История фольклора уходит своими корнями в глубокую древность. Человек издавна хотел познать окружающий мир природы и найти свое место в нем. Это выражалось в песнях, танцах, произведениях прикладного искусства, украшениях и др.
Древнему народному искусству присущ синкретизм, то есть некое единение разных видов творчества. Так, например, в народной песне нельзя отделить слова от мелодии, а саму песню от танца или обряда
Фольклор – это бесписьменная культура, для которой характерна коллективная память, локальные традиции и символы.
Символика – это древнее явление. А песенная символика возникла с появлением и формированием именно лирических песен. Весь окружающий мир природы стал своеобразным материалом для песенной символики: солнце, ветер, тучи, месяц, трава, цветы, деревья, птицы и т.д. А также разные виды трудовой деятельности (сеяние, поливание, косьба, охота и т.п.) и обрядовые действа (расплетание косы, открывание ворот и др.).
Главным объектом символизации в русских народных лирических песнях является человек – крестьяне и крестьянки, их мысли и чувства, настроения, поступки.
Наиболее древними символами русской обрядовой лирики являются следующие образы: - образ месяца (символ отца);образ солнца (символ матери);- образ звезд (символ детей);- образ месяца-молодца (символ мужа)- образ зорюшки-девушки (символ жены).
Во многих лирических песнях в роли символов выступают птицы. Например, соловей, сокол, селезень, голубь являются символом молодца, белая лебедушка, сизая голубка – символом девушки, а серая кукушка – символом печальной девушки или горькой женской доли.
Наибольшим разнообразием отличаются символы, взятые из растительного мира: белая береза, калина, малина, сладка вишня символизируют девушку; а, если птица клюет вишню, то это значит, что молодец сватает девушку; груша, осина, рябина или сосна – символ женщины; дуб, хмель или виноград – символ молодца.
Из вышесказанного можно сделать вывод о том, что женские образы имеют наибольшее количество поэтических символов в русской народной лирической песне. Женщины создавали традиционные лирические песни, в которых отражался их духовный мир, их чувства и переживания.
Часто в русских народных лирических песнях есть не один, а два и более героев. Так, например, утушка и селезень, лебедушка и гусь, вишня и сокол, голубушка и голубь. И, естественно, чем больше в песне героев, тем больше в ней символов.
Анализируя тексты, можно заметить, что поэтические символы, указывающие на героев песни, употребляются главным образом в обрядовой (свадебной) лирике («рыбица» – невеста, «тучи» - печаль). И напротив, символы, обозначающие не конкретный образ, а то или иное настроение, указывают на необрядовую лирику.
«Два основных цикла человеческих эмоций, - пишет Н. П. Колпакова, - радость и горе с их многочисленными тематическими подразделениями – составляют основное содержание народных лирических песен» (Колпакова Н. П. «Русская народная бытовая песня». М.-Л., с. 207). Отсюда, символику русских народных лирических песен можно разделить на две группы:символику счастья,- символику горя.
Символами счастливой любви и счастья может быть и свет солнца, и цветение растений. И наоборот, например, их увядание – символом горя и печали, а также разлуки («сохнет и вянет в поле травка»).Также символами печали являются: груша без вершины (девушка без родителей); - береза, на которой сидит кукушка; - осина; - сосна; - рябина; - горькая полынь; - явления природы (шум леса или листьев дерева,роса, туман, крутые горы, чистое поле, ветер).
Протяжная лирическая песня Кировской области «Не листочики шумят» относится к группе песен с символикой печали. Об этом нам говорит содержание песни:
Не листочики шумят,
Про милова говорят.
Про милова, любезнова,
Про Иванушка-дружка.
Про Иванушка-дружка,
Завтра праздничок будёт.
Завтра праздник – воскресеньё,
Девкам – радостной денёк.
Девкам – радостной денёк,
В лес за ягодам пойдём.
В лес за ягодам пойдём, за калиной, за малиной,
За чёрной черёмухой.
За чёрной черёмухой…
Не набравши Маша ягод
Из лесочка прочь пошла.
(Запись текста с учетом местного диалекта).
Печаль символизируют следующие строки:
«не листочики шумят» (шум листьев);
«в лес за ягодам пойдём» (лес); «из лесочка прочь пошла» (лес).
