Первые зачаточные примеры полифонии зафиксированы в Musica enchiriadis (конец IX или начало X в.), однако полифоническая практика предшествует письменным источникам. История полифонии совпадает с историей западной культуры и является ее специфическим характеристическим аспектом по отношению к неевропейским цивилизациям. В некоторых случаях внеевропейским цивилизациям оказывается чуждым само понятие полифонии, т.е. одновременное наличие двух или более мелодических линий голосов, звучащих синхронно с последующим сложным развитием тематического материала. Часто этот термин используется как синоним контрапункта (сочетание различных самостоятельных музыкальных линий), но в строгом смысле слова он имеет более широкое значение : любой тип одновременно звучащих различных звуков, образующих цепочки аккордов гармонии.
Первая полифоническая форма ,,органум’’
При желании установить дату появления полифонии, какой бы условий она ни была, следует начинать с конца IX в., когда был засвидетельствован вид двойного горизонтального пения, названного органумом, или диафонией.
Органум (от лат. Organum – орудие, инструмент) ознаменовал собой переход музыкального мышления на более высокую ступень – гармоническую вертикаль. Основными видами органума являются параллельный, в которой мелодия (главный голос vox principalis) дублируется в кварту или квинту (IX – X вв.); свободный с использованием противоположного моноритмического движения голосов (XI – XII вв.); мелизматический, в котором на один слог текста приходится несколько звуков контрапункта (XII в.). Завершающая точка процесса развития органума была поставлена парижской школой Нотр-Дам в лице Леонина и Перотина. После наивысшего расцвета в XIIIв. Органум начал приходить в упадок.
XIV в. во Франции
Термин Ars antiqua (старое искусство) появился примерно в 1320 г. Для определения полифонического искусства периода 1230 – 1320 гг. в противовес Ars nova (новое искусство) – термину, которым обычно обозначается музыка XIV в. во Франции и Италии. В действительности такое противопоставление явилось результатом диспута между сторонником ,,современных’’ композиторов Филиппом Витри и защитником ,,стариков’’, творивших в XIII в., Якобом Льежским, автором трактата Speculum musicae (,,Зерцало музыки’’). Центральными темами дискуссии были технические аспекты двух стилей, главным образом проблемы ритмики, относящиеся исключительно к полифонической музыке.
В настоящее время термин Ars antiqua используется некоторыми учеными в более широком хронологическом значении; им охватываются первые формы полифонии XI в., школа Нотр-Дам с Леонином и Перотином, школа Франкона и Пьера де Ла Круа, главным центром который был Париж. В более строгом понимании и в соответствии с первоначальным определением (исключив соответствующие тому времени одноголосные формы музыкального творчества трубадуров и труверов) Ars antigua можно считать переходным периодом между парижской школой Нотр-Дам со всеми ее формами и техникой композиции и Ars nova (новым искусством).
Предшественники: школа Нотр-Дам и ее представители
Группа музыкантов, имена которых в большинстве случаев история не сохранила, способствовавших в период примерно с 1150 по 1250 г. Развитию и расцвету первых способов полифонической записи, уже были сочинены Леонином органумы и исполнен четырехголосный органум Перотина.
Леонин, или Леонинус (Париж, XII в.), названный английским теоретиком XIII в. органистом и автором ,,Большой книги органума’’ (Magnus liber organi de Antiphonario della cattedraledi Notre-Dame a Parigi), считается первым представителем школы Нотр-Дам. Его Magnus liber представляет собой первую попытку собрать и составить полные циклы мессы и оффиция на весь литургический год. Поскольку текст Леонина был позже отредактирован Перотином, теперь трудно установить, какие отрывки полностью принадлежат Леонину.
