Талант исполнителя важен в любом музыкальном жанре, однако в случае с высокими вокальными стандартами классических произведений это условие является необходимостью, поскольку посредственность предвещает провал стараниям композитора.
Мы предлагаем вам 10 гениальных интерпретаций великих артистов, которые сделали все, чтобы преподнести шедевры классической музыки слушателю в лучшем свете.
Николай Гедда – Риголетто: La donna e mobile (Верди)
Итальянская опера неразрывно связана с именем Паваротти, однако и ему находились конкуренты, среди которых Николай Гедда – последний представитель некогда известной на весь мир шведской оперной школы. Несмотря на то что швед далеко не во всем мог переплюнуть более именитых коллег, некоторые записи с его участием заслужили славу эталонных.
Рудольф Шок – Лоэнгрин: In fernem Land (Вагнер)
Судьба вагнерианцев очень незавидна. В послевоенную эпоху ренессанса классического искусства их превозносили как богов, однако последующие поколения начали отдаляться от них в поисках своих героев, благодаря чему слава таких выдающихся певцов, как Ерузалем, Виндгассен и Шок пошла на убыль, однако для преданных поклонников Вагнера эти имена стоят наравне с признанными классиками.
Эдда Мозер – Волшебная флейта: Der Holle Rache… (Моцарт)
Если споры о том, круче ли Брюс Ли Чака Норриса, утихли в поздних 1990-х, то поклонники Кристины Дойтеком и Эдды Мозер все еще отчаянно и бессмысленно пререкаются по поводу того, кому должна принадлежать корона Царицы ночи, на плечи которой легла обязанность исполнять сложнейшие арии в моцартовской "Волшебной флейте", и вряд ли что-то примирит эти два воинствующих лагеря.
Пласидо Доминго – Любовный напиток: Una furtiva lagrima (Доницетти)
Среди артистов всех мастей тяжело отыскать человека такого же трудолюбия, каким обладает испанская суперзвезда, за плечами которой бесчисленное количество первых ролей: и обреченный художник Каварадосси, и прекрасный рыцарь Лоэнгрин, и преданный паяц Канио, но ария деревенского простофили Неморино на их фоне звучит так же изумительно. Несмотря на заслуженный статус мэтра классических подмостков, Пласидо Доминго в свои 76 все еще активно гастролирует, радуя публику новообретенным баритоном.
Хосе Каррерас – Турандот: Nessun dorma (Пуччини)
"Пусть никто не спит" – одна из самых популярных арий в истории музыки, которая обитает в репертуаре каждого уважающего себя тенора, самостоятельно или вместе с оперой "Турандот", поэтому в список можно включить как минимум записи всех участников великих "Трех теноров", но поскольку он не претендует на полноту, можно ограничиться исполнением Хосе Каррераса. Возможно, его принц Калаф уступает во внешнем обаянии другим певцам, но его тонкое понимание и выдающиеся вокальные способности никого не оставят равнодушным.
Хуан Диего Флорес – Вертер: Pourquoi me reveiller? (Массне)
Если в свое время творчество Жюля Массне оценивалось неоднозначно, то сейчас история четко определила его место во втором эшелоне, однако это вовсе не значит, что оперы француза не заслуживают внимания, особенно в исполнении нового поколения теноров.
Роландо Вильясон – Кармен: La fleur que tu m'avais jetee (Бизе)
Тенденция к востребованности североамериканских исполнителей в Европе ставится под сомнение выходцами из Латинской Америки. Если классическая музыка почитается в заокеанских странах не так сильно, то Старый Свет с удовольствием наденет лавровый венок на голову достойного, каким, безусловно, является мексиканский тенор Роландо Вильясон.
Анн-Метте Элтен – Джанни Скикки: O mio babbino caro (Пуччини)
Когда эстрадные артисты берутся за классику, это зачастую оканчивается плохо. Максимум что удается – достойно перенести песню в плоскость поп-жанра, но когда малоизвестная певица превосходит большинство знаменитейших и искуснейших оперных див, поневоле начнешь интересоваться собственным душевным здоровьем. Тем не менее датчанке Анн-Метте Элтен это удалось. Обладая гибким голосом, она тонко прочувствовала арию Пуччини и передала ее смысл с надлежащей нежностью и чуткостью влюбленной девушки.
Джон Викерс – Паяцы: Vesti la giubba (Леонкавалло)
Опера всегда была жанром актерских условностей и Джон Викерс один из немногих замечательных теноров, который так строго придерживался этого правила. В то время как гений Доминго приукрашивал оперные арии театральной драматургией, его канадский коллега концентрировался на воспроизведении музыкального материала голосом, из-за чего вялая картинка не всегда соответствовала звуку, что не помешало Караяну выбрать его для записи двух фильмов-опер.
Фриц Вундерлих – Тоска: E lucevan le stelle (Пуччини)
Способности немецкого лирического тенора может оценить даже тот, кто далек от мира классики. Природа наделила великого певца невероятно чистым и красивым голосом, который превосходит вокальные данные самых гениальных его коллег, однако дары судьбы увековечивают только тех, кто умеет ими пользоваться, и Фриц Вундерлих доказал, что он ценен не только исполнительским талантом, но и глубоким чувством музыки.