Жизнь и творчество А.С. Аренского. (21.06.1861- 25.02.1906 г.)
Музыканты и любители музыки конца прошлого и начала нынешнего столетия не поверили бы, что творчество и даже само имя Аренского спустя всего три четверти века будет мало кому известно. Ведь его оперы, симфонические и камерные сочинения, особенно же фортепианные произведения и романсы, звучали постоянно, ставились в лучших театрах, исполнялись знаменитыми артистами, горячо принимались критикой и публикой... О русском композиторе А.С. Аренском его гениальный соотечественник П.И. Чайковский писал, что тот "…удивительно умен в музыке, как-то все тонко и верно обдумывает. Это очень интересная музыкальная личность".Великий русский писатель Л. Н. Толстой ставил Аренского выше других современных ему композиторов:
"Из новых —— лучший Аренский, он прост, мелодичен" Л.Н.Толстой
М. Ф. Гнесин вспоминал, что
"...большая часть работ, написанных им в консерваторский период, сочинялась им тут же на уроке, в то время как профессор просматривал работы его товарищей.Нередко оказывалось, что экспромтом написанное сочинение Аренского значительно превосходило по качеству работы его сокурсников,а также людей даровитых и подолгу работавших над своими задачами". М. Ф. Гнесин
И хотя творческое наследие Аренского не столь велико, как его выдающихся современников Чайковского и Римского-Корсакова, лучшие произведения А.С. Аренского (в противовес несколько суровому замечанию его учителя Римского-Корсакова "Забыт он будет скоро") вошли в золотой фонд русской музыки.
Действительно, музыка А. С. Аренского в настоящее время исполняется редко. Но это отнюдь не умаляет ее значения B истории искусства.Наряду с лучшими произведениями В. Калинникова, М. Ипполитова-Иванова, С. Ляпунова, А. Кастальского, сочинения Аренского вошли в золотой фонд русской музыкальной культуры конца Х1Х — начала ХХ века.Не будучи очень глубокими по заложенному в них эмоциональному и интеллектуальному содержанию, не отличаясь новаторством, в то же время эти произведения привлекают искренностью лирического - часто элегического - высказывания, щедрым мелодизмом. Они темпераментны, изящны, артистичны, отличаются простотой выражения, изяществом, тонкостью и прозрачностью фактуры.Не зря, творчество композитора высоко ценил Л. Толстой, который говорил: "Из новейших - лучший Аренский, он прост, мелодичен..." начальное музыкальное образование будущий композитор получил в семье.Его отец нижегородский врач, был музыкантом- любнтелем, хорошей пианисткой была мать.
Следующий этап жизни Аренского связа… с Петербургом. Переехав в Петербург, учился в частной музыкальной школе Ф.И.Руссо у К.К. Зике (фортепиано и теория музыки).
В 1882 с золотой медалыо окончил Петербургскую консерваторию по классу спец. теории и композиции П.А. Римского-Корсакого. Сочинение давалось Аренскому легко. По свидетельству современников, пока Римский-Корсаков проверял тетради других учеников, успевал сочинить фугу, которая оказывалась лучшей в классе. Молодой музыкант сразу был приглашен в Московскую консершнотно преподавателем теоретических предметов, позже композиции. В Москве Аренский сблизился с Чайковским и Танеевым. Аренский был одним из лучших педагогов-теоретиков Московской консерватории, вызывал восхищение учеников неорди- нарностью, артистизмом, творческим отношением к предмету. Р.М. Глизр, в частности, считал особенно ценным то, что с ними занимался: "нерядовой педагог, который должен… подготовить к сдаче экзамена, а подлинный художник, композитор исключительно даровитый, глубоко ценимый и любимый не только публикой, но и лучшими музыкантами того времени"Влияние первого стало определящим для музыкального творчества Аренского, второй стал близким другом.
По просьбе Танеева Чайковский отдал Аренскому либретто своей ранней уничтоженной оперы "Воевода" —— и появилась опера "Сон на Волге", с успехом поставленная московским Большим театром в 1890 г.
Чайковский назвал ее одной из лучших, "а местами даже превосходной русской оперой" и добавил:
"Сцена сна Воеводы заставила меня пролить немало сладких слез". П.И.Чайковский
Другая опера Аренского "Рафаэль" — строгому Танееву казалась способной одинаково восхитить как специалистов—музыкантов, так и публику; в дневнике этого несентиментального человека встречаем в связи с Рафаэлем то же слово, что в признании Чайковского: "Был тронут до слез..." Может быть, это относилось и к популярной до сих пор Песне певца за сценой —— "Страстью и негою сердце трепещет"?