Перотин, или Магистр Перотин, вероятно, творил в конце XII в. и в первые два десятилетия XIII в. Он был крупнейшим представителем школы Нотр-Дам в период ее наивысшего расцвета и принадлежит к поколению, последовавшему за Леонином. Перотину приписывают сложные композиции двух четырехголосных органумов (Viderunt omnes u Sederunt principes), беспрецедентные в полифонии той эпохи, различные трехголосные органумы, клаузулы и кондукты. Ему приписывают также изобретение клаузулы – полифонического двухголосного (иногда трехголосного) сочинения, предназначенного для замены части органумов Леонина, излишне затянутой в некоторых разделах литургии и имевшей большое значение в образовании мотета. В полифонической музыке XVI в. клаузула была кадансовой формулой. Кондукт, полифоническое сочинение на латинский текст на 2 или 3 голоса, считается типичной формой школы Нотр-Дам и Ars antiqua, но использовался также в XIV в. До появления полифонии кондукт был монодий ной формой и носил религиозный характер. В XIII в. одноголосный кондукт входил в литургическую драму.
Типичные формы Ars antiqua
Одной из наиболее распространенных музыкальных форм был мотет, образованный добавлением текста к верхнему голосу клаузулы и развивавшийся в сторону все большей независимости голосов (в основном трех). Тексты для разных голосов были различны. Сначала все тексты писались на латинском языке, затем были введены светские тексты на других языках. Еще одной типичной формой этого времени был рондель, своего рода простой канон (знаменитый английский Летний канон Samer is icumen in). Параллельно изменялись и приемы нотации: постепенно исчезали модусные формулы, уступая место все более точной мензуральной нотации и открывая путь метрическим сложностям Ars nova.
Теоретические источники Ars nova
Ars nova – название трактата (около 1320 г.) Филиппа де Витри, в котором рассматриваются не проблемы эстетического порядка, а новые виды нотации (не следует забывать о техническом значении слова ars (искусство) в Средние века). Короткому труду Витри предшествовал более обширный трактат Иоанна Муриса, преподавателя Парижского университета, Ars novae musicae (1319). Из других теоретических источников известен труд Маркетто Падуанского Pomerium in arte musicae mensuratae (1326). Несмотря на многочисленные взаимосвязи, французское и итальянское ,,новое искусство’’ (Ars nova) относят к двум различным школам.
Ars nova во Франции
Главным центром Ars nova был Париж, в котором существовала полифоническая традиция Нотр-Дам и Ars antiqua, в которую новая школа внесла свою лепту: тенор в изотермии (изотермия основана на идентично ритмическом движении музыкальной фразы в следующей фразе, построенной из других нот). Благодаря французскому Ars nova полифония перестала быть исключительно церковным стилем и перешла в разряд также и светской музыки. Наряду с мотетом, все больше приобретавшим светский характер и становившимся свободным и более сложным в полифоническом движении, утверждались новые жанры: баллада, рондо, виреле и ле (последние в большинстве случаев оставались одноголосными). Господствующей фигурой в Ars nova Франции был Гийом де Машо. После него установилась тенденция ко все более вычурной сложности, проявлявшейся в усложнении нотации и в сложном ритмическом рисунке произведения.
Гийом де Машо
Гийом де Машо (около 1302, близ Реймса – 1377, Реймс) с 1322 по 1346 г. Служил секретарем Яна I Люксембургского, короля Богемии, затем секретарем короля Наварры Карла II Безобразного; с 1357 г. он был назначен каноником в Реймсе. Машо занимает значительное место в развитии музыки и поэзии XIV в.: разработал полифоническую запись, применил новые, изысканные ритмические и гармонические решения. Его месса ,,Нотр-Дам’’ – первая полностью полифоническая месса, написанная одним автором. Помимо мессы, Машо разрабатывал полифонию в мотетах (19 из них на 3 и на 4 голоса), в 21 рондо, в 40 балладах и в гокете Hoguetus David. Он сочинил в одноголосном стиле 38 вируле и 24 ле. Семь его сочинений разного рода представлены в поэме ,,Снадобье Фортуны’’ (Remede de fortune). Его огромное поэтическое наследие (80 000 стихов) представлено лирико-повествовательными произведениями (Dit dou Vergier, Voir dit), а также дидактическими и повествовательными поэмами (Le jugement dou roi de Behaingne, Remede de la fortune, Le confort d’ami).
