Русская народная музыка

25k

Русская народная музыка

Русская народная музыка ведет свое происхождение из фольклора славянских племен, живших на территории Киевской Руси  (X в.).  Русский фольклор очень неоднороден, до сих пор в нем бытуют этнические традиционные разновидности. Например, своими особенностями обладает  народно-песенный фольклор северных, западных, южных, центральных областей, поселений в бассейнах крупных рек – Оки, Волги, Дона. Многие песни, сохранившиеся до настоящего времени имеют языческие корни, которые нередко сочетаются с элементами христианской обрядовости.         

Древнерусский музыкальный фольклор сохранился благодаря особенностям исторического развития:  принятие на Руси в X в. христианства восточного обряда (в отличие от многих стран Европы), монголо-татарское нашествие, впоследствии крепостное право и резкое культурное расслоение общества (с XVIII в.), при котором крестьянство и низшие слои городского населения оказались менее затронутыми европеизацией, чем «образованное» общество.  

Основные жанры русского фольклора: календарные обрядовые песни; песни свадебного цикла; эпос; танцевальные жанры; лирические песни; частушки. Инструментальная музыка по сравнению с вокальной занимает значительно меньшее место, это связано с церковным запретом на использование музыкальных инструментов в храме, который, по-видимому, оказал влияние и на фольклор.

В песенном фольклоре особое место занимает цикл календарных песен, наиболее типичный для западных, юго-западных и некоторых центральных областей. В его состав входят малые циклы, строго приуроченные ко времени года и праздникам языческого календаря. Характерно, что на эти даты часто «накладываются» даты христианских праздников.
Календарные песни строятся на определенных ладовых и ритмических формулах, в них сохраняются древнейшие бесполутоновые и узкообъемные звукоряды.       

Самое древнее происхождение имеют также эпические жанры – былины (старины), скоморошины, некоторые виды духовных стихов, исторические песни. Духовные стихи  существуют в русской музыке как устной, так и в письменной традиции (древнерусской крюковой нотацией, а также некоторые исторические песни. На севере России, а также у донских казаков еще существует коренная эпическая традиция.             

В музыкальном отношении наиболее сложным жанром русского фольклора является лирическая песня и ее высшая форма – протяжная, которая предположительно сложилась в XVI–XVII вв. в Московской Руси. С лирической песней связывают происхождение народного многоголосия полифонического или гетерофонного (подголосочного) типов с участием солирующих голосов. Очень развитыми в мелодическом отношении являются также некоторые виды плачей, входящих в свадебный обряд, и плачей погребальных: для них характерна экспрессивность, возникающая в результате сочетания обрядовых формул с личной импровизацией исполнительницы.                   

К самым поздним жанрам относятся частушки и городские лирические  песни (романс), они получили распространение с XIX в.

Первые сборники народных песен появились в России во второй половине XVIII в., это были «Собрание русских простых песен с нотами» В.Ф.Трутовского (1776–1795) и «Собрание народных русских песен с их голосами» Н.А.Львова и Ивана Прача (1790). Также чуть позже известностью пользовались собрания народных песен Д.Н.Кашина и И.А. Рупина (1830–1840-е годы). Песни в сборниках имели аккомпанемент и были приспособлены для салонного музицирования.

Важную роль сыграли сборники обработок народных песен для голоса с фортепиано композиторов-классиков – М.А. Балакирева (1866), Н.А.Римского-Корсакова (1876 и 1882), П.И.Чайковского, А.К.Лядова, С.М.Ляпунова и др.

Сборники Ю.Н.Мельгунова «Русские народные песни, непосредственно с голосов народа записанные» (1879–1885) были первыми опытами воспроизведения подлинного крестьянского многоголосия. Их продолжили «Великорусские песни в народной гармонизации» Е.Э.Линевой (1904–1909), где была использована запись на фонограф.

В дальнейшем большое значение приобрели масштабные собрания, отражающие либо один фольклорный жанр во всем многообразии форм его бытования, либо данную региональную традицию. Например, сборники Е.В.Гиппиуса и З.В.Эвальд «Песни Пинежья» (1937), А.М.Астаховой «Былины Севера» (1938), А.М.Листопадова «Песни донских казаков» (1949–1954), Н.Л.Котиковой «Русские частушки» (1956), А.В.Рудневой «Народные песни Курской области» (1957) и др. Отдельно можно также назвать  антологии «Русская народная протяжная песня» (1966) и «Образцы народного многоголосия» (1972), И.И.Земцовского; «Былины. Русский народный эпос» Б.М.Добровольского и В.Коргузалова (1981).