Кроме этого, «калина», «малина», «чёрная черёмуха» - это символы девушки, которая ждет встречи с Иванушкой-дружком
Раньше, по словам народных исполнительниц, эту песню могли петь и на посиделках, и на работе и, когда возвращались уставшие с праведных трудов. Для исполнения дошкольниками протяжная лирическая песня «Не листочики шумят» трудна, поэтому я ее разучиваю с воспитателями и включаю в праздничные концерты.
Изучая символику русских народных лирических песен, узнавая значения всё новых и новых для себя символов, работа над музыкально-поэтическим материалом становится более интересной и увлекательной для детей и познавательной для педагога. Это помогает глубже узнать жанровую природу русской народной лирики, а через нее русское народное творчество.
Мелодика русских народных песен.
Термин «мелос» ввел в научное употребление советский музыковед Б. Асафьев в работе «Речевая интонация» (в 30-е годы). В разные годы свои наблюдения о свойствах песенной мелодики высказывали В.Одоевский, В.Серов, В.Прокунин, П.Сокальский, Ю.Мельгунов, Е.Линева, В.Пасхалов и др. Позже Л.Мазель и В.Цуккерман говорили о принципах анализа мелодики, а Т.Бершадская - о последовании интонационных циклов. Музыковеды-фольклористы М.Енговатова и Б.Ефименкова при рассмотрении мелодики народных песен употребляют понятие «мелодические ячейки». В.М.Щуров предлагает название «мелодические звенья», т.к. напевы народных песен часто строятся путём сцепления нескольких мелодических попевок. Итак, в научном взгляде на мелодику подходы различны, но типичные мелодические рисунки до настоящего времени не были охарактеризованы.
Понятие «мелодика» употребляется в обобщенном (широком) или конкретном (узком) значениях.
Широкое – мелодичность музыки, когда речь идет о певучести, лиричности, т.е. о выразительных качествах музыки.
Узкое имеет три значения:
1).Мелодия – это музыкальная мысль, выраженная одноголосно (в вокальной музыке или одноголосный наигрыш в инструментальной музыке).
2).Мелодия – это совокупность нескольких компонентов музыкального языка – интонация, ритм, ладовая окраска.
Мелодия – это главный (или равноправный наряду с главным) голос многоголосного музыкального произведения. Например, в подголосочной полифонии типа «склад со второй».
Для собирателей и исполнителей народной песни особый интерес должно представлять крестьянское понимание мелодии. Например, Е.Э.Линева, много и интересно описывавшая свои встречи с крестьянами, записала: «песня, как река льется, с извилинами и загонами, а новая – как чугунка бежит».
Формы и тип мелодики.
1) Попевочный тип – простейшая форма, которая складывается из варьирования и повторения простейших интонаций (или интонационных элементов). Встречается в календарных песнях, детских, древних хороводных, причитаниях. Это напевы с узким звуковым объемом.
В.М.Щуров. Стилевые основы русской народной музыки.Тема «Изучение народной мелодики» гл.У111.стр.185
2) Развитый тип мелодики, ее формы:
-нисходящее мелодическое движение из « вершины-источника»;
-нисходящее движение с признаками поступательного;
- восходящее движение одним или несколькими скачками и заполнение его нисходящим движением.
-мелодический рисунок в виде «синусоиды», где напев начинается в среднем регистре, достигает вершины, а затем опускается ниже своего начала (может вернуться на начало);
-мелодический рисунок в виде «восходящей волны»;
-мелодический рисунок в соотношении «вопроса-ответа»; «ответа-вопроса»;
-вращательное движение (опевание основных звуков);
- «обращенная волна» - нисходящее переходит в восходящее.
В песенных мелодиях – голосах существует понятие вариантности ивариационности (импровизационности) в двух значениях:
а) узкое
Вариации – это ритмические, мелодические изменения основного напева песни в разных строфах (куплетах);
Варианты – это ритмические или мелодические изменения в одном произведении подголосочного склада в разных голосах.
б) широкое
Варианты – разные исполнительские варианты одного произведения;
Разные мелодические варианты произведения одного (сходного) содержания, записанные в разных местностях.