Деятельность Аренского в Москве была разнообразной. Работая в консерватории, он создал учебники, по которым занимались многие поколения музыкантов. В его классе учились Рахманинов и Скрябин, А.Кореяценко, Г. Конюс, Р. Глиэр. Последний вспоминал: "…замечания и советы Аренского носили более художественный, нежели технический характер". Впрочем, неровный характер Аренского — он был человеком увлекающимся и вспыльчивым — приводил порою к конфликтам с учениками. Выступал Аренский в качестве дирижера, как с симфоническим оркестром, так и в концертах молодого Русскогохорового общества. Вскоре, по рекомендации М. Балакирева, Аренского приглашают в Петербург на пост управляющего Придворной певческой капеллой. Должность была весьма почетной, но и очень обремснителыюй и не соответствовгша склонностям музыканта. За 6 лет он создал мало произведений и, лишь, освободившись от службы в 1901 Г.Вновь начал выступать в концертах и интенсивоно сочинять.
Среди прославленных исполнителей сочинений Аренского был Ф. Шаляпин: пел он и романтическую балладу "Волки", ему посвященную и "Детские песни", и — с наибольшим успехом —— "Менестреля". В особом, распространенном в начале века жанре мелодекламации с исполнением сочинений Аренского выступала В. Комиссаржевская; слушатели запомнили ее чтение на музыке "Как хороши, как свежи были розы..." Оценку одного из лучших произведений — Трио ре минор можно встретить в "Диалогах" Стравинского:
"Аренский... относился ко мне дружелюбно, с интересом и помогал мне; мне всегда нравился он сам и, по меньшей мере, одна из его вещей — знаменитое фортепианное трио".
(Имена обоих композиторов встретятся позже — на парижской афише С . Дягилева, в которую войдет музыка балета Аренского "Египетские ночи".)
Выше других современных русских композиторов ценил Аренского Лев Толстой, и в частности, сюиты для двух фортепиано, действительно принадлежащие к лучшему из написанного Аренским. (Не без их влияния писал потом сюиты для такого же состава Рахманинов). В одном из писем Танеева, жившего у Толстых в Ясной Поляне летом 1896 г. и вместе с А.Гольденвейзером игравшего по вечерам для писателя, сообщается: "Два дня назад мы, в присутствии многочисленного общества играли... на двух фортепиано „Силуэты“ (Сюита Э 2. — Л. К.) Антона Степановича, которые имели очень большой успех и примирили Льва Николаевича с новой музыкой. Особенно ему понравилась "Испанская танцовщица" (последний номер), и он долго об ней вспоминал". Сюиты и другие фортепианные пьесы до конца своей исполнительской деятельности — до 1940 — 50-х гг. —— сохраняли в репертуаре советские пианисты старшего поколения, ученики Аренского — Гольденвейзер и К.Игумнов. И до сих пор звучит в концертах и по радио Фантазия на темы Рябинина для фортепиано с оркестром, данная в 1899 г. Еще B начале 90-х гг.
Аренский записал в Москве от замечательного сказителя —— олонецкого крестьянина Ивана Трофимовича Рябинина несколько былин; и две из них — о боярине Скопине-Шуйском и "Вольта и Микула" —— положил в основу своей Фантазии. И Фантазия, и Трио, и многие другие инструментальные и вокальные пьесы Аренского, не будучи очень глубокими по заложенному B них эмоциональному и интеллектуальному содержанию, не отличаясь новаторством, в то же время привлекают искренностью лирического — часто элегического высказывания, щедрым мелодизмом. Они темпераментны, изящны, артистнчны. Эти свойства склоняли к музыке Аренского сердца слушателей в прежние года.Они могут доставить радость и сегодня, ибо отмечены и талантом и мастерством.
В своём творчестве Аренский тяготел к лирическим элегически-созерцательным образам, ему была близка русская народная песенность. Сочинения Аренского отличаются искренностью, простотой выражения, мастерством, изяществом и тонкостью фактуры. В творчестве композитора заметно влияние Чайковского. Не избежал Аренский также и влияния фортепианной музыки Роберта Шумана, причём немецкий романтизм приобрёл у него отчётливый салонный оттенок и в итоге всё-таки был поглощён и побеждён влиянием Рубинштейна и Чайковского. Музыку Антония Аренского высоко ценил Лев Толстой.
