанемента восьмыми пьеса прелюдия напоминает баркаролу. Правая рука играет аккорды, верхний звук которых и составляет мелодию.
Особый интерес представляет форма. Первые двадцать тактов представляют период повторного строения. Первое предложение заканчивается на половинном кадансе, второе – на тонике и имеет небольшое дополнение. Шопен вполне бы мог закончить прелюдию тут, однако он продолжает. Начинается новый раздел, причем на новом материале, со сменой темпа (пью ленто, более медленно) и с появлением более насыщенной фактуры: мелодия все так же проходит крупными длительностями в верхнем голосе, однако ее сопровождение меняется на аккорды восьмыми. Проведя контрастный раздел, композитор возвращается к изначальному темпу и фактуре, однако не к изначальному методическому материалу. Заканчивается прелюдия двухтактовой кодой на материале контрастного раздела.
В четырнадцатой прелюдии Шопен переходит к бемольным тональностям: вместо ре диез минора он использует ми бемоль минор (энгармонически равную тональность). “Темное” звучание ми бемоль минора дополняет использованием низкого регистра. Звучание получается мрачным, тяжелым и напряженным. Левая рука дополняет мелодию в правой подголоском, обе мелодии идут в одном триольном ритме. После увеличения масштабов прелюдий композитор снова возвращается к миниатюрам: по форме это период повторного строения. Стоит отметить, что в отличие от большинство прелюдий в этой первое предложение имеет большую продолжительность, чем второе. Завершается пьеса двухтактовой кодой.
Пятнадцатая прелюдия, как и двенадцатая, показывает пример разрастания композиторской мысли. Спокойная мелодия в среднем регистре сопровождается легким аккомпанементом. Настроение этой прелюдии – умиротворенное, мечтательное.
Рассмотрим форму: первый раздел состоит из восьмитактового периода повторного строения, за ним следует средний минорный раздел, расширенный за счет дополнения до одиннадцати тактов, и точная восьмитактовая реприза. На этом моменте материала вполне достаточно для самостоятельной прелюдии, однако произведение на этом не заканчивается.
Далее следует продолжительный минорный раздел. Композитор использует до диез минор, который энгармонически равен ре бемоль минору. Меняется фактура: мелодия идет интервалами в нижнем регистре, на фоне монотонного доминантового органного пункта восьмыми в правой руке. Этот органный пункт является связующей силой между крупными частыми формы, он начался еще в предыдущем разделе и дает слушателю понять, что это все еще одно произведение.
После контрастной средней части идет сокращенная реприза. В этой пьесе Шопен заметно выходит за рамки прелюдии: у нее слишком большой масштаб, присутствует развитие фактуры и тематический контраст.
Си бемоль минорная, шестнадцатая прелюдия, начинается с мощного, почти сбивающего с ног, аккордового вступления. Впрочем, несмотря на такое тяжелое начало, ее настроение укладывается в пометку “presto con fuoco”, “быстро, с огнем”. Быструю и подвижную мелодия в правой руке, построенную на гаммообразном восходящем движении шестандцатыми,сопровождает лаконичный аккомпанемент широкими интервалами в левой. Блестящий и виртуозный характер этой пьесы в сочетании с повторяющимися мотивами делает ее более похожей на этюд, а не на прелюдию.
Первое предложение занимает шестнадцать тактов и заканчивается на половинном кадансе. Второе предложение значительно расширено, возможно из-за этого в прелюдии нет коды.
Контрастная восемнадцатая прелюдия в фа миноре также идет в быстром темпе, однако ее характер уж не не мечтательный, а взволнованный. Прелюдия строится на ломанной интонации, которую композитор сначала проводит без сопровождения дважды, чтобы дать слушателю возможность хорошо ее запомнить. Аккомпанемент весьма лаконичен, он изредка сопровождает мелодию широкими аккордами а в большинстве случаев идет подголоском. Развитие проходит по типу ядро (изначальная интонация, представленная в первом такте) - развертывание (развитие этой интонации). Завершается пьеса мощным и тяжелым автентическим кадансом половинными в аккордовой фактуре на нюансе форте фортиссимо.
Оживленный характер имеет и девятнадцатая прелюдия: быстрый темп (виваче, живо), трехдольный размер, триольный ритм, моноритмическое движение обоих голосов. Мелодия начинается с доминантового тона четвертью в затакте, который словно дает импульс для дальнейшего движения. Мелодия идет вверх скачками по разложенным трезвучиям, аккомпанемент – максимально легок, идет подголоском.
До минорная, двадцатая прелюдия, наконец-то возвращает слушателя к медленному темпу (лярго). Композитор сразу начинает с нюанса фортиссимо. Плотные аккорды в среднем регистре, октавное усиление нижнего звука аккорда, нисходящее движение мелодии – все это создает ощущение торжественного траурного марша. Прелюдия занимает всего тринадцать тактов. Первое предложение занимает четыре такта и заканчивается на доминанте. Следующее за ним четырехтактовое предложение начинается с нюанса пиано, при этом оно полностью повторяется дважды с однотактовым дополнением в виде полного тонического трезвучия целой.
“Cantabile”, певуче, такое указание дает Шопен относительно исполнения двадцать первой прелюдии. Нежная и размеренная мелодия крупными длительностями сопровождается подвижным аккомпанементом восьмыми. Впрочем и в этой пьесе Шопен выходит за рамки стандартной прелюдии: он дважды меняет фактуру в правой руке.
Двадцать вторая прелюдия в соль миноре – противоположность предыдущей. Нюанс форте, быстрый темп, тяжелая аккордовая фактур создают ощущение напряженности, мрачного и беспокойного состояния.
Двадцать третья прелюдия в противовес отличается беззаботным и радостным настроением. Легкую и изящную мелодию, построенную на нисходящем трезвучии, сопровождает лаконичный аккомпанемент. Шопен снова использует форму ядро-развертывание: он несколько раз проводит мелодию, каждый раз поднимая ее все выше и выше.
Заключительная, двадцать четвертая прелюдия, имеет трагический, напряженный характер. На фоне монотонного скачкообразного аккомпанемента идет мелодия, изобилующая пунктирным ритмом и различными украшениями. Снова форма ядро-развертывание: композитор остается в пределах тематического материала начальной темы, проводя ее от разных звуков и создавая секвенции. Завершает пьесу блестящая восьмитактовая кода, полная любимыми Шопеном виртуозными пассажами.