Творческий гений М.И. Глинки в русской национальной культуре (кратко)

25k

Творчество  Глинки имело особое значение для  развития русской национальной культуры: в его творениях сложилась  русская музыкальная классика. Глинка навсегда останется в истории  первым русским композитором мирового значения, а потому – явлением единственным, исключительным, неповторимым.

Глинка  стал родоначальником новой эпохи  русского искусства. Он выступил не только как завершитель пройденного  этапа, но и как открыватель новых  путей. Он не только обобщил лучшие художественные традиции прошлого, но и дал новый поворот всему  развитию русской музыки.

В основе всей деятельности Глинки лежит  та действенная идея патриотизма, которая  в условиях декабристского периода  была неразрывно связана с понятием истинной народности. Глинка вошел  в наше сознание, прежде всего как  певец русского народа. Искусство  Глинки питалось истоками народного  творчества, усваивало древнейшие традиции русской хоровой культуры, по-новому претворяло художественные принципы русской  композиторской школы 18 и начала 19 века. К искусству Глинки ведут и  русский монументальный хоровой  стиль a cappella, и ранняя русская опера, и бытовая песня-романс, и народно-песенная традиция в жанрах инструментальной музыки 18 века. Разумеется, что все эти элементы у Глинки переплавились в новое качество более совершенного, классического стиля. Ему первому удалось придать русской профессиональной музыке широкий размах, силу идейного содержания и совершенство художественных форм. Новое содержание искусства Глинки связано, прежде всего, с новым пониманием важнейшего принципа русской композиторской школы – принципа народности. Композитору принадлежат замечательные слова: «…создает музыку народ, а мы, художники, только ее аранжируем». Народность у Глинки – это глубокое и разностороннее отображение жизни народа, его мировоззрения и характера, его исторического опыта.

В своем понимании народности композитор был чужд национальной ограниченности. Один из самых передовых, глубоко  мыслящих художников эпохи романтизма, он живо интересовался искусством различных  народов, их бытом и нравами, их языком. В его музыке широко отражены и  песни Востока, и грация польского  танца, и темпераментная испанская  пляска, и пленительное bell canto итальянских мелодий. Такая широта восприятия в творчестве Глинки является типичной чертой русской классической школы.

Проблема  народности в сознании Глинки была нераздельно связана с требованием  правдивого отражения жизни, с реалистическим методом творчества. И здесь композитор поднялся на ступень выше своих предшественников. Преодолевая бытовой реализм 18 века, он пришел к эстетическим принципам  высокой типизации и поэтического обобщения явлений действительности. Особое значение в творческом методе Глинки приобретает проблема мастерства. Никто из его предшественников не уделял так много внимания вопросам художественной формы, архитектоники, композиции. Любое произведение Глинки привлекает цельностью и стройностью  формы, точностью и ясностью музыкального выражения.

Национальное  искусство Глинки не принадлежит  ни классицизму, ни романтизму, оно  тем более не является простой  суммой классицистических и романтических элементов. Впитав достижения западноевропейской музыкальной культуры. В совершенстве овладев высоким мастерством, он выработал свою систему эстетических взглядов, опирающуюся на принципы русского художественного реализма пушкинской эпохи. Этой системе и подчинен стиль Глинки.

Глинка  оставил после себя огромное бесценное  наследие потомкам – свои произведения, в которое входят оперы «Иван  Сусанин» и «Руслан и Людмила»; «Камаринская», «Вальс-фантазия» и  другие симфонические произведения; более 70 романсов; камерные инструментальные ансамбли и фортепианные произведения.

Роль  Глинки в русском музыкальном  искусстве велика. Только с его  творчеством русская музыка вышла  на путь широкого, монументального, общенародного  искусства.