Опера Аренского "Сон на Волге"
Дата премьеры 21.12.1890
Опера в 4 действиях. Либретто по пьесе А. Н. Островского "Воевода" (Сон на Волге) написано самим композитором.
Первое представление состоялось 21 декабря 1890 года в Москве на сцене Большого театра.
Первое действие
Первая картина. Сад на берегу Волги. Марья Власьевна, младшая дочь богатого посадского, тоскует в отцовском тереме по воле, по простору лугов, по любви. Девушку полюбил молодой боярин Степан Бастрюков, и он любим ею. Однако Степан не может жениться на Марье — K ее старшей сестре, Прасковье, посватался заклятый враг Бастрюкова, старый Воевода, который не пожелает иметь его свояком. В довершение всех бед Воевода увидел красавицу Марью и воспылал к ней страстью. Теперь он сам задумал жениться на ней и отказался от брака с Прасковьей. Родители девушек боятся всемогущего Воеводы‚— они согласны на все. Не дожидаясь свадьбы, Воевода приказывает перевезти Марью Власьевну в свой дом. Молодой Баегрюков отважно решает вступить в борьбу с Воеводой.
Вторая картина. В доме Бастрюкова. Разлученный с любимой, Степан подавлен глубокой печалью и тоской. Слуга советует ему обратиться за помощью к беглому посадскому Роману Дубровину, который "куда на выдумки горазд". Романа постигла такая же беда — Воевода выкрал его жену. Нужно добиться, чтобы Воевода уехал, хотя бы на два дня,—- на охоту или на ботомолье‚— советует Дубровин. А для этого надо подкупить колдуна- гадателя Мизгиря. Его слово — закон для суеверного Воеводы.
Второе действие
Первая картина. Светлица в доме Воеводы. М изгирь наколдовал, что Воевода сможет приворожить красавицу только своей отлучкой из дому: пусть отправится на два дня в монастырь, в лесную пустынь. Перед уходом старик отдает слугам строгий приказ — зорко охранять терем и никого не выпускать из ворот.
Вторая картина. Лесное ущелье. Вдали, на берегу реки, виден монастырь. Подъезжает на лодке Дубровин с несколькими гребцами и прячется за дерево. Вскоре показывается Воевода, приближающийся вместе со свитой к монастырю.
— Теперь на лодку, в город, и за дело!— восклицает Дубровин из засады.
Третье действие
Терем в доме Воеводы. Сениые девушки развлекают Марью Власьевну песнями и плясками. Марья Власьевна поет грустную песню о соловушке. Неожиданно Олена, жена Дубровина, тайком передает Марье Власьевне, что Бастрюков будет ждать ее завтра вечером в саду. Сторожей пусть она не боится — их опоят вином.
Четвертое действие
Первая картина. Деревенская изба. Заунывной, печальной колыбельной убаюкивает старуха ребенка. В избе неспокойным сном спит Воевода — тяжелые видения мучают его. Ему снится, что в Москве, в кремлевском дворце, челобитчик подает жалобу на его беззакониые, злые дела, что Большой боярин снимает его с воеводства и посылает вместо него нового воеводу. В ужасе проснувшись, он задумывается — не обманул ли его Мизгирь своей ворожбой? Не пробрался ли кто в терем к Марье? Опять засыпает старик, и новое сновидение возникает перед ним. По Волге к терему подплывает Бастрюков с гребцами и увозит в своей лодке Марью Власьевну, Воеводу же сбрасывает в реку.
— Коней живей, коней!— приказывает Воевода, проснувшись.— Домой скорей, чтоб к ночи дома быть!
Вторая картина. Сад перед теремом Воеводы. Темная ночь. Марья Власьевна, Бастрюков, Олена и Дубровин приготовились к побегу. Неожиданно у ворот их настигает вернувшийся домой Воевода. Разгневанный, он уводит Марью Власьевну. В этот момент во двор въезжает новый Воевода, присланный из Москвы. Кончилась власть притеснителя народа — старый Воевода смещен со своего поста. Ничто теперь не помешает счастью Марьи Власьевны и Бастрюкова, Олены и Дубровина.
***
Наиболее яркой стороной оперы "Сон на Волге" являются жанровые моменты. Большое развитие получает ариозно—декламационная сторона вокальных партий. В этом отношении опера Аренского продолжает традиции композиторов — членов "Могучей кучки", в частности М. Мусоргского.