Музыка Италии
Расцвет Ars nova пришелся на XVI в. В Италии не было доминирующего культурного центра, каким во Франции являлся Париж; музыканты Ars nova творили во многих местах, разбросанных по всему полуострову, особенно в центральных и северных областях (наиболее крупными центрами были Болонья и Флоренция). Полифония итальянского Треченто (XIV в.) носила преимущественно светский характер и разрабатывалась в жанрах мадригала, каччи и баллаты.
Наиболее яркими музыкантами были Якопо да Болонья (XIV в.), Герарделло Флорентийский (умер в 1362/64), Джованни из Каши (или из Флоренции, XIV в.) и Франческо Ландини, известный как Франческо Слепой. Ландини (между 1325 и 1335, Фьезоле – 1397, Флоренция) занимался изготовлением органов, был поэтом и импровизатором. Ландини интересовался музыкальной и органной теорией, изобрел струнный инструмент серена серенарум, однако слава к нему прежде всего пришла как к органисту. Как композитор он наиболее ярко проявил себя в искусстве Ars nova. В его богатом творческом наследии насчитываются 12 мадригалов, одна качча (жанр посвящен охоте) и одна песня виреле, вызывающие восхищение из-за синтеза строгости техники и лирической непринужденности мелодии, 91 баллада на 2 голоса и 47 – на 3 голоса. Их отличает тип каденции (называемой каденцией Ландини), использовавшейся довольно часто композиторами Треченто и Кватроченто (XV в.)
Основными теоретиками в тот период были Маркетто Падуанский (конец XIII – начало XIV) и Просдочимо де Бельдемандис (1380 – 1420). К концу XIV в. начался более интенсивный обмен между итальянским и французским Ars nova, что привело к усложнению нотации и форм.
На последнем этапе итальянское ,,новое искусство’’ вступило в соперничество с французским в поисках более совершенного из различных видов нотации. Эта тенденция подготовила появление франко-фламандской школы, сыгравшей значительную роль в развитии музыкального искусства.
Мадригал, качча и баллата
В XI в. под термином мадригал подразумевалось поэтическое сочинение итальянского народного творчества (пастушеская песня). Предполагается, что этимологически название произошло от слова mandria – стадо. Трансформированная и облагороженная Ф. Петраркой, эта форма перешла в профессиональную поэзию. В музыке термин мадригал обозначает тип вокального произведения на несколько голосов, достигшего расцвета сначала в XVI и в первой половине XVII в. Подсчитано, что в период между 1530 и 1650 гг. было напечатано около 2000 сборников мадригалов, или от 35 до 40 тыс. сочинений. Мадригал XIV в. в совокупности с каччей и баллатой представляет собой отличительную форму итальянского ,,нового искусства’’ и четко отличается от мадригала, получившего известность в эпоху Возрождения и в первый период барокко. Строфический мадригал Треченто состоит из двух разделов (из строф и ритурнеля) и рассчитан на 2 – 3 голоса с явным преобладанием верхнего (голоса человека), а другой(ие), возможно, заменяют инструмент (аккомпанемент), который развивается в стиле украшенного кондукта в основном в одном ритме, но богатого фиоритурами, свидетельствующими об изощренной мелодической технике (известны прежде всего примеры Ф. Ландини).
Другой типичной музыкальной формой итальянского Ars nova, прежде всего первой половины XIV в., является качча: название происходит от темы поэтического текста, описывающего сценку охоты или рыбной ловли и носящего явный жанровый характер; однако она отличается от используемой во французской песне шас (охота), в которой 2 верхних голоса имитируют друг друга. В музыкальном отношении качча представляет собой 2-голосный канон, поддерживаемый тенором, по большей части инструментальный, создающий эффект эха и диалога. Метрическая структура текстов, порой родственная структуре мадригала, со строфой ритурнеля часто выпадет из строфической схемы и тем самым больше соответствует импрессионистически-описательному характеру темы.
Музыкально-поэтический жанр баллаты, называемой вначале ,,танцевальной песней’’, берет начало не от французской баллады, а скорее от виреле; обе формы имеют одинаковое положение рефрена, а именно – в начале каждой строфы. В дошедших до нас музыкальных тестах от оригинальной танцевальной канцоны ничего не осталось. Большая часть сочинений полифоническая, но встречаются и одноголосные. Наиболее крупным представителем этого жанра является Франческо Ландини.