Жизненный и творческий путь Е.Г. Ольховского
Имя Евгения Григорьевича Ольховского вошло в историю благодаря его многочисленным заслугам не только в области музыки, но и в общественной деятельности. Известный оперный певец, вокальный педагог, музыкально-общественный деятель, заслуженный артист РСФСР (1939г.), профессор Ленинградской консерватории – Евгений Ольховский прожил интересную и насыщенную жизнь, оставив после себя богатое педагогическое наследие.
Детские годы и начало оперной карьеры Е.Г.Ольховского
Выдающийся артист оперы (лирический баритон) и оперетты Евгений Григорьевич Ольховский родился 18 февраля по старому стилю 1888 года в селе Разрытые Корсики бывшего Рославльского уезда Смоленской губернии2. Его отец, выпускник Смоленской духовной семинарии, Григорий Ольховский был священником, поэтому с раннего детства Евгений Ольховский рос в деревенской атмосфере среди прекрасных крестьянских песен и гармонии церковного пения.
17 октября 1896 года состоялось освящение и открытие новой церкви, построенной по проекту и под наблюдением смоленского губернского архитектора М. М. Мейшера. Это был один из немногих храмов в Смоленской губернии, воздвигнутый в основном на средства прихожан. В его церковном хоре, который славился на всю округу, и начал свою музыкальную карьеру Евгений Ольховский.
Евгений с детства очень любил петь, особенно ему нравились русские народные песни, поэтому он с большим вдохновением выступал в церковном хоре. Однако первым учителем пения по признанию самого Евгения Ольховского был бездомный бродяга, имя которого забыл впоследствии и сам артист. Этот человек за приют, за хлеб-соль и за чарку водки платил людям песнями, поскольку денег у него не водилось никогда. А пел он так задушевно и вдохновенно, что, казалось, сам становился чище и моложе. Этот талантливый певец-самоучка производил на шестилетнего мальчика Евгения Ольховского огромное впечатление, а русские народные песни, исполняемые бродячим певцом, навсегда покорили его сердце.
Значительное влияние на музыкальное формирование будущего артиста оперы и оперетты оказал также оркестр старого еврея Лейбы, который часто приезжал из белорусского местечка Хотимска к соседним помещикам, чтобы играть на балах и семейных торжествах. Будучи ребенком, Евгений старался не пропустить ни одного концерта, который давал оркестр, и его часто видели под окнами помещичьих усадеб во время застольных пиршеств.
Проучившись три года в сельской школе, Евгений по настоянию родителей поступил в Рославльское духовное училище, а затем - в Смоленскую духовную семинарию. В то время считалось неприемлемым, если ребенок не унаследовал профессию отца. Естественно, что родители Е.Г.Ольховского видели будущее своего сына не иначе как в служении богу.
Евгений с удовольствием пел в духовных хорах Рославля и Смоленска, но у него не было склонности к семинарской учебе и богословским наукам. Перспектива стать священником сильно тяготила его. В 1905 году Ольховский уехал к родственникам в город Орел, сдал там экстерном экзамены за 7-й класс классической гимназии и был зачислен учеником 8-го класса.
Вместе с другими любителями пения и музыки Евгений выступал на ученических вечерах, радуя слушателей своим сильным и красивым баритоном. Образование в гимназии позволяло ее выпускникам поступить в любое высшее учебное заведение по письменному запросу без экзаменов, поскольку обеспечивало высокий уровень подготовки учащихся за счет профессионализма преподавателей и наличия богатой библиотеки.
В 1906 году Евгений Григорьевич успешно закончил свое обучение в гимназии, уехал в Петербург и поступил там на юридический факультет местного университета. Его специализацией становится "государственное право Англии", однако музыка, в особенности опера, была Ольховскому гораздо интереснее, чем юриспруденция. Поэтому все свое свободное время он проводил в Мариинском оперном театре.. В то время Е.Г.Ольховский работал также статистом в Итальянской опере, исполняя незначительные партии. И именно здесь он имел уникальную возможность насладиться пением Т. Руффо – всемирно известного итальянского оперного певца, который неоднократно гастролировал в России с 1904 по 1907 года во многих городах, включая Петербург.
В 1908 году Евгений Григорьевич Ольховский продолжил заниматься развитием своей музыкальной картеры и начал брать уроки пения у известного профессора-вокалиста - Евгения Карловича Ряднова, который блестяще владел средствами вокальной техники и исполнял разнообразные партии – от лирических до героико-драматических. Занятия проходили успешно, Ольховский быстро прогрессировал, но в 1910 году Евгений Карлович уехал на Кавказ преподавать в Тифлисском музыкальном училище и создал там оперную студию в Тифлисе, где им были поставлены "Русалка" А. Даргомыжского, "Свадьба Фигаро" и другие известные оперные произведения.
Евгений Ольховский сильно переживал, что его уроки вокала с Рядновым были прерваны. И в декабре 1910 года, сдав государственные экзамены в университете и получив диплом I степени, он едет в Тифлис, чтобы продолжить уроки пения. Там Ольховский работал помощником присяжного поверенного в судебной палате, имея отличное юридическое образование, и одновременно занимался в Тифлисском музыкальном училище.
В 1911 году Тифлисское музыкальное училище посетил Сергей Васильевич Рахманинов, в честь которого был дан концерт. Евгений Ольховский получил возможность выступить перед известным уже на то время русским композитором и дирижером. Исполняя несколько романсов Рахманинова, начинающий оперный певец был удостоен похвалы композитора за лирический романс "Проходит все", чем очень гордился.
Первое выступление Ольховского в опере состоялось весной 1911 года в Тифлисском казенном театре в партии Малатесты в опере Доницетти "Дон Паскуале". Эта комическая опера в трех действиях позволила Ольховскому продемонстрировать вокальное мастерство и превосходную технику, так как написана в лучших традициях итальянского bel canto.
В 1912 году студент Евгений Григорьевич Ольховский успешно окончил Тифлисское музыкальное училище и оперную студию Е. К. Ряднова. На выпускном экзамене он исполнил партию графа ди Луна в драматической опере Джузеппе Верди "Трубадур". По этому поводу одна из Тифлисских газет писала: "7 мая Музыкальное училище сделало публичный экзамен своим учащимся. Были поставлены "Сельская честь" и "Трубадур". Г-н Ольховский, исполнявший роль графа ди Луна, обладает прекрасным баритоном, ровным во всех регистрах, прекрасно держится на сцене. Будущность его обеспечена"
Молодой оперный певец за время учебы заработал себя хорошую репутацию и отличные отзывы, поэтому сразу после окончания училища он был приглашен в Одесскую оперную антерпризу М. Ф. Багрова. Здесь, в Одесском городском оперном театре Евгений Ольховский начал выступать в амплуа лирического баритона и продолжал получать положительные отзывы в печати.
Благодаря отличным выступлениям и советам друзей певческая карьера Евгения стремительно шла вверх. В итоге любовь к музыке настолько захлестнула певца, что в 1912 году он оставил работу в Судебной палате и навсегда распрощался с юриспруденцией.
Таким образом, Евгений Григорьевич Ольховский с детства имел возможность развивать свои вокальные данные и получил прекрасное разностороннее образование: богословское, юридическое, музыкальное. Но непреодолимая тяга к пению обусловила его выбор в пользу музыкальной профессии, а успешные выступления на сцене Одесского городского оперного театра ознаменовали начало его творческого пути как оперного певца.
Артистическая деятельность Е.Г.Ольховского
Всего один сезон провел Ольховский на сцене Одесского оперного театра. Вслед за этим певец становится солистом Тифлисской казенной оперы, где он впервые спел партии, ставшие потом любимыми в его репертуаре: Елецкого в опере П. И. Чайковского "Пиковая Дама", Онегина в опере "Евгений Онегин", Жермона в опере Дж. Верди "Травиата", Веденецкого гостя в опере "Садко" Римского-Корсакова.
Публика очень быстро полюбила молодого певца: им нравились его бархатистый, звучный баритон, умение свободно держаться на сцене, изысканная дикция. Театральные критики отмечали прекрасное владение бо- гатым голосовым материалом, первоклассную фразировку, проникновение в дух каждой исполняемой вещи, умение придать исполнению цельный и неразрывный характер. Уже в 1913 году тифлисские газеты писали: "В этом начинающем артисте чувствуется будущий прекрасный певец: тонкость отделки, благородство манер, изящный вкус"
27 декабря 1914 года состоялся бенефис Ольховского в опере Джузеппе Верди "Травиата". Партия Жоржа Жермона, которую он исполнял, была высоко оценена. Гибкий, мягкий, красивый голос Ольховского и благородство его манер покорили зрителей. Ему предрекали блестящее будущее. Газета по этому поводу писала: "В этот раз "Травиата" шла в бенефисе г-на Ольховского. Бенефициант был очень горячо встречен, а под- ношений получил давно невиданную гору. И по заслугам, ибо он провел партию Жоржа Жермона великолепно во всех статьях"
Однако вскоре Евгений Григорьевич покидает Тифлис и переезжает в Петербург, где становится солистом недавно созданного театра
"Музыкальной драмы". В этом театре он провел четыре сезона как ведущий баритон. Евгений участвовал во многих премьерах, выступал в спектаклях вместе с Л. В. Собиновым, Л. Н. Липковской. И уже петербургские газеты писали в 1915 году: "Г-н Ольховский, выступивший вчера в заглавной роли, наделен красивым, мягкозвучным баритоном и соответствующей внешностью. Это позволяет надеяться, что со временем из него выработается отличный Фигаро"
И вот, наконец, в сезоне 1918 - 1919 годов состоялся дебют Ольховского в роли Фигаро в Мариинском театре и в роли Онегина на сцене бывшего Михайловского театра. Снова Евгений дебютировал с большим успехом и надеялся стать солистом этих театров. В то время художественным руководителем бывших императорских театров был Федор Иванович Шаляпин, и для того, чтобы быть зачисленным в солисты этих театров требовалось пройти дополнительное прослушивание у него. Шаляпин распорядился, чтобы Ольховский спел каватину Фигаро, арию Елецкого и ариозо Мазепы, и ему понравились голос и манера исполнения молодого певца.
По итогам дополнительного прослушивания Евгений Ольховский был зачислен в труппу академических театров, где проработал до 1931 года. А Шаляпин с тех пор симпатизировал молодому оперному артисту и не раз избирал его своим партнером в "Севильском цирюльнике", "Фаусте",
"Садко". С тех пор Евгений стал частым гостем в доме Федора Ивановича Шаляпина, где неоднократно получал полезные советы и указания при исполнении ряда ролей.
В спектаклях бывшего Мариинского (1919-1931) и бывшего Михайловского театров (1931-1948) Евгений Григорьевич Ольховский создал замечательные сценические образы:
-Онегина ("Евгений Онегин" П.И. Чайковского)
-Елецкого ("Пиковая дама" П.И. Чайковского)
-Веденецкого гостя ("Садко" Н.А. Римского-Корсакова)
-Мизгиря ("Снегурочка" Н.А. Римского-Корсакова)
-Дона Жуана (одноименная опера В.-А. Моцарта)
-Невера ("Гугеноты" Дж. Мейербера)
-Ренато ("Бал-маскарад" Дж. Верди)
-Меркуцио ("Ромео и Джульетта" Ш. Гуно) и многие другие.
Евгений Ольховский был не только талантливым оперным певцом, но и отличным актером и танцором. Поэтому в число его заслуг входят также выступления на сцене бывшего Михайловского театра в опереточных спектаклях "Корневильские колокола", "Нищий студент", "Ева", "Гейша" и другие.
Когда в 1931 году произошло разделение оперных театров Ленинграда, известного уже к тому времени оперного певца прикрепили к Малому оперному театру, где он проработал до 1951 года и исполнял не только классический репертуар, но и выступал в ряде первых советских опер ("Поднятая целина", "Тихий Дон", И. Дзержинского, "Фронт и тыл" А. Гладковского, "Война и мир" С. Прокофьева).
В 1939 году артисты-солисты Государственного Академического те- атра оперы и балета написали ходатайство за подписями Народного артиста СССР П. 3. Андреева, заслуженных артистов РСФСР П. М. Журавленко, С. И. Мигая о присвоении звания заслуженного артиста РСФСР Евгению Ольховскому, которого он и был удостоен за выдающиеся заслуги в области театрального искусства. Копия этого ходатайства до сих пор хранится в фондах музея города Рославля.
В 1938 и в 1948 годах состоялись юбилейные спектакли, посвященные 25-летию и 35-летию сценической деятельности Ольховского соответственно. Артист исполнил заглавные роли в операх "Евгений Онегин" и "Севильский цирюльник", которые, как и всегда, были встречены публикой на ура.
Наряду с работой в театре Е. Г. Ольховский вел большую концертную деятельность в Ленинградской филармонии, на радио, выступал во многих городах страны (Одессе, Горьком, Тбилиси, Ереване). В 1924 году вместе с дирижером В. А. Дранишниковым и певицей О. Ф. Мшанской он выезжал на гастроли в Германию, Швецию и Финляндию. В период Великой Отечественной войны в составе фронтовых бригад от Малого театра Евгений Григорьевич давал концерты в воинских частях и госпиталях.
Итак, непрерывная и чрезвычайно успешная артистическая де- ятельность Е. Г. Ольховского протекала по 1951 год. Таким образом, Евгений Григорьевич Ольховский провел на сцене почти 40 лет. За это время он исполнил около 60 партий, включая репертуар классической оперетты. Ему выпало счастье быть партнером таких выдающихся русских певцов, как Ф. И. Шаляпин, Е. А. Степанова, Л. В. Собинов, А. В. Нежданова, С. Я. Лемешев, В. В. Барсова и других. Также Ольховскому довелось встречаться на сцене со знаменитыми итальянскими певцами - баритонами Батистини и Де-Лука.
Педагогическая и общественная деятельность, завершение творческого пути
С 1951 года Е.Г. Ольховский посвящает себя преимущественно педагогической и общественной деятельности.
Активно выступая на сцене, у него недоставало времени на преподавание, хоть его педагогическая деятельность Ольховского и началась в 1931 году, когда его пригласили работать в первом Ленинградском музыкальном училище. В своем напряженном графике в 1930-е – 1940-е годы Евгений Григорьевич отводит немного времени для занятий с группой молодых солистов, в числе которых были П. Лисициан, С. Шапошников, А. Ступальская. Уроки проходят на базе Малого оперного театра, и вскоре организуются на постоянной основе. Фактически, в этот период происходит зарождение новых форм советского музыкального образования, и Е.Г, Ольховский стоит у его основ. В сложной политико-социальной обстановке, когда сфера культуры проходила стадию коренной ломки под идеологическим давлением, Ольховский начинает свою работу по воспитанию вокалистов. Разносторонняя сценическая деятельность (в опере и оперетте) давал стимул и вдохновение Ольховскому для собственной педагогической системы, в которой успешно совмещались традиции русской классической вокальной культуры и современные веяния.
При этом Ольховский, друг и сторонник Шаляпина, никогда не злоупотреблял модными увлечениями, а так называемый советский репертуар стремился избегать.
Классическую вокальную школу Е.Г. Ольховского заметили и оценили, и в 1947 году он был приглашен преподавать в Ленинградскую консерваторию. Карьера Евгения Григорьевича в консерватории быстро шла вверх, он стал сначала деканом вокального факультета, а в 1957 году взял на
себя обязанности заведующего кафедрой сольного пения. В 1962 году Е.Г. Ольховскому присвоено звание профессора.
Ученики и последователи чрезвычайно высоко оценили педагогический талант Ольховского. Во многом благодаря его стараниям в 1950-е - 1060-ы годы вокальная кафедра Ленинградской консерватории стала ведущей среди аналогичных кафедр других ВУЗов страны.
Наряду с работой в образовательной организации, Е.Г. Ольховский принимал участие в работе различных творческих коллективов. Его неутомимый педагогический труд и внимание к различным аспектам вокальной школы привели к созданию молодежной группы на базе Малого театра Ленинграда. Работа с молодежью увлекала Ольховского возможностью пробовать различные вокальные манеры, исполнять самый широкий репертуар, свободный от установок академический театров и консерваторий. Центральной фигурой молодежной труппы, ее ведущим педагогом был сам Ольховский.
Одновременно, Евгений Григорьевич вел публицистическую работу. В периодических изданиях появлялись статьи и его рецензии на спектакли Кировского и Малого оперного театра.
В ситуации становления советской системы вокального образования, аргументированные отзывы Ольховского, его творческое начало способствовали не только критической оценке, но и просветительской работе, повышению интереса к вокальному искусству у широкого круга слушателей.
Искренняя любовь к искусству и желание сценической деятельности привели Е.Г. Ольховского к самой широкой просветительской работе.
В ситуации адаптации советской власти к традиционным культурным ценностям, когда велась работа по формированию эстетического вкуса
"рабочих и крестьян", классическая вокальная манера Ольховского, его разносторонний репертуар, высоко художественное исполнение и увлекательная актерская игра привлекали массового слушателя.
Яркий талант Ольховского позволил ему привлечь не только публику, которая с особым интересом относилась к его концертам, но и исполнителей, которые хотели пробовать исполнять вокальный репертуар, не имея специального образования. Среди этих выходцев из народа было немало одаренных людей. Фактически, в трудное послевоенное время музыкальное образование в нашей стране не всем оказывается доступным. В это время все еще сильны тенденции любительского музицирования. Многие люди искренне увлечены музыкой, а лучшие из них поют на сцене. Наряду с профессионалами высокого класса, многие исполнители не имеют специальной подготовки.
Осознавая необходимость работы с этим контингентом, Ольховский в 1948 году основал Народную консерваторию. В это учебном учреждении он с успехом совмещал педагогическую и просветительскую деятельность, а многие из его учеников стали профессионалами своего дела (П. Лисициан, С. Шапошников, А. Ступальская).
Умер Е.Г. Ольховский 30 сентября 1972 г. в Ленинграде. Его с почестями похоронили на Ново-Волковском кладбище
Заключение
Евгений Григорьевич Ольховский (1888 - 1972) – выдающийся исполнитель, вокальный педагог и общественный деятель. Получив богословское, юридическое образование, имел широкий кругозор и эрудицию, что позволяло ему вести активную педагогическую, общественную, публицистическую работу. Е.Г. Ольховский осуществлял концертную и сценическую работу на сценах академического оперного театра, театра музыкальной драмы и театра музыкальной комедии (до 1961 г.), а также педагогическую работу (с 1931 г.).